Использование современных образовательных технологий с целью формирования у обучающихся этнокультурных представлений

Использование современных образовательных технологий с целью формирования у обучающихся этнокультурных представлений

В данной статье описывается использование кейс-технологий в ДОУ и школе, как средство приобщения к культуре родной страны, особенности их использования с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 35 (80), август ‘22

Дата публицакии 29.08.2022

Поделиться

В современном мире стремительно стираются границы между культурой, традициями, образом жизни представителей разных народов. Все меньше и меньше отличий мы видим в одежде, устройстве домов народов проживающих не только в разных странах, но и на разных континентах. Однако известно,  что у человека, не имеющего прошлого, не сохранившего традиции и культуру своих предков, не может быть осмысленного, полноценного будущего. Поэтому в нашей стране на законодательном уровне поддерживается не просто изучение истории и культуры родной страны, но и приобщение к ней. Результатом целенаправленной работы в данном направлении с подрастающим поколением начиная с дошкольной ступени образования и заканчивая обучением в вузах должна стать этнокультурные представления детей и молодежи, способность не только узнавать культуру своего народа среди множества других, но и творить, создавать, развивать ее.

Работа, направленная на формирование этнокультурных представлений обучающихся, строится в образовательных учреждениях в рамках реализации основных образовательных программ и программ дополнительного образования, в ходе кружковой, внеурочной и внеклассной работы, посредством реализации современных и традиционных технологий и методов обучения. Однако, учитывая довольной большой объем нагрузки, которая ложится на обучающихся в процессе учебы, необходимо строить данную работу рационально, используя такие методы, приемы и технологии, в процессе реализации которых будет решаться сразу несколько образовательных и воспитательных задач.

Современными, способными решить комплексно ряд образовательных задач являются кейс-технологии. Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г.

В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года. Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов). Главное его предназначение – развивать способность находить решение проблемы и учиться работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество педагога и обучающихся! Суть «кейс» - технологии заключается в создании и комплектации специально разработанных учебно-методических материалов в специальный набор (кейс) и их передаче (пересылке)обучающимся

При их использовании педагог моделирует ситуацию, которую дети должны разрешить, опираясь на собственный опыт и знания. Моделируемая ситуация должна соответствовать следующим требованиям:

- быть близка к опыту детей;

- иметь нескольких вариантов решения;

- погружать детей в исследуемую проблему;

- стимулировать общение обучающихся в ходе ее разрешения. 

Идеи для создания (моделирования) ситуаций (кейсов) можно брать из жизни детского коллектива (группы, класса), детей, рассказов участников образовательного процесса (родителей, работников учреждения), из мультфильмов, фильмов и книг, соответствующих возрасту детей. 

Суть данного метода заключается в том, чтобы с помощью кейса (ситуации) включить детей в коммуникативную и познавательную деятельность. Учитывая возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста, ряд действий по решению ситуации они будут делать вместе со взрослыми: анализировать ситуацию, выявлять проблему, предлагать способы ее решения, выбирать из предложенных способов наиболее оптимальные.  В процессе решения кейса дети учатся задавать вопросы, выявлять проблемные моменты, искать пути их решения, формулировать и высказывать свою точку зрения. При использовании метода кейсов следует рассматривать любой ответ ребенка, даже если он на первый взгляд кажется нереальным. Главное на данном этапе работы – это умение ребенка аргументировать свое мнение. И только в процессе обсуждения, на основе анализа полученных ответов и аргументов к ним, выбираются наиболее верные способы решения кейса. 

При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, ответственная инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в незнакомой и/или неожиданной ситуации.

Использование кейс-технологий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста позволит реализовать в процессе обучения как обучающие, так и развивающие задачи, научить детей добывать знания самостоятельно, анализировать, будет поддерживать их интерес к обучению, что является одной из основных задач образовательных учреждений.

Список литературы

  1. Ведущий образовательный портал России «Инфоурок» (https://infourok.ru/keys-metod-kak-pedagogicheskaya-tehnologiya-1683319.html)

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary