ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ

ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ МАРИИ МОНТЕССОРИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 36 (81), сентябрь ‘22

Дата публикации 04.09.2022

Поделиться

Процесс становления письма – сложный и трудоемкий. Он содержит в себе много аспектов не только физиологического, интеллектуального, но и психологического характера. В данной статье мы рассмотрим его поближе

Взрыв письма у ребенка тесно связан с особой чувствительностью к языку, которая была активна в то время, когда он начал говорить. К пяти с половиной - шести годам эта чувствительность прекратила свое существование, поэтому очевидно, что письму можно учиться с удовольствием и увлеченностью только до достижения этого возраста.
  Как научить детей читать и писать по методу Монтессори? Это самый популярный вопрос, который возникает у тех, кто интересуется методом известного итальянского педагога. Однозначно можно сказать, что Монтессори не собиралась учить этому детей-дошкольников. Ее работа была направлена на изучение естественного развития маленького человека. Она пользовалась результатами наблюдения за внешними проявлениями поведения детей в условиях специально подготовленной среды. Эта среда создавалась постепенно, включая в себя все новые элементы человеческой культуры. Наблюдая за детьми, Монтессори не могла не обратить внимание на их интерес к языку в целом и к письменной речи в частности. Результаты ее наблюдений за развитием у детей интереса к письменной речи подтвердились наблюдениями многих учителей из разных стран мира. Они показывают, что развитие всех детей подчиняется одним и тем же законам, дети внешне одинаково проявляют себя в области письма и чтения в определенные периоды своего развития независимо от того, в какой стране они проживают и какой язык для них родной. 
  Монтессори не могла ограничиться только исследованием жизни человека в природе, вне культуры, как делают это сторонники свободного воспитания. В природе есть бабочки, цветы, но не растут книги или буквы, с которыми бы сталкивался ребенок, ежедневно прогуливаясь в саду. В естественное развитие человека вторгаются факторы, созданные самим человеком, - это письмо, чтение, математика и вообще наука, появление которой стало следствием развития человеческой культуры. Умение читать и писать не дано человеку от природы, как умение ходить. Тогда как же, не разрушая природу человека, ввести его в мир науки? 
  Монтессори нашла выход. Она убирала все препятствия на пути развития ребенка и предоставляла средства, которые могли максимально способствовать реализации природных человеческих возможностей. Такими средствами стал дидактический материал, создание которого она считала своим главным вкладом в науку. 
  Начав говорить, ребенок делает важный переход от произнесения фонем к слову как знаку. Но следующий переход, который Монтессори определяет как взрыв письма, оказывается еще более значимым и свойственен только человеку. Ребенок выясняет, что слово может быть изображено определенными символами. Это могут быть буквы или иероглифы. Важно, что они помогают зафиксировать высказанные слова, сохранить их на какой-то срок. 
  Считается, что сама Монтессори настаивает на том, что научение письму предшествует научению чтению. Обычно приводят три аргумента:
  - если согласиться с тем, что развитие происходит от конкретного к абстрактному, то письмо более конкретно и требует в большей степени двигательных, а не интеллектуальных навыков; 
  - письмо - это процесс, в котором ребенок учится записывать свои мысли, а в ходе чтения надо понять чужие мысли и новые слова;
   - самовыражение в письме позволяет ребенку разгрузить психику, выразив свои мысли. 
  Обсуждению этих аргументов Монтессори-сообщество предпочло четкую позицию, которая выражена в методических рекомендациях. Они предлагают вводить письмо и чтение параллельно, в частности, потому, что перевод звуков в символы и складывание их в слова предполагают, что это слово или фраза будут затем прочитаны. Оговоримся, что сегодня принято разделять умение складывать буквы в слова и так называемое тотальное чтение, т.е. чтение с пониманием.
Как показывают наблюдения в группах Монтессори, дети естественно проявляют интерес к буквам между 3 и 4 годами. Это часть сензитивного периода развития речи, а значит, ребенок может научиться понимать связь между звуком и буквой, между буквой и словом легко и без принуждения. И это главный аргумент для того, чтобы создать условия для подготовки руки ребенка к письму, а интеллекта к чтению. 
  Овладение письмом позволяет ребенку не только сделать открытие и понять механизм передачи мыслей, но и проявлять интерес к чтению, т.е. к чужим мыслям, которые выражены буквами. Приятно написать хорошие слова маме или другу, но не менее приятно прочитать такие слова, обращенные к тебе.

Список литературы

  1. Монтанаро С. Понимание человека. - СПб.: Реноме, 2013.
  2. Баттерварт Дж., Харрис М. Принципы психологии развития. - М.: Когито-центр, 2000.
  3. Кайл Р. Тайны психики ребенка. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. Болотова А.К., Молчанова О.Н. Психология развития и возрастная психология. - М.: ВШЭ, 2012. - С. 163. 13 Стивенсон С. Радостное дитя. - СПб.: Реноме, 2017.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary