Современное образование оказывает большое влияние на развитие личностных качеств школьников, их способностей, формирование активной и творческой жизненной позиции. Использование активных и познавательных методов обучения на уроках позволяет выявить в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству, создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения. [1, c. 80]
В настоящее время большое внимание уделяется к личности школьника, его сознанию и интеллектуальному потенциалу. В соответствии с этим, не вызывает никаких колебаний чрезмерная важность и острая необходимость такой подготовки учащихся, при которой развивались интеллектуальные способности личности. Школьники в старшем возрасте должны обладать высокими знаниями наук, мастерством гибкого мышления, по-новому решать творческие и профессиональные вопросы.
На занятиях учитель должен организовывать постоянный поиск информации, целью которого будет отбор новых форм и причин позволяющие слить в единый процесс работу по образованию, развитию и образования учащихся на всех этапах обучения. [2, с. 155]
Учителям средних учебных заведений следует осуществить концепцию, которая будет предполагать новые программы обеспечения необходимым и качественным материалом разноаспектного развития личности учащихся, формирование тех качеств, которые будут открывать и расширять индивидуальные способности и возможности ученика.
Один из старых, но актуальных в современном мире, является метод игры. Этот метод позволяет воспитывать и развивать умения учащихся не доставляя дискомфорт на уроках.
Игра является одним из методов, или, по определению Г.К. Селевко, технологий, позволяющих повысить активность, самостоятельность и заинтересованность ученика в процессе познания, сделать учебную деятельность личностно значимой, значительно облегчить процесс приобретения новых знаний и умений.
Главная задача предмета, это углубить и вырабатывать прочные знания по географии, применять новые навыки и умения на практике. [3, с. 205]
Сегодня учитель географии применяет в своей деятельности нетрадиционные формы обучения. Это связано со становлением нового стиля педагогического мышления учителя, ориентирующего на интенсивное и результативное решение образовательно-воспитательных задач в рамках скромного количества предметных часов, на признание факта усиления самостоятельной творческо-поисковой деятельности школьников, на модернизацию активных форм обучения географии.
Игровые уроки являются одной из самых результативных и инновационных форм обучения. [4, с. 87]
С целью активизации учебно-познавательной деятельности в учебном процессе все чаще используются учебные игры. Как показывает практика, в большинстве случаев знания не всегда побуждает ученика к готовности и способности выявлять, анализировать и определять самостоятельно пути их решения. Требуется новый подход к организации обучения, изменяющий в целом систему взаимоотношений и взаимодействий между учителем и учащимся. Учитель перестаёт быть для учащихся лишь источником знаний, становится консультантом по руководству познавательной деятельностью учащихся, направляемой на решение проблем. Так же, изменяется и роль ученика, он становится активным участником учебного процесса. Учащиеся сами формулируют цель, выявляют проблемы, анализируют информацию, вырабатывают критерии и возможные пути решения проблем, применяют свой жизненный опыт.
Игра — это приём обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой обстановке. [5, с. 365]
Игровая деятельность выполняет функции [6, с. 456]:
- развлекательную;
- коммуникативную;
- самореализации через практику деятельности;
- игротерапевтическую — преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Таким образом, традиционные уроки обеспечивают возможность изучения учащимися наибольшего объёма информации, которая, в свою очередь, характеризуется систематичностью, упорядоченностью и чёткой логической последовательностью. Это способствует формированию достаточно прочных знаний, умений, навыков.
Список литературы
- Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения.// Педагогика — 1986. – 100 с.
- Данилишина В.Ю. Изучение нового материала в игровых формах // География в школе №1, 2009. – 155 с.
- Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения.- М,: Просвещение, 1980. – 205 с.
- Мартемьянов В.В. Игросистема в преподавании географии. География в школе. 2001. – 87 с.
- Г. К. Селевко. Современные образовательные технологии. – Москва: Народное образование, 1998. – 365 с.
- Болотникова Н.В. География. Уроки-игры в средней школе. Волгоград: издательство «Учитель», 2007. – 456 с.