Здоровье – одна из самых главных и важнейших составляющих счастья, это драгоценность, дарованная человеку, которую он обязан беречь с детских лет, ведь здоровый человек формирует здоровую нацию, а с ней – здоровую планету.
Одна из основных составляющих здоровья – это здоровый образ жизни — это такой образ жизни человека, который направлен на укрепление здоровья и профилактику болезней. Иными словами, здоровый образ жизни — это список правил, соблюдение которых максимально обеспечит сохранение и укрепление здоровья (как физического, так и психического).
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде (природной, техногенной и социальной) и активное долголетие.
Проблема формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья учащихся становится приоритетным направлением развития образовательной системы современной школы.
Процесс формирования здорового образа жизни подрастающего поколения до недавнего времени идентифицировался с физическим воспитанием. Жизнь, однако, показала, что в век стрессов и неврозов, агрессивности и равнодушия, социальных болезней и экологически неблагополучных условий существования физическому воспитанию не справиться с поставленными задачами по формированию культуры здоровья учащейся молодежи. Возникла насущная потребность выделения самостоятельной области воспитания, получившей название “формирование культуры здоровья учащихся”.
Только с самого раннего возраста можно привить детям знания, навыки и привычки в области охраны здоровья, которые впоследствии превратятся в важнейший компонент общей культуры человека и окажут влияние на формирование здорового образа жизни всего общества.
Ключевую роль в жизнедеятельности школьника выполняет классный руководитель, в том числе и в формировании ЗОЖ обучающихся.
Классный руководитель является управляющим звеном в коллективе обучающихся в рамках отдельно взятого класса обучающихся. Основанная функция классного руководителя-воспитание учеников.
Деятельность современного классного руководителя является важнейшим звеном в воспитательной системе учебного заведения, основным механизмом реализации индивидуального подхода к воспитанникам. Обусловлена она современной задачей, которую ставят перед учебным заведением мировое сообщество, государство, родители – максимальное развитие каждого ребенка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного, физического совершенства.
Классный руководитель прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса. Современный классный руководитель в своей деятельности применяет не только известные формы воспитательной работы, а также в свою практику включает и новые формы работы с ученическим коллективом. Формы работы определяются исходя из педагогической ситуации. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно-полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг и т.д.
Здоровье в отличии от знаний тяжело восполнить, но можно поддержать. Одной из главных задач классного руководителя состоит в воспитании в обучающихся здорового образа жизни. Здоровье необходимо поддерживать еще в молодости. Очень важно сформировать в молодом поколении желания и умения вести здоровый образ жизни. Полученные в школьные годы взгляды и умения данного аспекта будут применимы в дальнейшем на протяжении всей жизни.
Для формирования здорового поколения, классному руководителю необходимо применять комплекс мер для формирования ЗОЖ школьников.
Классный руководитель, в данных мероприятиях выполняет взаимодействие с родителями, помогает в организации проведение мероприятий. Так же возможно проводить классные часы, направленные на проверку состояния организма обучающихся: опросы, игры, замеры дыхания и проверка зрения в игровой форме.Организация лекций о важности режима дня и задания по ведению дневника режима ребенка.
Для формирования психического компонента, классный руководитель проводит классные часы с участием представителей различных учреждений: мед. учреждений, полиции, специалистами наркологических диспансеров, священнослужителями.
Проводя социологические опросы, направленные на выявление зависимостей и вредных привычек. Организовываются просмотры видеоматериала, связанные с здоровым образом жизни или о вреде различных веществ и образа жизни.
В рамках нравственного компоновка, организовываются внеклассные мероприятия с привлечением значимых личностей спортивной деятельности. Выполняются обзоры доступных секций, курсов и прочих спортивных организаций в ближайшей зоне расположения к школе. Организация участия в различных конкурсах в том числе творческих связанных с ЗОЖ. Организация посещения спортивных мероприятий и экскурсий в спортивные центы и спортивно-патриотические организации. Организацию демонстрации наград и достижений учащиеся в области спорта.
Также классный руководитель организовывает классные часы, направленные на организацию спортивных о оздоровительных мероприятиях. Важное значение отводится мотивационным беседам с учащимися по поводу здоровья и отношения к нему.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что классный руководитель оказывает существенное влияние на воспитание правильного отношения к собственному здоровью у обучающихся и должен это делать грамотно организуя воспитательный процесс, реализуя ряд разнонаправленных мероприятий для полноценного и всестороннего развития личности ребенка.
Список литературы
- Антропова М.В., Манке Г.Г., Бородкина Г.В. и др. Факторы риска и состояние здоровья учащихся. // Здравоохранение Российской Федерации. – 1997. - № 3. – С. 29-33.
- Классный руководитель. Научно-методический журнал для заместителей директоров по воспитательной работе, классных руководителей и кураторов, учителей начальной школы. М., 2004., № 2.
- Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества образования / Юсупова Н.П., Плетнева Е.Ю. // Сибирский учитель – научно-методический журнал. – 2005. - № 4 (40).
- Ткачева Елена Георгиевна, Колесникова Ольга Валериевна Роль классного руководителя в формировании установки на здоровый образ жизни у подростков // Наука-2020. 2018. №2-2 (18). -URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-klassnogo-rukovoditelya-v-formirovanii-ustanovki-na-zdorovyy-obraz-zhizni-u-podrostkov (дата обращения: 28.03.2022).