ЗНАКОМСТВО С МИРОМ ПРОФЕССИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДНЫХ БОГАТСТВ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ КУБАНИ.

ЗНАКОМСТВО С МИРОМ ПРОФЕССИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРИРОДНЫХ БОГАТСТВ И ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЖИТЕЛЕЙ КУБАНИ.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

16

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 35 (80), август ‘22

Дата публикации 27.08.2022

Поделиться

Для каждого человека выбор профессии – важный этап. Ранняя профориентация начинается в начальной школе. В данной статье показан опыт работы учителя начальных классов  по знакомству с миром профессий при изучении природных богатств и хозяйственной деятельности жителей Кубани.

Работа в жизни каждого человека играет важную роль и оказывает большое влияние на его здоровье, состояние и самочувствие. Поэтому одним из важных вопросов является  поиск,  выбор и  овладение профессией. Знакомство с миром профессий младшего школьника, которое начато еще в дошкольном возрасте, осуществляется при изучении разных учебных предметов.

Формирование личности и её успешная адаптация в окружающем мире во многом зависит от  работы по профориентации в начальной школе. Конечно, выбор профессии не является для учащихся младших классов актуальной задачей, но в ходе целенаправленной и систематической работы происходит расширение представлений об окружающем мире, об открытие своего «Я». Стремление к познанию окружающего мира и себя ребёнок  в игровой деятельности моделирует реальную действительность. В играх профориентационного содержания проявляется позиция младшего школьника, развиваются представления о себе, своих качествах и возможностях.

В  начальной школе происходит формирование у детей любви и добросовестного отношения к труду, понимания роли труда в жизни человека и общества, развитие интереса к миру профессий, в том числе профессиональной сфере деятельности родителей и ближайшего окружения.

Спрашивая  у детей «Что такое профессия?», в ответ  можно услышать (в силу возрастных особенностей маленьких школьников) «Врач, повар, водитель…».  Перехожу  к вопросу: «А какие знания нужны людям, которые стали ими?   Что  нужно знать этим людям, которые выбрали профессию...?»). В итоге постепенно формируется понятие «профессия».

Важную  роль  играет и выявление  интересов, желаний и ценностных ориентаций, потребностей младшего школьника. Поэтому в своей работе использую методики  по исследованию мотивационной сферы личности школьников начальных классов. Данные методик позволяют получить  уровень развития только в тот момент, когда происходит исследование.

Целью профориентационной работы в начальной школе является расширение знаний о мире профессий, формирование интереса к трудовой деятельности.

В процессе профориентационной работы решаются следующие задачи:

  • Воспитание уважения к людям труда, к различным профессиям 
  • Понимание значения труда в жизни человека 
  • Знакомство с трудом окружающих людей и их профессиями 
  • Воспитание чувства ответственности за качество выполняемой работы
  • Развитие мотивации к учебе и труду через систему активных методов познавательной и профориентационной игры;
  • Развитие творческих способностей детей в процессе знакомства с профессиями.

Виды деятельности по профориентационной работе

Знакомить обучающихся  с миром профессий  при изучении природных богатств и хозяйственной деятельности жителей Кубани в начальных классах можно практически на всех предметах учебной деятельности и во внеурочное время,  формируя  у младших школьников интерес к труду взрослых.

Профориентация через учебные предметы

Уроки окружающего мира вносят определенный вклад в решение задач трудового воспитания и профориентации. Ознакомление  детей с профессией имеет  несколько этапов:

1. Предварительный рассказ или беседа (в зависимости от уровня подготовленности детей по данной теме) с целью вызвать интерес к определённому объекту, желание пойти увидеть, узнать.

2. Экскурсия.

3. Беседа по увиденному на экскурсии.

4. Рисование  по памяти: “Что запомнилось?”

5. Обыгрывание в сюжетно-ролевой игре.

Например, изучая тему «Дерево в жизни человека»,  рассказываем о профессиях лесной отрасли (лесничий, лесник, станочник в деревообработке). В  рамках изучения темы «Животноводство», знакомились с профессиями сельской отрасли (доярка,  птичница и т.д.). При  изучении темы «Растениеводство» учащиеся знакомятся  с трудом людей, благодаря которым, на столах появляется хлеб (мукомол, пекарь, тестомес и т.д.). Тема «Природные богатства и труд людей – основа экономики» раскрывает суть профессий, связанных с физическим трудом.   При изучении темы «Природа нашего края» учащиеся знакомятся с особенностями труда людей своей местности, а именно Кубани. Например, детям предлагается решить кроссворд, в котором по вертикали зашифровано слово, обозначающее профессию, а по горизонтали – предметы труда данного профессионала. Изучая  тему «Как живут растения?» с ребятами формирует  практические навыки ухода за растениями и провожу мини-беседу о профессиях, связанные с растениями

Уроки кубановедения отмечаются своими исследованиями, где ребята изучают традиции своей местности: выясняют, какими ремеслами владеют родные, где трудятся. А также отмечают, что главные занятия жителей Кубани – это земледелие  и животноводство.

Профессиональную ориентацию на уроках математики стараюсь  осуществлять путем проведения коротких бесед о профессии, упоминаемой в условии задачи или при решении задач, а также показа роли и значения данного предмета в жизни и деятельности людей.)

Сюжетные игры на профессиональную тематику могут быть и не такие сложные, а воспроизводить только отдельные элементы трудовой деятельности. Например, на уроке математики можно предлагаю детям поиграть в игру «Рыбаки». Они получают удочки, имитируют насаживание наживки и забрасывают крючок «в воду». По очереди школьники вылавливают рыбок, на которых написаны примеры. После удачного улова нужно выполнить полученное задание.

На уроках русского языка младшие школьники также выполняют большое количество заданий, связанных с той или иной профессией. Например, при проведении словарной работы  прошу записать  слова: директор, агроном, инженер, комбайнер, председатель, хлебороб,  водитель. Младшие школьники записывают слова, ставят ударения и подчеркивают безударные гласные, которые необходимо запомнить. Это же задание представляю в игровой форме. Например, помоги цапле правильно расставить буквы:   в.дитель, д.ректор, агр.ном, инж.нер, к.мбайнер, пр.дседатель, хлеб.роб. Также на уроках русского языка организую работу с  карточками – раздаю детям карточки с различными названиями профессий, а учащиеся должны написать в своих тетрадях 5-7 предметов труда данного профессионала (например, овощевод: лопата, грабли, лейка, мотыга, вилы, лестница, скамейка  и т.д.).

На уроках литературного чтения: чаще использую беседу с элементами игры. Например, в беседе «Что из чего делается?» вопросы записываются на лепестках большой ромашки. Беседа начинается с загадки: «Стоят в поле сестрички – Желтый Глазок, Белые Реснички. На каждой ресничке – вопрос. Сколько учеников, столько и вопросов. Ответил на вопрос – оторвал лепесток. Кто больше наберет лепестков, тот и победит». Живой интерес вызывает беседа - рассказ вещей о себе («Меня зовут карандаш» «Меня зовут стеклянная банка» и т.п.): кто производит эти предметы, какие материалы необходимы для их изготовления, для чего они нужны (кто пользуется этими предметами?) и т.д. При знакомстве с художественными произведениями, встречаются уже устаревшие профессии хозяйственной деятельности человека – косарь. А также организую работу с пословицами и загадками о профессиях.

Уроки технологии и изобразительного искусства строятся  на основе - предметно-практической деятельности ребенка и поэтому  обладают огромным развивающим потенциалом. При изучении тем: «Трудовая деятельность и ее значение в жизни человека. Технология выращивания лука в домашних условиях», « Разметка деталей по шаблону. Отделка изделия. Посуда. «Корзина с цветами» использую  мини-беседы о профессиях цветовода, овощевода.

В структуру уроков начальной школы стараюсь  включать профориентационные  игровые моменты, которые позволяют разнообразить уроки и сделать их более эмоционально-насыщенными.

К профориентационным играм, которые предлагаю школьникам, как во время уроков, так и во внеурочное время, например,  игры  «Угадай профессию», «Профессия на букву...», «Кто использует в работе?» (надо назвать профессии, которые используют заданный инструмент или материал, например, зеркало или иглу), игра «Ассоциация» (угадать задуманную профессию с помощью ассоциативных вопросов типа «Какой запах (цвет) у профессии?», «Связана ли работа с общением с людьми?»).

Профориентационным  потенциалом обладают ролевые игры, такие как «Магазин» (на уроке математики), «Хлебороб», «Животновод» (урок  окружающего мира, кубановедения). В таких играх, как правило, дидактическая задача урока интегрирована с профориентационной. Например, в игре «Магазин» ученикам предлагаю исполнить роли кассира, продавцов различных отделов, администратора, но при этом в процессе игры  формируются универсальные учебные действия,  решается дидактическая задача (закрепление навыков устного счета), формируются личностные  УУД  (культура общения).

Таким образом, для более эффективного воспитания у детей  интереса к труду взрослых  стараюсь  включать информацию о профессиях в процесс обучения. Предлагаемая информация текстовая, которую учащиеся также используют в своих работах. Беседы, экскурсии, работа с иллюстрациями и языковым материалом  использую и на уроках, и на внеурочных профориентационных занятиях. Это  мини-беседы, встречи с интересными людьми, викторины на знание профессий, выставки рисунков о профессиях, конкурсы пословиц и загадок о труде и трудолюбии, поздравление родных с профессиональными праздниками, общественно-полезный труд(акции, трудовые десанты), поисково-исследовательские работы.

Например,  на  классном часе «Ты Кубань!», посвященного дню образования  Краснодарскго края, ребята знакомились и рассказывали о профессиях хлебороба, животновода.

На мероприятии «Я знаю пять профессий…» обучающиеся рассказали о профессиях Профессии типа «Человек – природа»: агроном, гидромелиоратор, флорист, ветеринар, овощевод, лесник, пчеловод, микробиолог, геодезист, геолог, фермер, гидролог, биолог, садовод, зоотехник,  агрохимик, рыбовод, инженер,

На внеклассных мероприятиях «В мире профессий», «Все профессии нужны, все профессии важны!» ребята представляли профессии своих родителей.

 

Также, практикую оформление уголка профессии в пространстве класса. Практически у каждой профессии есть свой праздничный день – собственный профессиональный праздник. В этом уголке использую книги, фотоматериалы, детские поделки, которые, так или иначе, связанны с профессией.

При знакомстве с профессиями, связанных с хозяйственной деятельностью жителей Кубани, была организована экскурсия на сельскохозяйственную ярмарку станицы, где обучающиеся знакомились  не только с профессией продавца, но и с другими профессиями – животновод, овощевод, растениевод, садовод, дизайнер, водитель.  В проведении данной экскурсии главное – это не сосредоточиться на одной какой-то профессии, а на  группе взаимосвязанных профессий. Целью этой профориентационной экскурсии - показать существенные характеристики профессий и их взаимосвязь.

А также ежегодное участие  на ярмарке, проходящей осенью, ребята со своими родителями представляют результат своей хозяйственной деятельности – это урожай, выращенный своими руками, хлебобулочная и молочная продукция, растения, выращенные на садовых участках и огородах.

Для знакомства с профессией использую беседы с приглашенными специалистами. Специалистов нужно готовить и направлять их речь в русло, понятное детям. Обычно, в первую очередь, обращаюсь к родителям, которые могут прийти и рассказать о своей профессии. Важно помнить, что многие родители стесняются выступать перед аудиторией и сами не смогут составить план выступления – с ними надо работать, поэтому я предлагаю примерный перечень вопросов, которые должен раскрыть гость, рассказывая о своей профессии.

Большую помощь в профориентационной работе  оказывает  просмотр и обсуждение видеосюжетов. (В сети Интернет с учащимися просматриваем и обсуждаем видеосюжеты о профессиях.)

К 3 - 4 классу ребенок должен владеть информацией о мире профессий, уметь самостоятельно подготовить развернутое описание профессии либо синквейн (сжатое объяснение понятия, темы в рамках знаний о профессиях).

Высокий уровень успешности профориентационных занятий определяется по следующим критериям: обучающийся умеет самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы, умеет определить способности, которые необходимы данной профессии.

Эффективностью  профориентационных занятий  является активность самого обучающегося начальных классов, которая может проявляться в различных формах и видах.

Один из видов деятельности является ведение школьниками «Портфолио» (портфолио – это собрание работ определенного человека, иллюстрирующее его знания, навыки в каком-либо виде деятельности). Необходимость наличия портфолио, в последние годы, обусловлено тем, что человек обладает более высокими шансами, ещё в детском возрасте, при зачислении в дифференцированные классы, а позднее, в юности, при зачислении в профессиональное учебное заведение и, затем, при поиске работы, так как работодатель может оценить возможности соискателя, опираясь на представленные в портфолио материалы).

Профориентационную работу организую и с родителями обучающихся начальных классов. Понимание своих детей, их интересов и мечтаний – важнейшая задача для каждого родителя. Решение этой задачи часто вызывает множество вопросов у пап и мам. Поэтому я даю советы родителям, как поговорить с ребенком на тему профессий, с чего начать разговор и что именно ему рассказать, помогаю разобраться родителям с психологическими особенностями ребенка и с их желаниями.

Таким образом, знакомство и формирование представлений младших школьников о мире труда и профессий  при изучении природных богатств и хозяйственной деятельности жителей Кубани – это необходимый процесс, которым, несомненно, управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения, учитывая при этом возрастные и психофизиологические особенности  младших школьников.

 

Поэтому, анализируя  работу по профориентации младших школьников, можно сказать,  что:

1) системная и преемственная, т.е.   работа ведется с первого  класса.

2) носит дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. 

3) имеет оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) осуществляется связь профориентации с жизнью.

Благодаря использованию выше перечисленных  технологий по профориентации,  у учащихся удается развивать следующие умения и качества:

  • любознательность;
  • самостоятельность;
  • навыки самоанализа;
  • произвольность поведения;
  • умение работать с различными источниками информации;
  • умение анализировать и обобщать;
  • освоение диалектики общения;
  • самопознание в процессе игры;
  • осознание социально-культурных ценностей;
  • усвоение норм поведения человека в обществе.

Проведенная работа в этом направлении позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что правильный выбор профессии определяет жизненный успех. Хорошая работа, интересная профессия – великое благо, им следует дорожить, а профессионала, мастера своего дела, уважают люди.

Список литературы

  1. Бедарева Т., Грецов А. 100 популярных профессий. Психология успешной карьеры для старшеклассников и студентов. - Спб, 2008.
  2. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. - Спб, 2006.
  3. Козловский О.В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. – Донецк.- 2006. – 800 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее