Впитывающий разум ребенка в педагогической системе марии монтессори

Впитывающий разум ребенка в педагогической системе марии монтессори

В данной статье говорится о феномене впитывающего разума, который выявила благодаря своим многочисленным исследованиям Мария Монтессори. Она говорит нам о том, что у детей иной тип ментальности, который очень сильно отличается от взрослого. И чтобы наши воздействия на детей были максимально плодотворными, нам нужно понимать эти различия.

Авторы публикации

Рубрика

Высшее образование

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 36 (81), сентябрь ‘22

Дата публицакии 04.09.2022

Поделиться

Поведение животных регулируется в основном инстинктами, своеобразными природными дарами, которые помогают им соответствовать окружающей среде. Человек получил от природы другие дары. Для того чтобы развиваться, совершенствоваться и соответствовать своей среде, ребенок получает при рождении три дара: впитывающий разум, гуманные тенденции и сензитивные периоды. В своей книге Мария Монтессори пишет, что так же точно и чудесно, как совершается эмбриональное развитие органа в отдельном организме, «в маленьком ребенке осуществляется бессознательная духовная форма, располагающая творческой силой. Мы называем ее впитывающим разумом».
  «Впитывающий разум» - это особая форма духовной восприимчивости ребенка. Процессы физического роста основаны на внутренних закономерностях, так же происходит и процесс «духовного созревания», для которого необходима «духовная пища». Впитывающий разум ребенка созидает не при помощи волевого усилия, как это бывает у взрослых, его действие ограничено во времени периодами, которые природа отвела для осуществления ребенком определенных завоеваний и которые Мария Монтессори назвала «сензитивными периодами».
  Сензитивные периоды названы так потому, что у ребенка существует способность к достижениям, усвоению понятий, навыков - сензитивность (чувствительность), значительно отличающая его от взрослого. Но эта способность, как уже говорилось, ограничена во времени определенными периодами. Способность впитывать окружающее у ребенка удивительно велика и не всегда в должной мере оценивается. Совершенно очевидно, пишет Монтессори, что в бессознательном ребенка существуют психические функции, отличные от тех, которые проявляются в сознательном взрослого.
     Выразительна диспропорция между активностью внутренней жизни и возможностью ее внешнего выражения. Нет регулярного, линейного развития, оно осуществляется рывками, подобно взрыву. В соответствии со своим развитием, ребенок еще не располагает сознательными психическими формами, такими как осмысленность, воля, внимание. У него есть «внутренний голод», бессознательный дух, и эта собственная внутренняя потребность делает возможным для ребенка обучение без сознательного напряжения. Лишь в силу того, что он живет, ребенок впитывает окружающий мир. Этой привилегированной духовной формой ребенок владеет в возрасте от рождения до шести лет, причем в первые три года она представлена существенно сильнее. Она становится частью его личности, ребенок «инкарнирует» ее. В этот временной период образуется базис его личности и интеллигентности на основе опыта взаимодействия с окружающей средой.
  Можно выделить отличительные черты такого способа «впитывания» окружающего мира: оно происходит бессознательно, неизбирательно (впитывается все подряд, как позитивное, так и негативное), неограниченно, без усилий. «Мы чрезвычайно ценим человеческое сознание. Но за эту честь мы платим высокую цену. Как только наше поведение становится осознанным, мы должны расплачиваться за новые знания тяжелой работой и значительными усилиями». Ребенок же удивительным образом впитывает из окружающего мира и осваивает язык, сложные произвольные движения, культуру своего народа.
  «Без сознательного напряжения, только в силу того, что он живет, ребенок впитывает такое сложное явление, как язык». Освоение родного языка не отличается постепенностью, от слова к слову. Этот феномен подобен взрыву. В конце второго года ребенок, которого можно было сравнить с немым, общающимся при помощи отдельных слов, осваивает существительные с приставками и окончаниями, глаголы с наречиями. Происходит это в короткий срок около трех месяцев.
  Другим достижением ребенка является его способность к совершенствованию движений. Ребенок учится каждый день двигаться лучше и лучше. Эта способность достигается постоянной тренировкой, которой способствует среда и которая также имеет свой пик максимального развития.
  Таким образом, на основании экспериментально-педагогических наблюдений и собственных знаний биологии, антропологии, физиологии Мария Монтессори предложила свою периодизацию развития человека. Особым образом были выделены ею периоды от рождения до 6 лет, от 12 до 18 лет, как имеющие максимальное значение для индивидуального развития. В 1951 г. в Риме она представила их графически, при этом восходящая линия жизни человека подобна выстрелившему из цветочной луковицы побегу. Утолщение в начале, «клубень», - это возраст от рождения до 6 лет. Причем время от рождения до 3 лет заштриховано черным цветом, символизируя бессознательное. Еще одно, меньшее, утолщение на ростке соответствует возрасту от 12 до 18 лет.

Список литературы

  1. Монтесори М. Впитывающий разум ребенка. – СПб. : ИПК Береста, 2018. – 320с.
  2. Стэндинг Э. Жизнь и творчество Марии Монтессори. - СПб., 2010. –127с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary