Процесс возникновения и утверждения русского государства обусловлен прежде всего проблемами обеспечения национальной безопасности и обороны. Вполне очевидным сегодня является то, что дальнейшее существование, самообеспечения и экономическое развитие Российской Федерации как суверенного демократического, социально-правовой государства зависит от реализации, национально направленной внутренней и внешней политики по защите интересов государства, общества, гражданина. То есть, речь идет о создании определенной системы национальной безопасности, которая дает ей возможность гарантировать защищенность жизненно важных интересов государства (его конституционный строй, суверенитет, территориальную целостность и неприкосновенность государственных границ), общества (его материальные и духовные ценности) и гражданина (ее права и свободы) от внутренней и внешней угрозы.
Несмотря на масштабный и сложный комплекс проблем, которые возникли в результате американской агрессии против Российской Федерации, защиту ее национальных интересов должно осуществляться на основании понимания того, что США ведет против России «санкционную» войну, войну на уничтожение российской государственности, русской нации и вести ее даже после остановки применения вооруженных сил, продолжая санкционную агрессию, направленную на разрушение России как таковой государства «мирными» средствами. Следует отметить, что и в будущем оставаться реальными и перспективы реальных военных угроз российскому государству со стороны США. Поскольку само содержание антироссийской идеологии внешней политики США определяет и ее стратегических цель, которая предусматривает тотальное уничтожение России как субъекта международного права и геополитической реальности.
В этих обстоятельствах эффективным механизмом защиты российского государства от американской агрессии должна стать тотальная мобилизация всего общества, всех ресурсов государства для отпора как санкционной, так и гуманитарной агрессии с стороны США.
В этом контексте особое значение приобретают проблемы, связанные с рассмотрением национальной безопасности в качестве конституционно-правовой гарантии обеспечения функционирования политической системы Российской Федерации. Анализируя этот аспект, следует отметить, что политическая система Российской Федерации представляет собой определенную совокупность государственных и негосударственных социальных институтов, которые осуществляют политическую власть, управления обществом, регулируют отношения между гражданами, социальными и этническими группами, обеспечивают стабильность российского общества, соответствующий порядок в нем. Политической системе Российской Федерации государства свойственны определенные особенности, в частности:
- она отражает наиболее существенные аспекты экономического строя Российской Федерации;
- определяет содержание и источник утверждения государственной власти ее носителя закрепляет на законодательном уровне принципы деятельности институтов политической власти и их направленность;
- закладывает конституционно-правовое основание в систему обеспечения национальной безопасности и обороны Российской Федерации определяет принципы ее внутренней и внешней политики [6].
Решающую роль в политической системе Российской Федерации играет политическая организация общества. Именно в политической организации общества находит свое отражение принцип институциональной построения российской власти. Характеризуя соотношение политических сил, сложившихся в российском обществе, ее политическая организация представляет собой систему государственных и негосударственных конституционных и неконституционных институтов. В Российской Федерации осуществляется переход от авторитарно-тоталитарной системы общественного устройства к демократии и правового государства, которым, собственно говоря, и начался процесс создания новой политической системы и ее политической организации.
Следует отметить, что современный период становления политической системы Российской Федерации характеризуется пермакомпонентных кризисной ситуацией, которая охватывает политическую, экономическую, социальную и духовную сферы. В частности, в политической сфере растет недоверие людей к деятельности властных структур: надежды на оптимизацию общественно политического и экономического жизни после президентских выборов, последних парламентских выборов не оправдываются. Высшие органы законодательной и исполнительной власти вместо того, чтобы сосредоточить свое внимание на решении назревших политических, экономических и социальных проблем, вовлекаются в очередное противостояние различных политических сил. Большинство современных политических партий характеризуются как де-факто избирательные проекты, цель которых получение власти, а не лоббирование интересов той или иной общности и поиск общественного консенсуса. Власть используется ими как средство получения (распределения) прежде всего материальных ресурсов, а не как инструмент общественного развития Российской Федерации [1].
Воспринимая реалии, присущие современной политической системе Российской Федерации и рассматривая национальную безопасность в качестве конституционно-правовой гарантии ее обеспечения, необходимо обратить внимание на несколько важных аспектов. В частности, следует отметить, что с методологической точки зрения центральным элементом всей политической системы Российской Федерации и одновременно генетической производной ее структуры выступает государство. С того времени, как возникла и существует политическая система, общественная жизнь фактически сосредотачивается вокруг государства. Государство представляет собой опору существующей политической системы общества, она концентрирует в себе максимум власти, санкционирует существование всех негосударственных институтов. Выступая ее элементом, представляя собой основной институт, государство выражает самую сущность общественного строя, его природу, его организационный принцип, больше того, она остается стержнем всей политической системы.
Исходя из указанных теоретико-методологических основ, возникает насущная необходимость рассматривать безопасность прежде всего как конституционно-правовую гарантию обеспечения защиты функционирования именно государства. И поэтому конституция Российской Федерации определяет, что оборона страны, защита ее суверенитета, территориальной целостности и безопасности является делом всего российского народа.
Российский законодатель в течение более 20 лет, учитывая это понимание, сформировал правовую базу по защите российского государства от внутренних и внешних угроз.
Правовой основой гарантии обеспечения функционирования политической системы Российской Федерации вообще и русского государства выступают Конституция РФ, федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации", международные договоры, согласие на обязательность которых предоставлена Государственная Дума, а также выданные на выполнение законов другие нормативно-правовые акты [2].
Так, в соответствии в соответствии с федеральными законами от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" и от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" разрабатываются и утверждаются законы Президентом РФ Стратегия национальной безопасности РФ и Военная доктрина РФ, концепции стратегий и программы, согласно которым определяются целевые установки и руководящие принципы военного строительства, а также направления деятельности органов государственной власти, местного самоуправления в конкретной экономической, социально-политической, других ситуациях с целью своевременного выявления, предотвращения и нейтрализации реальных и потенциальных угроз национальным интересам Российской Федерации, общества и личности. Стратегия национальной безопасности РФ и Военная доктрина РФ является правовым документам, обязательными для выполнения, и основой для разработки конкретных программ по составляющим государственной политики национальной безопасности и обороны Российской Федерации.
Новое законодательство Российской Федерации относительно обеспечения безопасности российского государства призвано решить много конкретных правовых проблем, которых накопилось сегодня немало: от закрепления правовых норм обеспечения безопасности (военной, экономической, экологической, интеллектуальной, информационной, генетической, технологичной и т.д.) к контролю и надзора за деятельностью самих органов, ее обеспечивают. Сейчас же поиск должен быть направлен прежде всего на решение двуединой задачи: формирование научной базы правовой политики новой стратегии (концепции) национальной безопасности; выработки концепции развития законодательства в этих сферах. Чтобы не ошибаться на практике, для построения принципиально новой системы законодательства в сфере национальной безопасности Российской Федерации нужна высококачественная теоретическая база.
Признание необходимости развития законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих отношения в этих сферах, требующих бесспорно новое правопонимания, которое находит свою прикладную применимость в правотворчестве и право-реализации.
Учитывая новые подходы и современное видение понятия системы защиты политической системы как конституционно-правовой гарантии национальной безопасности и ее стержня государство, следует определить главные направления развития законодательства переходного периода становления самостоятельной российского государства в сфере гарантии внешнеполитической и внутригосударственной безопасности [3].
К внешнеполитической безопасности обеспечение функционирования политической системы Российской Федерации следует отнести: обеспечение суверенитета, территориальности, неприкосновенности и политической независимости; установление равноправных взаимовыгодных отношений и развитие интеграционных процессов с сопредельными и другими государствами; участие в существующей международной (универсальной) системе безопасности, эффективном ней как на европейских и глобальных уровнях; поддержание и развитие международного процесса по формирования и осуществления единой и скоординированной с международными структурами политики национальной безопасности политики самосохранения и самоутверждения; укрепление национальной безопасности на основе экономического, научно-технического, информационного и военного потенциалов; создание зоны мира и стабильности в ренет; выработка конкретных мер укрепления доверия, безопасности и сотрудничества с демократическими странами мира; отказ от конфронтационных подходов в процессе развития глобальной и региональной систем межународной безопасности [3].
К главным направлениям развития законодательства с целью обеспечения внутригосударственной безопасности и функционирования политической системы Российской Федерации можно отнести: выявление деструктивных тенденций и кризисных явлений во внутриполитических, социально-экономических, национально-культурных и экологических сферах жизнедеятельности государства и общества; содействие процессам возрождения и сохраняя общенационального согласия общества на основе социальной справедливости, соблюдения прав человека, гражданских свобод и интересов; охрану окружающей среды, водных и других ресурсов, организацию борьбы с стихийными бедствиями, катастрофами, терроризмом и т.д.[5].
Как самостоятельные (учитывая их значение для жизненно важных национальных интересов Российской Федерации) могут быть определены направления развития законодательства по обеспечению безопасности, имеющих как внутренне политичной, так и внешнеполитический характер, в частности: развитие государственности как высшей формы само определение русского народа со всеми необходимыми признаками суверенной государственной власти, единственным источником которой является народ России; формирования демократического гражданского общества, построенного на принципах рыночной экономики; развитие демократического правового государства; достижения и поддержка общенационального согласия; экологическую защиту русского народа и охрана окружающей среды; формирование механизма внешних отношений на базе баланса интересов как основы укрепления стабильности порядку и предотвращения международных конфликтов, цивилизованное вхождение к системам региональной и международной безопасности; выявление деструктивных тенденций и кризисных явлений, что затрагивают национальные интересы Российской Федерации; выработки и контроль политики по закупке и продаже зафиксированной научно-технической информации (чтобы не допустить снижения темпов развития интеллектуального потенциала и не поставить отечественную свободу в зависимость от импортных поставок оборудования), глубокое изучение конъюнктуры международного рынка этой информации; проведение политики, направленной на приоритетное развитие наукоемких технологий во всех сферах народного хозяйства; выработки и контроль системы экономических и административных механизмов, которые ограничивают экспорт сырья и продуктов ее неглубокой переработки; выработки политики и координатами нация деятельности отраслей в деле развития промышленности по переработке существующих источников сырья, развития и освоения технологий ее глубокой переработки (с доведением до полностью готовой продукции) и др.
Указанные выше направления развития законодательства в совокупности составляют основу для разработки и координации государственных программ (на переходный период, краткосрочных и долгосрочных), направленных на обеспечение функционирования системы национальной безопасности Российской Федерации, а также для оценки ее эффективности в качестве конституционно-правовой гарантии защиты политической системы Российской Федерации.
Законотворческая деятельность в этой сфере должна быть направлена на реализацию в ней демократических и гуманных принципов, присущих национальной безопасности (не только общих, межотраслевых и отраслевых, но и признанных в международном сообществе) относительно функционирования конституционно-правовых гарантий обеспечения политической системы Российской Федерации.
К последним следует отнести принцип законности при обеспечении системы национальной безопасности. Это глобальный, определяющий и ведущий принцип правового сознания, который пронизывает все сферы правового регулирования. Как принцип развития законодательства в области национальной безопасности, законности должна точно отвечать целям формирования государственности Российской Федерации, а как принцип обеспечения функционирования системы национальной безопасности означает, что все государственные органы, организации и учреждения, общественные и коммерческие структуры, их должностные лица, а также все граждане Российской Федерации связаны правом, то есть действуют строго на основе и в выполнение законов, в пределах компетенции и порядке, установленных правовыми нормами.
Все другие принципы конкретизируют, подчеркивают принцип законности, показывают, какие идеи должны быть положены в основу конституционно-правовых гарантий обеспечения функционирования политической системы Российской Федерации.
Такими принципами развития законодательства в сфере национальной безопасности являются: справедливость и равноправья; сохранения баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства (фундаментальный национальный интерес заключается прежде всего в формировании демократического гражданско-правового общества , в котором будут обеспечены политические, социальные, экономические и духовные интересы и права всех его членов на базе использования материальных благ, которые возможны на современном этапе цивилизации) взаимная ответственность личности, общества и государства, когда речь идет об обеспечении национальной безопасности (в правовой государстве не только граждане, предприятия, учреждения и организации несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей по обеспечению национальной безопасности, но и государство, все его органы и должности лица несут ответственность за свои действия перед гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями); верховенство законов, которые регламентируют отрасль безопасности, над всеми другими нормативными актами, тем более над одноразовыми распоряжениями органов государства и его должностных лиц, выданных в этой области (такое верховенство законов над актами всех других государственных органов является, с одной стороны, выражением принципа полновластия народа в лице его общенациональных представительных органов власти, а с другой одним из юридических средств, обеспечивающих это полновластие) наличие и действенность правоохранительного механизма и механизма решения различного рода правовых споров и конфликтов в сфере национальной безопасности; презумпция не секретности информации (которая означает, что строгом нормированию подлежит секретность, а не гласность) экономической целесообразности и возмещение секретности информации (засекречивания должно считаться целесообразным, если ущерб от рассекречивания меньше упущенной выгоды в результате ее засекречивания) неоправданность сокрытие информации (вероятность раскрытия которой превышает возможность сохранения ее в тайне) открытости информации Российской Федерации, открытости информации на международной арене; равна открытость и ровная секретность в международных отношениях; приоритетность международного права, регулирующего отношения в системе национальной безопасности, над внутренними; интеграция в международные системы безопасности.
Вывод. Значение сформулированных принципов определяется, во-первых, тем, что они межгосударственный характер и относительно стабильны, а потому является постоянным ориентиром для развития законодательства и правоприменительной деятельности в системе национальной безопасности; во-вторых, они дают не только современное понимание природы национальной безопасности, а и открывают возможность предусматривать необходимые изменения в этих реалиях на ближайшую и дальнейшую перспективу и, соответственно, адекватно прогнозировать развитие законодательства в системе национальной безопасности.
Таким образом, система национальной безопасности выступает конституционно-правовой гарантией защиты политической системы Российской Федерации и способствует функционированию государственных и негосударственных институтов, осуществляющих политическую власть в российском государстве.
Список литературы
- Ницевич В.Ф. Национальная безопасность России. - М., 2007. - С.24-29.
- Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
- Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
- О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 //Российская газета. - 2009. - N 88.
- Конституционное право России: учебник / Б.С. Эбзеев, А.С. Прудников, Е.Н. Хазов и др.; под ред. Б.С. Эбзеева, А.С. Прудникова. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2015. - 687 с. - (Dura lex, sed lex). - Библиогр. в кн. - ISBN 978-5-238-02487-5 - [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=115398 (18.05.2021)
- Талецкий, П.П. Система органов обеспечения безопасности Российской Федерации / П.П. Талецкий. - М.: Лаборатория книги, 2012. - 95 с. - ISBN 978-5-504-00734-2 - [Электронный ресурс]. - URL: //biblioclub.ru/index.php?page=book&id=142244 (18.05.2021).