АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ

АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ РИСК-МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Просмотры

133

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 39 (84), сентябрь ‘22

Дата публикации 21.09.2022

Поделиться

В статье рассмотрены аспекты антикризисного управления в рамках системы риск-менеджмента организации, подчеркнута актуальность современных подходов в рамках мониторинга и профилактики рисковых ситуаций. Выделены основные этапы и модели антикризисного управления. Рассмотрены вопросы диагностики организационных моделей антикризисного управления.

Антикризисное управление представляет собой особый тип менеджмента, обусловленный циклическим характером функционирования экономики, возникновением кризисных ситуаций в развитии социально-экономических систем на макро- и микро уровнях. Кризис – явление объективное. Не только экономика, но и природа развивается циклично. Кризис – не всегда следствие объективных природных явлений и процессов, его может порождать сам человек, его ошибки, предрассудки, некомпетентность.

Проведем анализ понятия «кризис» различных авторов. Несмотря на сложность и многоаспектность понятия «кризис», его изучение разными науками, в специальной литературе определения данного понятия сводятся в основном к следующим характеристикам. В таблице 1 представлены разновидности определений понятия «кризис» разными авторами [2,6]:

 

Таблица 1.

Классические интерпретации понятия «кризис»

 

Автор

Формулировка определения «мотивация»

 

1

Д-р экон. наук, проф. Э.М. Коротков

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде.

Данное определение достаточно полное, однако в нем не хватает указания других сфер, которым присущ кризис

2

Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д. М., Доннелли Д. Х.

Кризис – это состояние, при котором существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы

Слишком обобщенный подход к определению “кризис”

3

А. А. Богданов

Кризис – это различные обострения в социально-экономической

системе страны или любой организации, способные привести к непредсказуемым ситуациям

Данное определение наиболее точно характеризует понятие “кризис”

4

Кибанов А. Я.

Кризис - тяжелое переходное

состояние какого-либо процесса, социального института, сферы общества (духовный кризис, политический кризис, экономический кризис)

Данное определение достаточно точное, в отличии от многих других, оно показывает иные сферы, на которые распространяется кризис 

5

Райн Харт Козеллек, французский математик, философ, экономист XIX века 

Кризис - это «едва измеримый переломный пункт, при котором решением является либо смерть, либо жизнь».

Данное определение слишком узкое

6

Экономическая энциклопедия

Кризис - глубокое расстройство, резкий перелом, период обострения противоречий в процессе развития какой-либо сферы человеческой деятельности

В определении использованы излишне обобщенные формулировки

 

Рассмотрев различные точки зрения на понятие «кризис», мы пришли к выводу, что наиболее раскрытое и полное понятие оказалось у                                  А. А. Богданова: «Кризис – это различные обострения в социально-экономической системе страны или любой организации, способные привести к непредсказуемым ситуациям». В дальнейшем под понятием «кризис» будем понимать именно это определение.

Эволюция экономических, социальных, политических отношений привела к углубляющимся по остроте и масштабам, экономическим, социальным, политическим, экологическим и другим рискам. Проявление тех или иных рисков либо их сочетаний зачастую приводит к глубоким кризисам социально-экономических систем, в том числе и хозяйствующих субъектов любых организационно-правовых форм, форм собственности, сфер деятельности.

И поскольку в современном обществе встреча рисков и кризисов с насущными жизненными интересами человечества и нанесение потерь этим интересам вполне реальны и объективны, постольку выявление, предотвращение и организация защиты от рисков и кризисов столь же реальны и объективны. Для эффективного антикризисного управления необходимо знание причин, факторов, последствий и видов кризиса.

По вопросам возникновения кризисов и их влияния на развитие различных систем существуют неоднозначные точки зрения. С одной стороны, бытует мнение, что кризисы свойственны только капиталистическому способу производства и не могут возникать при социалистическом, которому присущи только «трудности роста». С другой стороны, отмечается, что понятие «кризис» можно применять только к макроэкономическому уровню. Для микроуровня, по мнению некоторых экономистов, подходят менее острые проблемы, вызванные в большей степени неэффективной системой производства и управления и не являющиеся следствием кризиса развития.

Р.Н. Деникаева отмечает, что кризис некоторых предприятий — это нормальное явление рыночной экономики, в которой по аналогии с дарвиновской теорией выживают сильнейшие. Предприятие, которое не соответствует «окружающей среде», должно либо приспособиться и использовать свои сильные стороны, либо исчезнуть [1,4].

Для любой социально-экономической системы, в том числе хозяйствующих субъектов, характерны такие факторы существования, как:

• функционирование (поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих качественную определенность, целостность, сущностные характеристики);

• развитие (приобретение нового качества, укрепляющего жизнедеятельность в условиях изменяющейся среды.).

Взаимосвязь этих двух факторов и переход из одного состояния в другое предполагает периодическое наступление кризисов, которые могут иметь не только разрушительные, но и положительные последствия. [3].

Функционирование и развитие теснейшим образом взаимосвязаны друг с другом (рис. 1).

Рисунок 1. Возникновение опасности кризиса в социально-экономической системе (организации)

 

Например, функционирование социально-экономической системы характеризует обязательное наличие предмета труда, средств труда и человека, осуществляющего трудовую деятельность. При этом функционирование социально-экономической системы возможно лишь при определенном соответствии данных признаков: средства труда могут изменять его предмет, человек должен владеть средствами труда, результат должен соответствовать интересам и потребностям человека. Все это условия функционирования. Развитие характеризует изменения предмета, средств труда и человека. Критерий изменений – появление нового качества, укрепляющего стабильность и гармоничность функционирования социально –экономической системы или создающего принципиально новые условия ее функционирования. Фактом развития являются повышение производительности труда, изменение его характера, возникновение новой технологии, что, конечно, изменяет и условия функционирования социально-экономической системы. Таким образом, возникает циклическая тенденция развития, отражающая периодическое наступление кризисов. Кризисы не обязательно разрушительны, но их возникновение обусловлено не только субъективными, но и объективными причинами, самой природой социально-экономической системы. Кризисы не только отражают противоречия функционирования и развития, они могут возникать и в самих процессах функционирования.

Социально-экономическая система – саморегулируемая система, в ее существовании действуют механизмы восстановления равновесия. Система управления существует для того, чтобы обеспечивать менее болезненное и более последовательное развитие социально – экономической системы. Преодоление кризисов – управляемый процесс. Успех управления зависит от своевременного распознавания симптомов наступления кризиса. Признаки кризиса дифференцируются по типологической принадлежности: масштабы, острота, проблематика, причины, область развития, фаза проявления, возможные последствия.

Кризисы могут вызываться как управляемыми, так и неуправляемыми факторами. Для эффективного управления кризисом необходимо исследовать не только его причины (рис. 2), но и последствия (рис. 3).

Кризис может возникнуть вследствие действия многообразных факторов, соответственно, опасность кризиса существует постоянно.

Причина кризиса – событие или зафиксированное состояние объекта, или установленная тенденция, свидетельствующая о наступлении кризиса.

Причины возникновения кризиса делятся:

1) на объективные и субъективные;

2) внешние и внутренние (рис. 2).

Рисунок 2. Причины кризиса

 

Причины возникновения кризисов разнообразны, ими могут быть природные катаклизмы, производственные циклы, разбалансированность макроэкономики, политическая нестабильность, обострение конкуренции, непрофессиональное управление и др. [7,8].

Если согласиться с тем, что кризис может возникнуть вследствие действия всего многообразия внешних и внутренних факторов, то можно сделать вывод, что опасность кризиса существует постоянно, его необходимо предвидеть и прогнозировать. Здесь необходимо обратить внимание на то, что речь идет о типовых причинах возникновения кризиса в целом.

В понимании сущности кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно, как обновление организации, так и ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса, даже еще более глубокого и продолжительного.

Последствия кризиса определяются не только его причинами, характером и глубиной, но и возможностью управления процессами кризисного развития, то есть применяемым антикризисным управлением и могут быть положительными и отрицательными.

  1. Положительные:

– преобразование организации (реструктуризация);

– оздоровление организации;

– обновление методов управления;

– инновационное развитие.

  1. Отрицательные:

– переход в состояние нового кризиса или усиление существующего кризиса; – потеря платежеспособности предприятия;

– смена собственника организации;

– банкротство, влекущее за собой ликвидацию предприятия и распродажу его имущества.

Для эффективного управления кризисом проведен и  представлен анализ последствий кризиса (рис. 3).

Рисунок 3. Возможные последствия кризисов

 

Например, в результате кризиса возможно обновление организации или ее ликвидация, оздоровление или усугубление ситуации. Кризис может иметь как позитивные, так и крайне негативные последствия, которые могут развиваться и согласно «принципу домино». Возможна консервация кризисных ситуаций (например, политического кризиса) на довольно длительное время. Последствия кризиса могут привести к резким изменениям или мягкому, продолжительному и последовательному выходу из него. Кризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми [5].

Последствия кризиса определяются не только его природой и параметрами, но и эффективностью антикризисного управления, которое может или смягчить, или обострить кризис. Возможности управления зависят от цели, профессионализма, искусства управления, характера мотивации, понимания причин и последствий, ответственности.

Во многих случаях спасает энтузиазм управляющих, который не может давать продолжительного эффекта, хотя исключать его из программ антикризисного управления не следует. При этом надо понимать, что и энтузиазм бывает различным по своим истокам, национальным особенностям, традициям культуры и т. д. Если энтузиазм используется для прикрытия грубых ошибок или корыстных целей, он не способствует снятию кризисного напряжения.

Список литературы

  1. Антикризисное управление: учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. /
Под ред. проф. Э. М. Короткова. – М. : ИНФРА-М, 2008. – 620 с.
  2. Антикризисное управление: учеб. пособие / под ред. Э. М. Корот-
кова. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 240 с.
  3. Антикризисное управление персоналом организации: учеб. посо-
бие по специальности «Менеджмент организации» / А. Н. Ми-
тин и др. – СПб. : Питер, 2005. – 272 с.
  4. Гарина Е. П. Антикризисное управление: учебник. / Е. П. Гари-
на, О. В. Медведева, Е. В. Шпилевская. – Ростов н/Д : Феникс,
2011. – 345 с.
  5. Носова Н. С. Краткий курс по антикризисному управлению: учеб.
пособие. – М. : Издательство «Окей-книга», 2009. – 158 с.
  6. Орехов В. И., Балдин К. В., Орехова Т. Р. Антикризисное управле-
ние: учеб. пособие. – 2-е изд., испр.– М. : ИНФРА-М, 2012. –
540 с.
  7. Основы антикризисного управления предприятиями: учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Н. Н. Кожевникова. –
2-е изд., стер. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. –
496 с.
  8. Патласов О. Ю., Сергиенко О. В. Антикризисное управление. Фи-
нансовое моделирование и диагностика банкротства коммерче-
ской организации: учеб. пособие. – М. : Книжный мир, 2009. –
512 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее