Активизация учебной познавательной деятельности обучающихся на уроках географии по средствам игры

Активизация учебной познавательной деятельности обучающихся на уроках географии по средствам игры

Развитие образовательного процесса продолжается каждый день. Методы, которые использует учитель на уроках для активизации познавательной деятельности учащихся сохраняются те же, но они модернизируются и преобразуются. Игра остается старым и в то же время новым методом, который позволяет на уроках географии развивать познавательные способности учащихся, развивая интерес к предмету и активизируя учебную деятельность.

Авторы публикации

Рубрика

География

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 38 (83), Сентябрь ‘22

Дата публицакии 17.09.2022

Поделиться

Современное образование оказывает большое влияние на развитие личностных качеств школьников, их способностей, формирование активной и творческой жизненной позиции. Использование активных и познавательных методов обучения на уроках позволяет выявить в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству, создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения. [1, c. 80]

В настоящее время большое внимание уделяется к личности школьника, его сознанию и интеллектуальному потенциалу. В соответствии с этим, не вызывает никаких колебаний чрезмерная важность и острая необходимость такой подготовки учащихся,  при которой развивались интеллектуальные способности личности. Школьники в старшем возрасте должны обладать высокими знаниями наук, мастерством гибкого мышления, по-новому решать творческие и профессиональные вопросы.

На занятиях учитель должен организовывать постоянный поиск информации, целью которого будет отбор новых форм и причин позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и образования учащихся на всех этапах обучения. [2, с. 155]

Учителям средних учебных заведений следует осуществить концепцию, которая будет предполагать новые программы обеспечения необходимым и качественным материалом разноаспектного развития личности учащихся, формирование тех качеств, которые будут открывать и расширять индивидуальные способности и возможности ученика.

Один из старых, но актуальных в современном мире, является метод игры. Этот метод позволяет воспитывать и развивать умения учащихся не доставляя дискомфорт на уроках.

Игра является одним из методов, или, по определению Г.К. Селевко, технологий, позволяющих повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.

Главная задача предмета, это углубить и вырабатывать прочные знания по географии, применять новые навыки и умения на практике. [3, с. 205]

Сегодня учитель географии применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующего на интенсивное и результативное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения географии.

Игровые уроки являются одной из самых результативных и инновационных форм обучения. [4, с. 87]

С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используются учебные игры. Как показывает практика, в большинстве случаев знания не всегда побуждает ученика к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их решения. Требуется новый подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимся. Учитель перестаёт быть для учащихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельностью учащихся, направляемой на решение проблем. Так же, изменяется и роль ученика, он становится активным участником учебного процесса. Учащиеся сами формулируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем, применяют свой жизненный опыт.

Игра — это приём обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой обстановке. [5, с. 365]

Игровая деятельность выполняет функции [6, с. 456]:

  • развлекательную;
  • коммуникативную;
  • самореализации через практику деятельности;
  • игротерапевтическую —  преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
  • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
  • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Таким образом, традиционные уроки обеспечивают возможность изучения учащимися наибольшего объёма информации, которая, в свою очередь, характеризуется систематичностью, упорядоченностью и чёткой логической последовательностью. Это способствует формированию достаточно прочных знаний, умений, навыков.

Список литературы

  1. Данилишина В.Ю. Изучение нового материала в игровых формах // География в школе №1, 2009. – 155 с.
  2. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения.- М,: Просвещение, 1980. – 205 с.
  3. Мартемьянов В.В. Игросистема в преподавании географии. География в школе. 2001. – 87 с.
  4. Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии. – Москва: Народное образование, 1998. – 365 с.
  5. Болотникова Н.В. География. Уроки-игры в средней школе. Волгоград: издательство «Учитель», 2007. – 456 с.
  6. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения.// Педагогика — 1986. – 100 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary