Работа по коррекции речевых нарушений младших школьников обязательно предполагает восполнение имеющихся пробелов в развитии моторной сферы. Кроме того у детей часто наблюдается чрезмерная эмоциональность, впечатлительность, повышенная утомляемость или двигательная расторможенность - что препятствует успешному обучению и социализации. Опыт показывает, что проведение упражнений в игровой форме с использованием в качестве наглядности компьютерных презентаций значительно повышает мотивационную готовность детей к логопедическим занятиям. В настоящие время компьютер выступает новым обучающим инструментом, позволяющим сочетать наглядность разного уровня (зрительную, слуховую) с двигательной активностью обучающихся.
Авторский мультимедийный комплекс «Калейдоскоп» (в формате XML) представляет собой подборку различных видов гимнастики направленных: на развитие диафрагмального дыхания, мелкой, мимической, артикуляционной, общей моторики, чувства ритма. Использование практического метода упражнений в формате мультимедиа повышает эффективность обучения, за счет нового качества наглядности. Все упражнения дополнены схемами — образцами выполнения, короткими стихотворениями и музыкальным сопровождением. Использование комплекса обеспечивает легкий доступ к нужному упражнению из главного «Меню».
Различные игровые упражнения, включенные в комплекс, способствуют укреплению здоровья обучающихся, развитию их познавательной активности. Использование комплекса «Калейдоскоп» имеет целью создание наиболее эффективных условий для развития моторной сферы обучающихся с нарушениями речи, направленной на поддержку личности, преодоление отклонений в психофизическом развитии, и социализации детей.
Применение комплекса направлено на решение следующих задач: развитие артикуляционной моторики; формирование речевого дыхания; создание условий для накопления двигательного и практического опыта; укрепление ручной умелости, плавных, точных и координированных движений; формирование предпосылок, необходимых для учебной деятельности, требующих развития двигательной сферы.
Упражнения на развитие диафрагмального дыхания, адаптированный вариант парадоксальной гимнастики Стрельниковой [3] для детей 7-9 лет, дополнены показом выполнения и музыкой. Используется прием тонирование, описанный Т. М. Власовой[1]. Работа начинается с тонирования на длинном выдохе гласных звуков, которое сопровождается движением. Материалом для упражнений служат отдельные звуки, а также звуковые «цепочки». Все упражнения проводятся по подражанию. Наглядный показ и многократные повторения стимулируют ребенка к правильному естественному подражанию. Движения, сопровождающие гласные звуки, должны быть плавными, длительными по времени.
Дети через движения приходят к пониманию, что гласные произносятся свободно, без преграды. Кроме того, тонирование способствует уравновешиванию процессов мозгового кровообращения, улучшению ритма и глубины дыхания, снятию фактора тревожности.
В коррекции нарушений звукопроизношения определенное место отводится развитию мимических движений. Это обусловлено тем, что у обучающихся, особенно при дизартрии, отмечается слабый тонус лицевых мышц, мимика лица невыразительная.
Примерные упражнения: закрывание глаз, зажмуривание обоих глаз, зажмуривание правого, левого глаза, оскаливание зубов, надувание обеих щек и поочередно. Детям предлагаются сюжетные картинки. Педагог описывает ситуацию на картинке, дети имитируют мимически.
На предварительном этапе отрабатываются артикуляционные упражнения. Предлагаются упражнения, как на статическую, так и на динамическую координацию движений. На начальной стадии осуществляется опора на различные анализаторы (зрительный, слуховой), на кинестетические, тактильные ощущения, выполнение движений сопровождается полимодальной афферентацией.
Для развития и закрепления правильного речевого выдоха, автоматизации произношения звуков и улучшения координации движений используются игры-вокализации с движениями, короткие песенки в качестве физкультминуток. При этом дети сначала заучивают текст, а затем по очереди на одном выдохе тонируют по одной строчке стихотворения. Большой интерес вызывают у детей диалоги. В работе над диалогами также формируются правильные интонации, выразительность речи и в целом просодическая сторона речи.
Условиями эффективного использования комплекса «Калейдоскоп игровых упражнений» являются: оснащенность кабинета персональным компьютером, компетентность учителя в применении ИТ, наличие «Инструкции пользователя мультимедийным комплексом» (документ Microsoft Office Word 97-2003).
В результате использования авторского комплекса «Калейдоскоп» повышается заинтересованность детей в выполнении заданий на занятиях, освоение упражнений детьми проходит быстрее, движения выполняются точнее, снижается утомляемость обучающихся, что немаловажно для их психофизического здоровья, музыкальное сопровождение упражнений опосредованно влияет на активизацию слухового внимания, оптимизируется профессиональная деятельность учителя на основе информатизации функций, представленный материал удобен и для самостоятельной работы родителей с ребенком, может быть использован в домашних условиях, давая новые возможности для коррекции и развития речевых процессов и в дальнейшем успешной социализации.
Список литературы
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду: Практикум по работе со слабослышащими детьми. - М., Учебная литература, 1997.
- Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991.
- Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. - Изд: Метафора, 2007.