Вступление.
Изучая тему осмотра места дорожно-транспортного происшествия, начнем с понятия, что же является дорожно-транспортным происшествием.
Данное определение раскрыто в статье 2 Федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения». Согласно названного Федерального закона дорожно-транспортным происшествием следует считать событие, которое возникло по дороге и в ходе движения транспортных средств либо с их участием. При этом должна наступить погибель или ранение людей, а также повреждения должны получить транспортные средства, сооружения, грузы или может быть причинен какой-либо материальный ущерб [1].
Аналогичное понятие содержится и в пункте 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации № 1090 от 23.10.1993 года [2, c. 3].
Как известно, осмотр – является основным способом проверки сообщения о дорожно-транспортном происшествии, не зависимо от того, в рамках чего оно проводится, либо в рамках дела об административном правонарушении, либо в рамках перспективы уголовного дела.
Чтобы расставить верную последовательность действий в ходе расследования дорожно-транспортного происшествия, следователю необходимо проявить максимум внимательности и терпения при проведении осмотра.
Основной текст
Чтобы представить важность самого осмотра места происшествия, его положительные стороны, а также недостатки, допускаемые при производстве этого следственного действия, изучим и проанализируем несколько протоколов осмотра места дорожно-транспортного происшествия, составленных следователями следственного отдела ОМВД России по Михайловскому району.
Протокол №1 [3]. В протоколе осмотра места происшествия описано дорожно-транспортное происшествие, имевшее место 23.04.2013 года на 640 км+226 метров автодороги Хабаровск-Владивосток в Михайловском районе Приморского края, где произошло столкновение автомашины «Тойота Королла» и «SAE FT XF 105410» с полуприцепом «КРОНЕ». Анализируя данный протокол надо отметить, что в нем зафиксирована дата производства осмотра и промежуток времени в котором он осуществлялся. При осмотре присутствовали понятые и эксперт, о чем в протоколе имеется запись. На начальном этапе описано место, где производится осмотр, вид дорожного покрытия, его состояние, размеры, размеры обочин, дорожная разметка. После чего следователь переходит к транспортным средствам, расположенным на месте, имеющимся повреждениям. В завершении осмотра делается запись об обнаружении трупа. В заключительной части протокола отмечено, что в ходе осмотра проведено фотографирование, с места происшествия изъяты автомашина «Тойота Королла» и задний бампер от полуприцепа второй машины.
Изучая данный протокол можно указать на ряд существенных недостатков. При осмотре транспорта отсутствует привязка к объектам, предметам, дорожным знакам и т.д. находящимся на месте ДТП или в его непосредственной близости. Не исследовано в полном объеме место ДТП и нет данных по имеющимся следам, оставленным транспортом, если таковые имелись. Автомашины осмотрены поверхностно. К детальному осмотру следователь не прибегал. У обнаруженного на месте трупа мужчины описана только одежда. Положение тела, имеющиеся на нем повреждения, обнаруженные при трупе, предметы и документы не описаны, как и отсутствует привязка расположения трупа к объектам, предметам, дорожным знакам и т.д. Нет сведений, куда девался труп с места ДТП. Фотосъемка в ходе осмотра проведена фотоаппаратом «Коника», однако снимки сделаны в ночное время без применения правил съемки, не качественные, без использования подсветки, поэтому общий вид просмотреть невозможно (Рисунок 1 [авторская разработка]).
Рисунок 1 – «фрагмент фототаблицы из протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия №1»
Кроме того, сама фототаблица оформлена с нарушениями. Отсутствуют пояснительные надписи под каждым из снимков. В ходе осмотра составлена схема (Рисунок 2 [авторская разработка]). Отметки о ее приобщении к протоколу нет.
Рисунок 2 – «схема дорожно-транспортного происшествия к протоколу №1»
Возьмем протокол осмотра места происшествия №2 [3]. События имеют место 04.08.2013 года на 22 км+982,4 метра автодороги Осиновка — Рудная Пристань в Михайловском районе Приморского края, в результате которого произошло столкновение двух автомашин: «Мazda MPV» и «Toyota sprinter trueno». Как и в первом протоколе, здесь отсутствует привязка к объектам, предметам, дорожным знакам и т.д. находящимся на месте ДТП или в его непосредственной близости. Автомашины осмотрены также поверхностно. Однако в ходе данного осмотра обнаружено вещество похожее на кровь, о чем имеется пометка в самом протоколе, с отображением места его обнаружения. На месте осмотра обнаружены три трупа. Место их обнаружения, одежда и обнаруженные документы описаны следователем. При этом не уделено внимание положению тела, имеющимся видимым телесным повреждениям. Имеется запись о том, что тела водителя и пассажира из автомашины 2 извлечены сотрудниками МЧС и все 3 трупа направлены на СМЭ г. Уссурийска. Однако сами сотрудники МЧС в протокол не вписаны. Фотографирование проводилось экспертом при помощи фотоаппарата «Canon». К протоколу приобщены фототаблица и схема. Положительным моментом данного осмотра является то, что при помощи сотрудников ГИБДД более подробно описаны автомашины, явившиеся участниками ДТП, составлены протоколы осмотра транспортных средств.
Протокол №3 [3]. Здесь зафиксированы события, имевшие место 17.04.2018 года на 21 км+910 метров автодороги Михайловка — турий Рог в Михайловском районе Приморского края, в результате чего автомашина «Тойота Краун» в ходе движения съехала с проезжей части и опрокинулась, в результате чего водитель автомашины от полученных травм скончался на месте происшествия.
Анализируя данный протокол можно отметить, что имеются, как положительные, так и отрицательные моменты при его заполнении. Выполнен он на бланке протокола осмотра места происшествия, рекомендованном МВД России. В нем имеются сведения, что протокол составлен в присутствии двух понятых, эксперта и двух сотрудников ОГИБДД (Рисунок 3 [авторская разработка]).
Рисунок 3 – «фрагмент из протокола №3 о причастности понятых к осмотру места дорожно-транспортного происшествия»
Участвующим лицам перед производством осмотра разъяснены их права и обязанности. Отображены используемые при осмотре технические средства, и в каких условиях произведен осмотр. Подробным образом описаны данные по проезжей части (наличие уклона, состояние и размеры дороги, прилегающей к ней территории, наличие полос для движения, отсутствие дефектов покрытия и т.д.). Кроме того, установлены и зафиксированы следы протектора шин автомашины, имеющиеся на проезжей части, обнаруженные предметы и части от автомашины, наличие транспортного средства и его состояние. Описано место, где обнаружен труп, поза, в которой он находится, имеющиеся телесные повреждения, отметка об отсутствии обнаруженных при трупе документов и предметов, а также куда направлен труп с места осмотра. Место обнаружения трупа привязано к следам шин. Однако это не является правильным, так как на начальном этапе не определена исходная точка (например, мог быть километровый знак или объект, расположенный на месте или в непосредственной близости и т.д.), к которой могли быть привязаны в размерном соотношении, как имеющиеся следы, так и само транспортное средство. Осмотр транспортного средства произведен поверхностно. Повреждения автомашины описаны, но без их особенностей, размеров. В ходе осмотра проведено фотографирование, составлена схема места ДТП. Фототаблица оформлена так же с рядом нарушений. Ввиду производства фотографирования в темное время суток, фотографии затемнены и объекты, изображенные на них плохо различимы, либо не различимы вообще. Не все снимки имеют пояснительные надписи. Но положительным моментом является факт, что фотографии содержат информацию не только об общем виде осматриваемого места, но и обзорного вида автомашины со всех сторон. Так же фотографии отображают информацию о положении обнаруженного трупа, его позе, одежде (Рисунок 4[авторская разработка]).
Рисунок 4 – «фото № 17 из фототаблицы протокола осмотра места дорожно-транспортного происшествия №3»
Однако обзорная фотография дающая общее представление о месте расположения трупа по отношению к автомашине или другим предметам отсутствует. При анализе схемы места ДТП можно сделать вывод о том, что она является наиболее информативной в сравнении с протоколом осмотра. На ней отображена дорога с ее размерами, обнаруженные следы, машина и труп. Исходной точкой, от которой производятся замеры, является километровый знак. Все условные обозначения имеют пояснительные надписи.
Из анализа протокола осмотра места происшествия №4 [3] установлено, что дорожно-транспортное происшествие произошло 23.04.2014 года, на участке местности расположенном в 18 километрах к северо-западу от 35 км+900 метров автодороги Осиновка-Рудная Пристань в Михайловском районе Приморского края, в результате которого водитель мотоцикла, управляя им, не справился с управлением и допустил его опрокидывание. Сам водитель от полученных травм скончался на месте ДТП. В протоколе содержаться краткие сведения об участке местности, где произошло ДТП, его особенностях. Описан мотоцикл, его расположение и состояние. Труп мужчины был обнаружен под мотоциклом, описана его поза и расположение. Все детали осмотра описаны поверхностно.
Приложенная к осмотру схема имеет необходимую информацию с отображением места обнаружения мотоцикла и трупа. Размеры зафиксированы (Рисунок 5 [авторская разработка]).
Рисунок 5 – «схема места дорожно-транспортного происшествия к протоколу №4»
Исходной точкой, от которой ведутся замеры, взято начало следа съезда мотоцикла с дороги.
Фототаблица выполнена в хорошем качестве. Одной из причин является тот факт, что осмотр и фотографирование проведены в светлое время суток. На снимках имеется общий вид места. Так же вид мотоцикла со всех сторон, расположение под ним трупа, поза трупа, надетая на трупе одежда. Однако ни одна из фотографий не имеет пояснительной надписи, что требуют правила оформления фототаблицы.
Протокол №5 [3]. Видом данного дорожно-транспортного происшествия является наезд на пешехода. Событие произошло 21.02.2016 года на 646 км+800 метров автодороги Хабаровск-Владивосток в населенном пункте. В осмотре имеются сведения об участке местности, о транспорте (автобус), совершившем наезд на пешехода и повреждениях, о месте расположения, как автомашины, так и трупа. Производимые замеры в ходе осмотра нашли отражение в самом протоколе.
Схема к осмотру места происшествия выполнена качественно и имеет всю необходимую подробную информацию.
Фототаблица выполнена в хорошем качестве. На снимках имеется информация дающая общее представление о произошедшем событии. Однако не содержит никакой информации о самом трупе. Фотографии не имеют пояснительных надписей (Рисунок 6 [авторская разработка]).
Рисунок 6 – «фототаблица к протоколу осмотра места дорожно-транспортного происшествия №5»
Протокол №6 [3]. Протокол осмотр места ДТП, имевшего место 12.10.2018 года на 632 км+475 метров автодороги Хабаровск-Владивосток Михайловского района Приморского края с участием автомашины «Toyota Prius» и пешехода, скончавшегося на месте ДТП после наезда на него автомашины.
Осмотр выполнен на бланке, рекомендованном МВД РФ для осмотра именно мест ДТП. В результате осмотр произведен более тщательно и зафиксирован наиболее подробно чем предыдущие осмотры. (например, протокол 1,2,4). Зафиксированы сведения: о состояние погоды, условиях в которых производился осмотр; о дорожном полотне, обочинах, отсутствие на них дефектов, особых условиях дороги; о дорожных знаках и разметки; о признаках, указывающих на место наезда на пешехода; о расположение транспортных средств на месте ДТП (Рисунок 7 [авторская разработка]).
Рисунок 7 – «фрагмент из протокола осмотра №6 о зафиксированных в нем сведениях»
Так же об отсутствие тормозного пути и иных следов; о признаках направления движения транспорта; о наличии обломанных частей автомашины; наличии бурого вещества похожего на кровь с указанием места обнаружения и размеров; данных о трупе, его позе, расположении, отсутствии на нем видимых повреждений и куда направлен труп с места осмотра; о повреждении автомашины; обнаружение вещественных доказательств (фрагментов одежды). В ходе осмотра транспорта проверена исправность тормозной системы и других агрегатов, состояние шин и давление в них, состояние осветительных приборов, стекол, зеркал. В протоколе сделана отметка. Отмечено отсутствие груза. Имеется перечень предметов, изъятых в ходе осмотра. Протокол подписан всеми участвующими при осмотре лицами.
К протоколу приобщены фототаблица и схема. На схеме подробно изображены предметы и объекты, обнаруженные при осмотре, расписаны условные обозначения.
Фототаблица к осмотру места происшествия оформлена правильно. В ней имеются сведения о том, к чему она прилагается. Каждая иллюстрация пронумерована и имеет пояснительную надпись, имеются подписи лица, изготовившего фототаблицу и оттиск печати. Снимки сделаны обзорные и детальные, однако в силу произведенного осмотра в темное время суток и отсутствия освещения, на снимках невозможно распознать общий вид и объекты на месте ДТП. Вывод: в целом осмотр произведен и зафиксирован правильно, схема выполнена на должном уровне. Однако фототаблица не несет в себе никакой информации.
Заключение и выводы.
Подводя итоги изучения протоколов осмотра мест дорожно-транспортных происшествий, схем и фототаблиц, можно сделать вывод, что следователи не всегда квалифицированно либо добросовестно подходят к такому важному следственному действию, как осмотр мета дорожно-транспортного происшествия. Из этого вытекает ряд существенных недостатков. А именно содержат сведения, поверхностно, кратко либо сжато отображающие полученную при осмотре информацию и являются малоинформативными. Фиксируются не все размеры, отсутствует привязка к предметам или объектам, находящимся на месте ДТП и от которых производятся замеры. Иногда транспортные средства, а также трупы исследуются поверхностно. Мало уделено внимания повреждениям на автомашинах, обнаруженным следам, веществам, предметам, которые могли бы иметь значение для доказывания и дальнейшего хода дела.
При изучении и анализе оформленных фото таблиц вытекает, что в ряде из них, как в протоколе осмотра, так же отсутствует подробная информация, что является большим недостатком. Зачастую фотосъемка проведена с применением простейшей фотоаппаратуры, без применения правил съемки, без дополнительной подсветки, что пагубно сказывается, как на качестве снимков, так и на информацию в них содержащуюся. При производстве осмотра, фотографировании в темное время суток, они проводятся без дополнительного освещения, что сказывается на полноценности самого осмотра и потери значимой информации.
Следователи прибегают в основном только к помощи экспертов. Познания других специалистов при осмотре не используются. Или не имеется возможности использования таковых специалистов.
Ни в одном из исследуемых протоколов не изымались вещества, микрочастицы. Соответственно они не направлялись на исследование. А это могло служить дополнительной доказательственной базой в определенных моментах.
Одним из важных моментов является тот факт, что в ходе производства осмотра и фиксации результатов, грубо нарушаются меры личной безопасности лица, производящего осмотр и присутствующих при нем лиц. А именно, следует обратить внимание, что отсутствие на месте ДТП конусов и информационных стендов, ограждающих и определяющих место осмотра, а также способствующие предотвращению уничтожения следов проезжающим мимо транспортом.
Такой подход следователя к следственному действию, как осмотр, приводит не только к потере нужной и значимой информации, но и к потере доказательств, к трудностям при расследовании уголовных дел данной категории.
Список литературы
- О безопасности дорожного движения: Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (посл. ред. от 08.12.2020) // СПС «Гарант». – Режим доступа: https://base.garant.ru/10105643/
- Правила дорожного движения Российской Федерации: по сост. на 01 февраля 2021. – Москва: АСТ, 2021. – 3 с.
- Статистические данные по осмотрам места дорожно-транспортных происшествий на территории Михайловского района Приморского края №1-6. – АИУС ГИБДД России (автоматизированная информационная учетная система).