Российско-Китайское Региональное Экономическое Сотрудничество В Рамках Инициативы «Один Пояс, Один Путь»

Российско-Китайское Региональное Экономическое Сотрудничество В Рамках Инициативы «Один Пояс, Один Путь»

Авторы публикации

Рубрика

Политология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 32 (77), август ‘22

Дата публикации 08.08.2022

Поделиться

Отклик на инициативу «Один пояс, один путь» в странах и регионах расположенных вдоль маршрута был огромный. Поддержав инициативу на самом высоком уровне, Россия присоединилась к ней, став, по сути, ядром и ключом к реализации программы «Один пояс, один путь». С этого момента Россия стала важным участником экономического развития инициативы, объединяющей историческую и текущую ситуацию в экономическом развитии России, а также обобщающую текущий потенциал и возможности регионального экономического развития. После успешной «стыковки» инициативы «Пояс и путь» с Евразийским экономическим союзом, выгоды и преимущества от использования природных ресурсов России обрели еще более глобальный характер, а взаимовыгодные обмены и углубление связей в рамках инициативы «Пояс и путь» привели к расширению внешнего рынка, преодолению «потолка» в модернизации промышленной структуры России. Всё это способствовало расширению регионального экономического пространства, экономическому подъему регионов, связанных с инициативой «Пояс и путь», в которых планируется модернизация и дальнейшее развитие. Китай и Россия активно расширяют сотрудничество в области развития инфраструктуры, транспорта, природных ресурсов, сельского хозяйства, туризма и во многих других областях. Расширение торговли и инвестиций значительно ускорило темпы сотрудничества и достигло хороших результатов. Китай и Россия активно участвуют в строительстве «Арктического Шелкового пути», чтобы создать новую модель внешней политики; укрепляют механизмы согласования принятия решений в политике и управлении для улучшения качества сотрудничества; внедряют инновационные модели сотрудничества для повышения выгод от отношений; продвигают научные и технологические инновации, в полной мере используют возможности Китая и географические преимущества и исторические традиции России, а также развивают дальнейшее совершенствование механизмов людского обмена, инновационные формы сотрудничества и профессиональных обменов. Важным является вопрос – как Россия может использовать реализацию инициативы «Пояс и путь» для стимулирования своего внутреннего потенциала экономического развития, реализации трансформации внутриэкономической модели, модернизации и оптимизации промышленности, а также анализа основного потенциала роста и возможностей нынешней российской региональной экономики для содействия строительству экономического пояса инициативы «Один пояс, один путь». Исследование контрмер для китайско-российского регионального экономического сотрудничества имеет определенную научно-справочную ценность.

С тех пор как президент Китая Си Цзиньпин предложил инициативу «Пояс и путь» в 2013 г., она продолжает получать все больше поддержки от стран, расположенных вдоль маршрута. Торговые обмены КНР со странами, расположенными вблизи пути достигли большого прогресса, а масштабы и структура торговли претерпели позитивные изменения. В условиях, когда рост мировой торговли вошел в период роста со средне- и низкоскоростными темпами, а темпы роста внешней торговли КНР снижаются, торговые обмены со странами, поддержавшими инициативу, стали хорошим примером обоюдного сотрудничества. Данный факт особенно важен в связи с тяжелой ситуации из-за торговых разногласий между Китаем и Соединенными Штатами. С помощью инициативы «Пояс и путь» активно расширяется пространство для торгового сотрудничества со многими странами, что в дальнейшем будет эффективно способствовать стабильному развитию внешней торговли Китая и предоставит ей больше времени и возможностей для перехода из категории крупной страны с большим объемом внешней торговли до статуса мировой торговой державы.

Центральное рабочее совещание по вопросам экономики в 2019 г. озвучило предложение улучшить инвестиционную политику и систему поддержки инициативы «Пояса и пути», что также окажет в дальнейшем содействие торговому сотрудничеству в рамках инициативы. С момента запуска программы в 2013 г. правительство Китая приложило большие усилия для продвижения инициативы «Пояс и путь», не забывая про экономическую и торговую сферы, которые стали важной частью сотрудничества. К концу 2018 г. насчитывалось более 140 международных организаций и суверенных стран, подписавших документ о долевом строительстве и сотрудничестве с КНР.[1] Благодаря всестороннему и прагматичному сотрудничеству со странами вдоль маршрута, экономическое и торговое сотрудничество в рамках инициативы создало более 300 000 рабочих мест для стран участниц, а принимающим странам было выплачено более 3 миллиардов долларов США в виде налогов и сборов. Существует более 10 000 поездов по маршруту Китай-ЕС, а Азиатский инвестиционный банк, Фонд Шелкового пути и китайские банковские учреждения приняли участие в более чем 3000 проектах в рамках инициативы, объем выданных кредитов составляет почти 3300 миллиардов долларов США. На сегодняшний день китайские компании участвуют в более чем 90 зонах экономического и торгового сотрудничества в странах, присоединившимися к инициативе, с совокупным объемом кредитования в размере почти 4400 миллиардов долларов США.[2] Подписание ряда межправительственных соглашений и обменов между частными предприятиями углубили торговое сотрудничество между Китаем и странами, участвующими в инициативе «Пояс и путь», а уровень упрощения процедур для осуществления торговли и частичная либерализация в странах, расположенных вдоль «Пояса и пути» также значительно улучшился по сравнению с 2013 г.

1. Исторический обзор экономического развития России

За прошедшее столетие из-за изменений во внутренней и международной обстановке, экономика России пережила множество взлетов и падений. Российская экономика находится в чрезвычайно нестабильном состоянии, уровень ее волатильности и объема колебаний показателей чрезвычайно высок. Это редкое явление в мировой истории экономического развития крупных стран. К началу XX века, после Первой мировой и Гражданской войн, экономика России подверглась серьезным последствиям этих двух событий, ее международный экономический статус значительно снизился. Впоследствии, благодаря государственным реформам и соответствующей политике, Россия энергично развивала свою промышленность. Благодаря индустриализации, внутренняя экономика России быстро развивалась в период с 1920-х по 1940-е гг. Согласно данным, опубликованным в соответствующих отчетах Советского Союза в то время, среднегодовые темпы роста всей советской экономики в этот период были чуть больше 15%, и в течение почти двух десятилетий после войны вся советская экономика поддерживала устойчивые показатели общего роста, которые были близки к 10%. Анализируя опубликованные экономические данные Советского Союза, такие страны, как Европа и Соединенные Штаты, ставили под сомнение экономические возможности СССР, но, исходя из реальной ситуации, уровень экономической добавленной стоимости и высокие темпы укрепления национальной мощи являлись неоспоримым фактом.

К 1970-м гг. экономическое развитие Советского Союза достигло своего расцвета, и вся его внутренняя экономика уступала в мире только Соединенным Штатам, намного превосходя европейские страны в тот период.[3] В 1970 г., согласно статистическим данным, опубликованным Организацией Объединенных Наций, общий объем экономического производства всего Советского Союза достигал 433 412 миллиарда долларов США, что составляло 13,2% от всего мирового ВВП того периода, в то время как внутренний ВВП Соединенных Штатов за тот же период составлял 1 025 миллиарда долларов США, что составляло 31,22% всего мирового ВВП, а вся советская экономика была эквивалентна 42,28% экономики Соединенных Штатов. В обозначенный период в мировой экономике доминировали Советский Союз и Соединенные Штаты, а экономический разрыв между ними постепенно сокращался. Данный факт придавал руководству Советского Союза уверенность в том, что они могут конкурировать с Соединенными Штатами. С помощью стремительного экономического развития Советский Союз постепенно укрепил свои позиции в качестве мировой державы, можно сказать он шел «нога в ногу» с Соединенными Штатами и смог стать важным звеном в биполярном мире.[4] К концу 1970-х гг. советская экономика начала впадать в период стагнации, а жизнеспособность всей её экономики значительно снизилась. Будучи «государством-преемником» Советского Союза, Российская Федерация долгое время не могла избавиться от влияния своих политических изменений. Менее чем за 20 лет уровень влияния на глобальные процессы у России сократился до уровня страны с второстепенной ролью. До недавнего времени экономическое восстановление России шло за счет расширения экспорта и стимулирования потребления на внутреннем рынке. Оно в основном основывалось на экспорте, в первую очередь на тех ресурсах, в которых доминируют нефть, природный газ и военно-промышленный комплекс. Структура экономики и торговли была чрезвычайно однородна. Переход экономики от зависимости от энергетических ресурсов в сторону инноваций и развития сферы услуг – это путь дальнейшего развития российской экономики.[5]

2. Анализ текущей ситуации экономического развития России и основных существующих проблем

Под руководством президента В. В. Путина, благодаря проведению долгих реформ, экономика России постепенно стабилизировалась, а ее внутреннее экономическое положение улучшилось. Она поднялась с 20-го места в рейтинге мировых экономик (по состоянию на конец 1990-х гг.) на нынешнее девятое место, а объем российской экономики достиг 71 277 трлн. долларов США [6], что составляет 2,74% всей мировой экономики, что примерно эквивалентно 12,4% ВВП Соединенных Штатов и 23,75% ВВП Китая. Текущая ситуация, связанная с тенденциями экономического развития России, выглядит следующим образом:

1.Реформа экономической системы в основном завершена. Под руководством В. В. Путина, как ядра государства, вся нынешняя российская экономическая система в основном завершила переход от плановой экономики к рыночной экономике. В декабре 2011 г. Россия вступила во Всемирную торговую организацию (ВТО). В настоящее время Россия постепенно строит и совершенствует соответствующую систему рыночной экономики в соответствии с принципами мировой рыночной экономики. Правовая база системы рыночной экономики опирается на профессиональное регулирование, основанное на Конституции, которое охватывает различные виды экономической деятельности. В то же время, благодаря усилиям последних лет, началось строительство новой финансовой системы в России. Под руководством правительства финансовая система, основанная на банковской и кредитной отраслях, была реструктурирована, при этом была создана полноценная финансово-промышленная цепочка, состоящая из банковской, страховой, фондовой, трастовой и других отраслей. И, судя по влиянию многочисленных нефтяных кризисов на экономику России, в последние годы её внутренняя денежно-кредитная система в основном смогла сохранить стабильность, а это показывает, что прошедшая реформа экономической системы России в основном завершена и достигла определенных результатов.[6]

2.Общие экономические показатели продолжают улучшаться. После распада Советского Союза российская экономика пережила лавинообразный спад. Она превратилась из мировой экономической державы в страну с второстепенной экономической ролью. С тех пор, как правительство президента Путина предприняло большое количество мер стимулирования и реформ, российская экономика начала восстанавливаться, общая экономическая ситуация значительно улучшилась и стабилизировалась. К 2006 г. рост ВВП России превысил отметку в триллион долларов. Благодаря международному энергетическому кризису тех лет, темпы роста российской экономики, в которой доминировал экспорт энергоносителей, оставался на уровне 6%, а в 2007 г. российская экономика впервые превысила уровень, существовавший до распада Советского Союза. Хотя последующий мировой финансовый кризис 2009 г. оказал большее влияние на российскую экономику, а нефтяной кризис 2014 г. в определенной степени препятствовал экономическому росту России, тем не менее, экономика России по-прежнему находится в контролируемом и надежном росте, постепенно восстанавливаясь.

3.Налоговая и финансовая ситуация в России значительно улучшились, а способность противостоять различным рискам выросла. Судя по экономическим данным, опубликованным российским правительством, в последние годы Россия значительно увеличила создание стабилизационных фондов и золотых резервов. С экономической точки зрения это показывает, что нынешнее налоговое и финансовое положение значительно улучшилось. В соответствии с действующими российскими правовыми нормами четко оговорено, что стабилизационный фонд будет использоваться как часть средств российского государственного бюджета, а избыточные налоговые поступления, образованные ценами на нефть, превышающими базовую цену, будут учитываться отдельно и управляться для обеспечения того, чтобы весь российский государственный бюджет мог поддерживать стабильность в случае колебаний мировых цен на сырую нефть, одновременно способствуя устойчивому развитию всей российской экономики и повышая устойчивость нынешней экономики к возможным рискам.[7] В таблице 1 показан первоначальный размер стабилизационного фонда в 2004 г. (год, когда стабилизационный фонд был создан) и российский стабилизационный фонд с 2010 по 2015 гг.[8] Значение шкалы, как можно видеть, было установлено в 2004 г. на уровне 0,5%. С момента создания стабилизационного фонда в размере 1 трлн. рублей Россия из года в год увеличивала отчисления в свой стабилизационный фонд, постепенно увеличивая его размер. К 2015 г. размер стабилизационного фонда России достиг 10,3 трлн. долларов США, что эквивалентно 6,2% ВВП.[9] Это демонстрирует, что в целом текущее налогово-бюджетное и финансовое положение России значительно улучшилось, а ее устойчивость к экономическим рискам становится все выше и выше.

Год

2004

2010

2011

2012

2013

2014

2015

稳定基金规模(万亿卢布)

Размер стабилизационного фонда (трлн рублей)

0.12

5.63

6.86

7.32

8.23

9.15

10.35

Таблица 1. Таблица размера Стабилизационного фонда России за последние годы

4.Уровень внешней торговли России быстро возрос, значительно увеличилось привлечение иностранных инвестиций, а богатые природные ресурсы создали прочные условия и основу для восстановления экономики России. Судя по текущим разведанным запасам нефти и природного газа в России, их общий объем составляет 21% от известных мировых запасов нефти и природного газа. Природный газ обеспечивает прочную основу для дальнейшего поддержания высокого уровня экспортной торговли энергоносителями. В современных условиях развития экономической глобализации, особенно после вступления России в ВТО, это открыло беспрецедентные возможности для российского экспорта энергоносителей, её внешняя торговля будет демонстрировать быстрый рост, при условии создания энергетической цепочки. Таким образом, экономическое влияние России постепенно расширяется. Ввиду постоянного совершенствования внутренней экономической, политической и правовой системы, Россия начала привлекать большое количество иностранных инвестиций, что делает её одной из самых привлекательных стран для инвестиций в Европе, для США и Китая. В таблице 2 показаны масштабы чистого притока капитала в Россию за последние годы. Из этой таблицы видно, что после 2010 г. чистый приток капитала в Россию продемонстрировал быстрый рост. К 2015 г. чистый приток капитала за год увеличился почти в 5 раз по сравнению с 2010 г. Темпы роста беспрецедентны для российской истории. Это показывает, что нынешняя экономическая ситуация в России улучшается. Различные меры правительства по корректировке и реформированию постепенно начинают работать, внутренняя и внешняя торговля России демонстрирует черты быстрого роста, который становится более привлекательным для иностранных инвестиций.[10]

Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Размер чистого притока капитала (триллион долларов США)

0.32

0.67

0.89

0.92

1.17

1.41

Таблица 2 Масштабы чистого притока капитала в Россию с 2010 по 2015 гг.

Судя по текущим экономическим данным и ситуации с уровнем импорта и экспорта в Россию, можно сделать вывод о том, что нынешняя российская экономика уже полностью завершила комплексный переход к рыночной экономике, при этом общие экономические показатели и уровень экспорта также постепенно растут.[11] Тем не менее, с огромными изменениями во всей экономической среде, в условиях быстрого экономического роста и высокой открытости экономической среды, российская экономика по-прежнему будет сталкиваться с определенными проблемами, в её росте по-прежнему существуют определенные скрытые опасности. Его основной базой, по нашему мнению, в настоящее время являются следующие два аспекта:

(1) Темпы экономического роста России замедленны, а модернизация промышленной структуры затруднена. «Новая экономика», основой которой являются наука и технологии, быстро развивалась под влиянием информационных технологий, таких как Интернет и компьютеры. Изменение экономической системы с использованием современных информационных технологий, как ядра, оказало большое влияние на экономику стран по всему миру. В контексте технологических инноваций вся мировая экономика сформировала новую модель вертикального международного разделения труда с осями, например «Соединенные Штаты – Япония», «Европа – Китай и другие развивающиеся страны». Согласно этой модели, Соединенные Штаты являются ведущей страной в высокотехнологических отраслях производства. Циклический переход к инновационной экономике позволил Соединенным Штатам, благодаря своим собственным технологическим и инновационным преимуществам, еще больше укрепить свои основные технологические позиции. Япония, Европа и другие страны также активно развивали свои собственные технологические преимущества, используя их в высокотехнологичной обрабатывающей промышленности. Огромные торговые преимущества развивающихся стран в процессе дальнейшего развития формировали доминирующее положение, в котором преобладают высокотехнологичные производственные технологии. Промышленное развитие России имеет долгую историю. Однако существует две проблемы: деформация промышленной структуры и ограниченность её сырьевой экономики, которые сделали процесс её промышленного развития полным различных «поворотов и разворотов». Всё это может привести к тому, что российская экономическая и промышленная структура потеряет свое доминирующее положение в новом раунде высокотехнологичных соревнований, что затруднит модернизацию всей российской промышленной конструкции.

(2) При отсутствии условий для развития человеческого капитала, экономическая конкуренция столкнется с серьезными проблемами. В течение длительного времени население России находилось в состоянии низкого или отрицательного роста, что привело к очень серьезному старению населения России и нехватке трудовых ресурсов. В ближайшее время будет трудно удовлетворить текущие потребности России в достижении всестороннего экономического подъема и строительства. Россия полагается на природные ресурсы как на издержки для достижения роста всей национальной экономики, но не может энергично развивать человеческий капитал и полагаться на полное сочетание человеческого капитала и существующего природного капитала для достижения быстрого экономического роста. Такой быстрый экономический рост, основанный на потреблении природного капитала, окажет серьезное влияние на устойчивое развитие экономики России в дальнейшем. Поэтому улучшение структуры человеческого капитала, активное развитие внутренних человеческих ресурсов и полноценное использование преимуществ высококвалифицированных кадров являются важными задачами, стоящими перед экономическим развитием России в ближайшем будущем. В то же время, с точки зрения международной экономической конкуренции, конкурентное преимущество высококвалифицированных кадров является одним из важных проявлений всей конкурентоспособности, и вся себестоимость производства в России будет все больше и больше отличаться от развитых стран, таких как Европа и Соединенные Штаты. Согласно данным, опубликованным Организацией Объединённых Наций по промышленному развитию, в 2015 году средний уровень издержек большинства промышленных секторов России намного превысит показатели издержек таких стран, как Япония, Германия, Соединенные Штаты и др., кроме того, он будет намного выше, даже чем у некоторых развивающихся стран, что в будущем приведет к тому, что экспортируемые Россией товары потеряют свои преимущества в условиях международной конкуренции. Совершенствование профессиональных ресурсов и более качественное использование человеческих ресурсов являются важными задачами, стоящими перед Россией.

3. Анализ потенциала и возможностей регионального экономического развития России в рамках инициативы «Один пояс, один путь»

1.Потенциал регионального экономического развития России в рамках инициативы «Пояс и путь»

В контексте инициативы «Пояс и путь» в сочетании с историей и текущей ситуацией экономического развития России можно сделать вывод о том, что нынешний потенциал регионального экономического развития России в рамках инициативы «Пояс и путь» в основном проявляется в следующих аспектах:

(1) Дивиденды от природных ресурсов. Дальнейшее увеличение имеющихся природных ресурсов является основным преимуществом всего экономического подъема и роста России. В связи с постепенным усилением конкуренции на международных рынках нефти и природного газа, и особенно из-за развития технологий добычи сланцевой нефти (во главе с Соединенными Штатами), выше обозначенные факторы оказали негативное влияние на экономическое и промышленное развитие России, ориентированное на энергетический сектор (нефть, природный газ). Стимулируемый инициативой «Пояс и путь», строительством транспортных объектов в «Поясе Шелкового пути» и быстрым улучшением пределов сотрудничества различных стран и регионов, экономические и торговые обмены России через Европу и Азию будут развиваться как никогда прежде, особенно за счет строительства и улучшения инфраструктуры. Инфраструктура Шелкового пути напрямую свяжет различные регионы вдоль маршрута в России с региональными экономическими секторами внутренних провинций Китая, а природные ресурсы будут дополнительно импортироваться во внутренние районы и прибрежные районы Китая. В то же время сотрудничество с Европейскими и другими соседними странами станет более тесным в рамках инициативы «Пояса и пути», что сделает дивиденды и преимущества России от природных ресурсов более очевидными и может обеспечить стабильное высвобождение средств от природных ресурсов России, что в свою очередь имеет большое значение для стабильности российской экономики.[12]

(2) Взаимосвязи и углубленный обмен в рамках инициативы «Один пояс, один путь» будет способствовать расширению рынка. В контексте инициативы различные страны и регионы вдоль «Пояса и пути» позволят создать прочную экономическую систему сотрудничества и основу для построения региональных перевозок, коммуникаций и других объектов инфраструктуры. Постепенное совершенствование такой инфраструктуры позволит привлечь больше инвесторов, присоединиться им к строительству региональной экономики в рамках инициативы, и в значительной степени способствовать развитию экономической и людской занятости в регионах. В то же время, удобная транспортная развязка объектов для укрепления «Пояса и пути» в регионах позволит установить обмен со странами и городами в рамках инициативы и экономических обменов, что приведет к увеличению потока. Экономически выиграют российские города и регионы, расположенные на новом Шелковом пути, в его центре, зоне соединения Евразии. Развитие в рамках инициативы позволит региональной экономике России расти невиданными темпами. Рынок станет уже не внутренним, а более расширенным – с соседними городами и регионами. Он сможет больше полагаться на удобную логистику, связи и иную инфраструктуру для обеспечения экономического и торгового сотрудничества со странами и городами на всем евразийском континенте.

(3) Проблема в человеческих ресурсах будет преодолена, что будет способствовать модернизации промышленности в России. Проблема человеческих ресурсов и старение населения являются важными проблемами, стоящими перед экономическим развитием России и модернизацией ее промышленной структуры. Из-за отсутствия преимуществ в человеческих ресурсах и чрезмерной зависимости от экспорта природных ресурсов (несмотря и на преимущества в этой области), российская экономика является неустойчивой. В процессе долгосрочного развития она очень уязвима к различным экологическим ограничениям внутри страны и за рубежом. В контексте инициативы «Пояс и путь» строительство Экономического пояса Шелкового пути, соединяющего Евразию с крупными российскими городами в качестве важных узлов, будет в значительной степени способствовать изменениям в структуре людских ресурсов российских регионов. Приток большого количества рабочей силы изменит нынешнюю острую нехватку человеческих ресурсов в России и неспособность обеспечить эффективную кадровую поддержку для развития региональной экономической и промышленной структуры. Это привлечет большое количество высококвалилифицированных кадров, которые присоединятся к региону и внесут свои трудовые ресурсы и интеллект в экономическое развитие России. Данный вариант быстро устранит барьеры, с которыми сталкивается модернизация промышленной структуры России вдоль «Пояса и пути», что будет иметь большое значение для модернизации и трансформации промышленной структуры России.

(4) Расширение регионального экономического пространства позволит преодолеть проблему различного уровня экономического развития регионов вдоль маршрута Нового Шелкового пути. В региональном экономическом развитии различных городов вдоль маршрута существует серьезный дисбаланс – экономическое развитие каждого города сильно отличается. Движимый политикой «Пояса и пути», стимулируемый различными политиками и строительством инфраструктуры, экономические различия разных регионов будут перенесены. Это явление предоставит больше возможностей для регионального экономического развития и экономического роста России. Города и регионы, расположенные вдоль маршрута геополитической инициативы смогут воспользоваться переносом различий в уровне экономического развития с окружающими их регионами и возможностями для экономической модернизации окружающих регионов, чтобы энергично скорректировать свою региональную экономическую структуру и использовать больше рынков и возможностей, что будет способствовать дальнейшему росту региональной экономики России.[13]

2. Возможности регионального экономического развития в России в рамках инициативы «Один пояс, один путь»

Реализация и углубление сотрудничества в рамках инициативы «Пояса и пути» в значительной степени стимулируют потенциал регионального развития России в рамках инициативы. Это имеет большое значение для содействия региональному экономическому развитию России. Использование этих возможностей будут иметь большое значение для быстрого роста региональной экономики России и модернизации всей экономической структуры. Сочетая нынешний экономический статус России и инициативу «Пояс и путь», российская региональная экономика сталкивается с возможностями для развития в рамках реализации инициативы «Пояс и путь». Он включает следующие три аспекта:

(1) Промышленный трансфер «Пояса и пути» открывает новые возможности. С реализацией и углублением инициативы некоторые высококачественные избыточные отрасли промышленности из соответствующих стран и регионов, в которых доминирует Китай, будут быстро переведены в страны и регионы вдоль маршрута. В некоторых странах и регионах эти избыточные отрасли будут вызваны переизбытком предложения, что приведет к снижению стоимости этих отраслей. В течение этого периода инвесторы будут корректировать и переводить средства в соответствии с различными сравнительными преимуществами различных стран и регионов. В этом случае большое количество высококачественных отраслей промышленности будет передано нуждающимся странам и регионам. В России долгое время существовала модель экономической и промышленной структуры, в которой доминировали энергетика и военная промышленность, а ее развитие в сфере услуг, легкой промышленности и других отраслях было серьезно дисфункциональным. Некоторые страны, в которых доминирует Китай, начали испытывать профицит в отраслях легкой промышленности и сфере услуг,[14] что приведет в дальнейшем к передаче этих отраслей промышленности. Для России это будет новая возможность. Использование этой возможности, энергичное внедрение отраслей, которых ей не хватает, а также корректировка и модернизация всей промышленной структуры будут иметь большое значение для содействия быстрому развитию российской экономики и корректировке и модернизации промышленной структуры.

(2) Финансовые инновации «Пояса и пути» открывают новые возможности. Реализация инициативы «Пояс и путь» должна опираться на достаточные потоки капитала, а огромные потоки капитала не могут быть определены с помощью модели финансовых инноваций. С реализацией инициативы «Пояс и путь», при поддержке стран, расположенных на этом пути, началось комплексное внедрение инноваций и строительство финансовой системы, лидером в которой является Китай. Благодаря созданию таких институтов, как Азиатский инвестиционный банк и Фонд Шелкового пути, а также подписанию различных соглашений о финансовом сотрудничестве с соответствующими странами, были созданы различные инновационные панрегиональные финансовые механизмы и системы. Как важная страна в инициативе «Пояс и путь», Россия также может воспользоваться этой возможностью и использовать эти инновационные финансовые модели для энергичной поддержки и развития собственного инфраструктурного строительства в целях содействия региональному экономическому развитию и инновациям.

(3) Региональные инновации «Пояса и пути» открывают новые возможности. Судя по планированию и реализации инициативы «Пояс и путь», строительство всей региональной экономики, по сути, является региональным экономическим сотрудничеством в международном контексте. Его реализации, безусловно, будет способствовать ряд инноваций, таких как различные модели регионального развития, корректировка и отбор региональной промышленной структуры. Эти инновации также откроют огромные возможности для экономического развития России. Внедрение этих инноваций может эффективно способствовать трансформации и модернизации региональной экономической модели России, что имеет большое значение для повышения уровня регионального экономического развития.

4. Политические рекомендации для китайско-российского регионального экономического сотрудничества в рамках инициативы «Пояс и путь»

После успешной стыковки инициативы «Пояс и путь» с Евразийским экономическим союзом обе стороны активно расширили сотрудничество в области инфраструктуры, транспорта, минеральных ресурсов, сельского хозяйства, туризма и в других областях, а также расширили торговлю и инвестиции. Скорость сотрудничества значительно увеличилась, результаты были достигнуты.

  1. Активно участвовать в строительстве «Арктического шелкового пути» и выстраивать новую модель внешней политики

«Арктический шелковый путь» является важным достижением инициативы «Пояс и путь» и важным расширением экономического коридора Китай-Монголия-Россия, который имеет важное стратегическое и практическое значение. Северо-Восточный Китай и Дальний Восток России являются важными узлами «Арктического шелкового пути». Они должны сыграть незаменимую роль узла в строительстве «Арктического Шелкового пути», расширить новое пространство для китайско-российского регионального сотрудничества и создать новую модель внешней политики.

  1. Сотрудничество между Китаем и Россией в развитии и использовании арктических водных путей является основой для строительства «Арктического шелкового пути». Региональное экономическое сотрудничество между Северо-Восточным Китаем и Дальним Востоком России должно быть, как можно скорее, подключено к «Арктическому шелковому пути», и на основе научных расчетов должен быть разработан план сотрудничества для обеспечения полноценного судоходства по «Арктическому шелковому пути». После того как в будущем вся линия станет судоходной, время и стоимость морской перевозки грузов из Китая в Европу может быть значительно сокращено через Арктический водный путь, который дополнит наземные перевозки, такие как Западно-Сибирская железная дорога, полностью повысит эффективность использования «Биньхай № 1» и «Биньхай № 2». Необходимо будет построить более крупный воздушный маршрут для создания всеобъемлющего международного логистического канала между Северо-Восточным Китаем и российским Дальним Востоком по морю, суше и воздуху, а также способствовать открытию Северо-Восточного Китая и российского Дальнего Востока для всего мира, обеспечивая новый импульс для ускорения скоординированного развития в регионе.

(2) Необходимо ускорить корректировку промышленной структуры и содействовать модернизации производственной цепочки. Усилить строительство вспомогательной инфраструктуры и вспомогательных отраслей, сосредоточиться на строительстве инфраструктуры, такой как доки, порты, дороги и парки вдоль маршрута, а также строительство действующих судов, таких как ледоколы и танкеры, чтобы провести предварительную подготовку к полному запуску «Арктического шелкового пути».

(3) В полной мере использовать преимущества и особенности Китая и России, особенно Северо-Восточного Китая и Дальнего Востока России, для полярных исследований и полагаться на научно-исследовательский потенциал высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов для активного проведения полярных исследований. На основе существующего сотрудничества Китай и Россия должны активно продвигать и энергично поддерживать высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты для проведения исследований, связанных с полярной наукой, созданию научно-исследовательских платформ, связанных с полярными исследованиями, содействию международному сотрудничеству в полярных научных исследованиях и предоставления научно-технической и интеллектуальной поддержки совместного строительства Китаем и Россией «Арктического шелкового пути».

2. Укрепить механизм согласования и координации политики и улучшить гарантии сотрудничества

Китай и Россия переживают лучший период в истории всеобъемлющего стратегического сотрудничества и партнерства, и обе страны создали трехмерный механизм сотрудничества и координации. В настоящее время механизмом сотрудничества и координации на высшем уровне между Китаем и Россией является устройство визитов на высшем уровне между главами государств двух стран и регулярных встреч между премьер-министрами Китая и России. Комитет по регулярным встречам премьер-министра Китая и России имеет подкомитеты в различных областях, включая финансы, инвестиции, энергетику, промышленность, сельское хозяйство, транспорт, науку и технику, ядерные вопросы, аэрокосмическую промышленность и гуманитарные науки. Соответствующие китайские и российские министерства и местные органы власти также создали механизмы координации, такие как диалоги, встречи и подписание соглашений о сотрудничестве, также Координационный комитет китайско-российского приграничного местного экономического и торгового сотрудничества. На этой основе предлагается дальнейшее дополнение и совершенствование механизма координации и гарантий сотрудничества по трем направлениям.

1) Укреплять сотрудничество и координацию действий со странами Северо-Восточной Азии. Экономическое сотрудничество между Северо-Восточным Китаем и российским Дальним Востоком всегда отличалось открытостью, страны Северо-Восточной Азии приглашаются к участию в различных формах. Экономические модели и уровни развития стран Северо-Восточной Азии различны. Необходимо усилить общую координацию в сотрудничестве, создать более широкий и эффективный механизм сотрудничества и координации, а также стремиться к созданию регионального экономического сообщества Северо-Восточной Азии.

(2) Создать координационный механизм для четырех северо-восточных провинций и регионов Китая. Являясь «авангардом» китайско-российского регионального сотрудничества, четыре северо-восточные провинции и регионы Китая имеют как общие черты с точки зрения обеспеченности ресурсами и промышленной структуры, так отличия. Если они смогут укрепить связи и сформировать совместную базу в развитии китайско-российского регионального сотрудничества, это поможет в полной мере реализовать эффект агломерации и избежать напрасной траты ресурсов и неэффективного дублирования. Поэтому рекомендуется, чтобы четыре северо-восточные провинции и территории создали единый региональный координационный механизм для преодоления препятствий административного зонирования, координации и интеграции распределения ресурсов и повышения общей конкурентоспособности Северо-Восточного региона.[15]

(3) Необходимо улучшить гарантии сотрудничества. Правительству КНР рекомендуется организовать и оказать содействие в создании китайско-российской организации по сотрудничеству среди предприятий для своевременного предоставления политических, юридических, информационных, коммуникационных, переводческих и других услуг предприятиям обеих сторон, чтобы помочь китайским и российским предприятиям осуществлять сотрудничество и мобилизовать энтузиазм малых, средних и крупных предприятий для участия в сотрудничестве. В то же время правительство может также создавать специальные проекты, организовывать исследовательские силы университетов и научно-исследовательских институтов, уделять пристальное внимание и углубленное изучение различных законов и нормативных актов, политики и мер, осуществляемых в России, а также динамики торговой информации, понимать меняющиеся тенденции и своевременно предоставлять руководство и помощь участникам сотрудничества.

3.Внедрение инновации в модель сотрудничества и повышение эффективности сотрудничества

(1) Активно изучать новую модель сотрудничества между Китаем и Россией, исходя из потребностей двух сторон в промышленном развитии, повышать уровень региональной экономической интеграции между Китаем и Россией, а также активно изучать различные модели и различные области китайско-российских зон свободной торговли, зон трансграничного экономического сотрудничества, всеобъемлющие зоны свободной торговли и т.д., и стремиться содействовать региональной экономической интеграции Северо-Восточной Азии, находить точки соприкосновения интересов двух сторон и добиваться общего развития.

(2) Реализовать инновации в методах торговли, перейти от традиционных методов торговли к трансграничной электронной торговле, перейти от межотраслевой торговли к внутриотраслевой торговле, перейти от общей торговли к торговле переработкой, осуществить либерализацию торговли товарами, либерализацию торговли услугами, либерализацию инвестиций, либерализацию капитала, создать китайско-российские акционерные общества, китайско-российские акционерные кооперативы и другие виды предприятий. В то же время, при развитии торговли товарами будет увеличена доля торговли услугами, улучшена структура импорта и экспорта товаров, а также увеличена доля продуктов с высокой добавленной стоимостью, таких как капиталоемкие, инвестиционные и высокотехнологичные продукты.

(3) Стремиться поддерживать устойчивость крупных китайско-российских проектов сотрудничества и принимать меры для мобилизации энтузиазма российского сотрудничества. На основе углубления сотрудничества в области энергетики и исследований в области высоких технологий, необходимо рационально и сбалансировано соблюдать интересы обеих сторон, чтобы предотвратить стимулирование ресурсного национализма. Необходимо уделять умеренное внимание введению стороннего механизма, который может не только уменьшить сомнения России в отношении Китая, но и укрепить многостороннее сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

(4) Содействовать функциональной трансформации финансовой индустрии в рамках регионального сотрудничества, опираясь на такие финансовые платформы, как Азиатский инвестиционный банк, Фонд Шелкового пути, Консорциум Шанхайской организации сотрудничества и Китайско-Российский фонд прямых инвестиций, чтобы играть важную роль в трансграничных инвестициях и финансировании, чтобы помочь предприятиям осуществлять трансграничные операции.

4.Содействовать научно-техническим инновациям и углублять культурные обмены

(1) Создание сервисной платформы для сотрудничества в области научных исследований, составление информационного каталога достижений научных исследований между Китаем и Россией, создание базы данных о высококвалифицированных кадрах между Китаем и Россией, оказание помощи университетам и научно-исследовательским институтам двух стран в углублении их взаимопонимания, осуществление научно-исследовательского сотрудничества и технологических исследований и развития, совместно объявлять о крупных научно-исследовательских проектах, усиливать результаты научно-технических достижений и ускорять трансформацию результатов научных исследований.

(2) Дальнейшее углубление сотрудничества и обменов между Китаем и Россией в области образования, активное проведение совместного обучения студентов, особенно сотрудничество в управлении школами, поощрение академических обменов, совместных исследований, обучения талантов и т.д. между университетами, интеграция ресурсов и достижение взаимовыгодного сотрудничества.

(3) Использование географических преимуществ Китая и России, продолжать совершенствовать механизм гуманистического обмена, внедрять инновационные формы сотрудничества, обогащать коннотацию межчеловеческих и культурных обменов и активно создавать платформу сотрудничества между двумя странами в области литературного и художественного творчества, совместного производства кино- и телевизионных программ и т.д., направленных на укрепление взаимопонимания и традиционной дружбы между двумя народами на более глубоком уровне.

  1. 曹明福,刘洋“. 一带一路”倡议下中俄蒙区域经济合作研究——基于 GTAP 模型的实证分析[J].财经理论研究,2018(12): 23-33.

  2. 刘洋“. 一带一路”倡议下中俄区域经济合作优化研究[J].对外经贸,2018(06):9-10+103.

  3. 吴淼,叶小伟,王丽贤.中俄“新—西”区域合作的区位分析及对策研究[J].世界地理研究,2011(09):34-43.

  4. 杨闯.从分歧到契合——“一带一路”下俄罗斯的战略调整与选择[J].人民论坛·学术前沿,2015(12):51-63.

  5. 李秀蛟.俄罗斯智库专家对“一带一路”的评析[J].社会科学文摘,2016(02):8-10.

  6. 张磊.加速融入“一带一路”中国东北与俄罗斯远东合作新契机[J].现代经济信息,2015(11):129+152.

  7. 贾少学“. 一带一路”倡议背景下的俄罗斯能源投资制度分析[J].法学杂志,2016(01):40-47.

  8. 喻海虬“. 一带一路”北线的贸易效用分析——中国、俄罗斯、欧盟三个经济体的贸易关联度分析[J].新经济,2016(02):26-27.

  9. 张德广.俄罗斯与“一带一路”[J].时事报告,2016(01):52-53.

  10. 闻德卿,刘阳“. 一带一路”战略下大连与俄罗斯远东地区经济合作[J].知识经济,2016(10):61+63.

  11. 李莲英.浅析一带一路之俄罗斯[J].经营管理者,2016(12):228.

  12. 高立伟,杨慧.中俄“长江—伏尔加河”地区合作机制分析[J].国际贸易,2020(10):26-34.

  13. 马友君.以区域合作助力中俄经贸全面合作快速发展[J].商业经济,2019(11):1-4+36.

  14. 匡增军,马晨晨.中俄关系与国际法实践(1949—2019 年)[J].边界与海洋研究,2019(09):99-126.

  15. 孙丽梅,李学军.中俄区域经济合作环境因素分析——以黑瞎子岛开发为例[J].北方论丛,2019(03):129-134.

Список литературы

  1. 贾少学“. 一带一路”倡议背景下的俄罗斯能源投资制度分析[J].法学杂志,2016(01):40-47.
  2. 喻海虬“. 一带一路”北线的贸易效用分析——中国、俄罗斯、欧盟三个经济体的贸易关联度分析[J].新经济,2016(02):26-27.
  3. 张德广.俄罗斯与“一带一路”[J].时事报告,2016(01):52-53.
  4. 闻德卿,刘阳“. 一带一路”战略下大连与俄罗斯远东地区经济合作[J].知识经济,2016(10):61+63.
  5. 李莲英.浅析一带一路之俄罗斯[J].经营管理者,2016(12):228.
  6. 高立伟,杨慧.中俄“长江—伏尔加河”地区合作机制分析[J].国际贸易,2020(10):26-34.
  7. 马友君.以区域合作助力中俄经贸全面合作快速发展[J].商业经济,2019(11):1-4+36.
  8. 匡增军,马晨晨.中俄关系与国际法实践(1949—2019 年)[J].边界与海洋研究,2019(09):99-126.
  9. 孙丽梅,李学军.中俄区域经济合作环境因素分析——以黑瞎子岛开发为例[J].北方论丛,2019(03):129-134.
  10. 曹明福,刘洋“. 一带一路”倡议下中俄蒙区域经济合作研究——基于 GTAP 模型的实证分析[J].财经理论研究,2018(12): 23-33.
  11. 刘洋“. 一带一路”倡议下中俄区域经济合作优化研究[J].对外经贸,2018(06):9-10+103.
  12. 吴淼,叶小伟,王丽贤.中俄“新—西”区域合作的区位分析及对策研究[J].世界地理研究,2011(09):34-43.
  13. 杨闯.从分歧到契合——“一带一路”下俄罗斯的战略调整与选择[J].人民论坛·学术前沿,2015(12):51-63.
  14. 李秀蛟.俄罗斯智库专家对“一带一路”的评析[J].社会科学文摘,2016(02):8-10.
  15. 张磊.加速融入“一带一路”中国东北与俄罗斯远东合作新契机[J].现代经济信息,2015(11):129+152.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary