Сензитивные периоды в педагогической системе марии монтессори

Сензитивные периоды в педагогической системе марии монтессори

Сензитивные периоды имеют большое значение для человека как биологического вида и связаны с его способностью развивать в себе определенные функции и свойства. Чтобы получить максимальную пользу в процессе развития ребенка очень важно их знать и правильно использовать.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 36 (81), сентябрь ‘22

Дата публицакии 04.09.2022

Поделиться

Сензитивные периоды - особая чувствительность и восприимчивость ребенка, периодически проявляющаяся в его развитии и связанная с определенными раздражителями в окружающем мире ребенка, на которые его организм реагирует.В развитии ребенка есть периоды максимального напряжения его душевных способностей и возможностей, которое вне этих периодов уменьшается или же исчезает вовсе.
  Во время действия подобного периода ребенок обладает избирательной чувствительностью, которая изнутри заставляет его обращать внимание и концентрироваться на определенных сторонах окружающего мира при этом, оставляя другие моменты без особого внимания. Этот вид внимания, как писала Мария Монтессори в своих трудах, не просто любопытство - он связан со страстным интересом, обусловленным внутренними потребностями ребенка. «В глубине бессознательной жизни ребенка развиваются сильные эмоции, и начинается чудесная творческая деятельность, которая при живом соприкосновении с окружающим ребенка миром приводит к образованию его сознания». 
  Как мы знаем, развитие ребенка протекает неравномерно. Первый период, с момента рождения до 6 лет, отмечен наиболее значимыми превращениями. В этом возрасте Мария выделяет шесть сензитивных периодов: 
  1. Развитие родного языка. Сензитивный период для развития родного языка начинается с момента рождения (и даже с внутриутробного периода). Чудесным образом, без осознанного волевого усилия и специальных занятий осваивает ребенок речь окружающих людей. Четырехмесячный малыш напряженно наблюдает за лицом, движущимися губами взрослого, который общается с ним, прислушивается к звукам его речи. Он начинает имитировать мимические движения, которые сопровождают речь взрослого человека, приводя в движение те группы мышц, которые ранее использовались им только для целей сосания и глотания. Начиная с шести месяцев можно различить у ребенка лепетные слоги в речи - тот строительный материал, из которого в дальнейшем будут строиться наши слова.
2. Развитие движений. Сензитивный период для развития движений максимально представлен от года до четырех лет. В первые годы жизни дети испытывают особенно сильную естественную тягу к движениям. Им доставляет удовольствие освоение пространства, передвижение в нем, знакомство с предметами среды и осмысленные действия с ними. Они находятся в сензитивной фазе развития, когда их движения дифференцируются и совершенствуются.
  3. Любовь к порядку. По убеждению Марии, любовь к порядку проявляется и закрепляется в определенный сензитивный период развития. Она становится заметной на втором году жизни и продолжается в течение примерно двух/двух с половиной лет. Во время всего периода ребенок проявляет страстный интерес к порядку в мире вещей, в пространстве и во времени. Если взрослый человек поддерживает порядок потому, что это приятно и полезно, то ребенок стремится к этому в силу того, что при помощи элементов внешней среды он строит себя
4. Интерес к мелким вещам. Внимание детей притягивают крошечные вещи. Можно сказать, что они более всего интересуются предметами, которые находятся на грани между видимым и невидимым. Мария Монтессори проиллюстрировала эту детскую особенность рассказом о девочке, которая завороженно смотрела под ноги на микроскопическое насекомое и вдруг обратилась к ней со словами, полными восхищения: «Там двигается что-то маленькое!» Этот сензитивный период имеет рамки от полутора до двух лет. 
  5. Утончение чувств. В возрасте до шести лет дети особым образом реагируют на сенсорные раздражители (воздействующие на органы чувств). Менее известен факт, что в этот же период наблюдается особая возможность выработки более дифференцированного восприятия. Ребенок, который получает из окружающей среды соответствующие задания, импульсы, может развить, улучшить зрение, слух, осязание, обоняние и другие виды чувств.
6. Социальные отношения. В педагогике Монтессори развитию социальных отношений уделяется центральное внимание. Благодаря этому периоду ребенок усваивает речь, правила поведения в обществе. Происходит это благодаря человеческому общению с матерью, воспитателями, окружающими людьми. Однако часто бывает, что родители и чиновники значительно больше обеспокоены качеством школьного и высшего образования. Сензитивным  периодом для развития социальных отношений, по мнению Марии, является возраст от рождения до 6 лет. 
  Значение открытия «сензитивных периодов» в педагогике велико. Знание закономерностей детского развития позволяет подругому организовать педагогический процесс. Большее доверие к внутренним закономерностям развития ребенка и создание необходимых условий для их реализации, динамический подход - вот те основные задачи воспитателя, которые вытекают из теории Марии Монтессори. 

Список литературы

  1. Монтесори М. Впитывающий разум ребенка. – СПб. : ИПК Береста, 2018. – 320с.
  2. Стэндинг Э. Жизнь и творчество Марии Монтессори. - СПб., 2010. –127с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary