ФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК

ФОРМИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АПК

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

0

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 32 (77), август ‘22

Дата публикации 05.08.2022

Поделиться

В данной статье отражены проблемные вопросы формирования достоверной информации о полученных средствах в рамках осуществления государственной программы поддержки агропромышленного комплекса. Средства, направляемые на поддержку отрасли, являются целевыми и строго контролируются со стороны государственных и других контролирующих органов на предмет направленности их использования, поэтому проблемы достоверного отражения данной информации является актуальным аспектом реализации программы государственной поддержки АПК.

Агропромышленный комплекс - одна из важнейших отраслей экономики Бурятии. Состояние данной отрасли во многом определяет и уровень жизни населения и социальную обстановку в республике. Основной законодательной базой осуществления государственной аграрной политики в Бурятии является Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» и Государственная Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 – 2020 годы, которые определили приоритетные направления развития отрасли, механизм реализации государственной поддержки села [3].

Реализация программы направлена на стимулирование увеличение темпов производства основных видов сельскохозяйственной продукции, повышение эффективности регулирования аграрно-продовольственных рынков в республике, а также повышение уровня жизни населения [4].

Действующий в настоящее время  Закон РБ от 7 октября 2014 г. № 667-V «О государственной поддержке сельского хозяйства в Республике Бурятия» определяет правовые основы оказания государственной поддержки сельского хозяйства в Республике и предусматривает ряд конкретных мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей [3].

В рамках данной программы определены следующие направления:

- развитие агропромышленного комплекса;

- стимулирование инвестиционной  деятельности в агропромышленном комплексе;

- развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения;

- комплексное развитие сельских территорий;

- создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации;

- федеральный проект «Экспорт продукции АПК».

Необходимо отметить, что государственная поддержка в рамках указанной программы направляется в основном крупным, эффективно работающим сельскохозяйственным организациям.

Средства, направляемые на поддержку отрасли, являются целевыми и строго контролируются со стороны государственных и других контролирующих органов на предмет направленности их использования. Поэтому, наряду с одной проблемой - получения государственной поддержки, перед крупными производителями и переработчиками сельскохозяйственной продукции появляется вторая – касающаяся формирования информации в бухгалтерском учете о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой сельскохозяйственным и другим коммерческим организациям агропромышленного комплекса.

Правила формирования в бухгалтерском учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), регулируются ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», утвержденным приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 92н. На основе ПБУ 13/2000 Департаментом по бухгалтерскому учету Минсельхоза РФ разработан отраслевой стандарт «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи, сельскохозяйственных организациях» приказом МСХ РФ от 02.02.2004г

В соответствии с вышеуказанными документами для целей бухгалтерского учета бюджетные (государственные) средства подразделяются:

- на средства на финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов.

Предоставление этих средств может сопровождаться дополнительными условиями, ограничивающими приобретение определенных видов активов, их местонахождение или сроки приобретения и владения;

- на средства на финансирование текущих расходов. К ним относятся бюджетные средства, отличные от предназначенных на финансирование капитальных расходов [2].

Бухгалтерский учет целевых поступлений, а также государственной поддержки на безвозвратной основе осуществляется на пассивном счете 86 «Целевое финансирование».

Первичными документами при учете государственной поддержки и средств целевого финансирования являются уведомления о выделении лимита на финансирование из бюджета по той или иной статье, авизо, поступающие из финансовых органов (Казначейство), а также из отраслевых органов управления (управлениq сельского хозяйства района, региона и т.д.). Документом, подтверждающим факт поступления средств финансирования, является платежное поручение, документы на поступление товарно-материальных ценностей, поступивших в счет субсидий.

Аналитический учет по счету 86 ведут по назначению целевых средств и в разрезе источников поступления, например 86-1 «Учет субсидий из федерального бюджета на поддержку отечественного овцеводства», 86-2 «Учет дотаций из местного бюджета на овцеводство» .

Синтетический учет целевого финансирования и, в частности, государственной поддержки в сельскохозяйственных организациях ведется в ведомости № 70-АПК в разрезе субсчетов по видам финансирования. В конце отчетного периода итоговые данные из ведомости заносятся в журнал-ордер № 12-АПК с отражением кредитовых оборотов по счету 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции с соответствующими счетами.

Правилами бухгалтерского учета предусматривает два варианта принятия к учету государственной помощи:

1) при использовании первого способа учета поступление денежных средств  отражается по мере фактического получения бюджетных средств по дебету соответствующих счетов (51, 52, 10, 11 и т.д.) и  кредиту счета 86;

2) при втором способе применение учета государственной поддержки возможно, если имеется уверенность, что условия предоставления финансовых средств  организацией  будут  выполнены и указанные средства будут получены. В этом случае учет поступления государственной помощи должен осуществляться  с использованием счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» по следующей схеме:

Дт счета 76, субсчет «Расчеты с бюджетом по субсидиям», Кт счета 86 - на сумму лимита по субсидиям из бюджета;

Дт счета 51  Кт счета 76 - отражено поступление средств финансирования из бюджета [2].

Одна из самых важных задач бухгалтерской службы - определить момент, когда полученные средства должны быть признаны прибылью. В зависимости от целей, на которые направлены средства финансирования (капитальный они носят характер или направлены на пополнение оборотных средств), и происходит признание этих средств прибылью.

При этом составляют следующие бухгалтерские записи:

Дт счета 86 Кт счета 98 «Доходы будущих периодов» - признание полученных средств доходами будущих периодов.

Бухгалтерская запись делается на момент принятия выделенных средств в производство (списание на затраты ТМЦ, начисления заработной платы и т.д., оплаченных за счет средств финансирования).

Дт счета 98 Кт счета 91.1 - признание средств государственной поддержки в качестве прочих доходов.

Остаток средств по счету 86 в части предоставленных организации бюджетных средств отражается в бухгалтерском балансе по статье «Доходы будущих периодов» либо обособленно в разделе «Краткосрочные обязательства». Отсюда следует, что для увеличения привлекательности бухгалтерского  баланса  бухгалтеру следует в течение отчетного года признать доходы будущих периодов текущими доходами периода и далее отразить как финансовый результат отчетного периода и в бухгалтерском балансе в разделе III «Капитал и резервы» в составе нераспределенной прибыли. Это не противоречит пункту 1 ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи», где указано, что государственной помощью признается увеличение экономической выгоды организации в результате поступления от государства денежных средств или иного имущества

В бухгалтерской отчетности организации подлежит раскрытию, как минимум, следующая информация в отношении государственной помощи:

- характер и величина бюджетных средств, признанных в бухгалтерском учете в отчетном году;

- характер прочих форм государственной помощи, от которых организация прямо получает экономические выгоды;

- невыполненные по состоянию на отчетную дату условия предоставления бюджетных средств и связанные с ними условные обязательства и условные активы.

Прочие формы государственной помощи в случае их существенности для характеристики финансового состояния и финансовых результатов деятельности организации подлежат раскрытию в бухгалтерской отчетности в пояснениях.

Список литературы

  1. Приказ Минфина России от 16.10.2000г № 92н (ред. от 04.12.2018) «Учет государственной помощи» ПБУ13/2000.
  2. Приказ МСХ РФ от 02.02 2004г № 75 «Методические рекомендации по бухгалтерскому учету государственных субсидий и других видов государственной помощи в сельскохозяйственных предприятиях».
  3. Закон РБ от 07.10.2014 № 667 - V «О государственной поддержке сельского хозяйства в Республике Бурятия» (в ред. Законов РБ от 08.12.2017 № 2767 – У, от 08.12.2017 № 2770 - V).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее