Наполеон III. Последний монарх Франции

Наполеон III. Последний монарх Франции

Авторы публикации

Рубрика

История

Просмотры

233

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 31 (76), август ‘22

Дата публикации 30.07.2022

Поделиться

Успехи знаменитых предков часто накладывают свои отпечатки на деяния их потомков, стремящихся достичь таких же высот. Так произошло и с племянником императора Наполеона I Наполеоном III, буквально боготворившим своего дядю и мечтавшим о великой Франции. Пойдя по своему пути, он сумел добиться определенных завоеваний, прославивших его имя среди французов, но бездарная внешняя политика похоронила достижения Наполеона III и стала причиной его отстранения от власти.

Наполеон III (он же Шарль Луи Наполеон Бонапарт, 1808–1873, президент Второй республики с 1848, император французов с 1852) – последний единоличный правитель Франции в сложнейший период истории Европы. Многие страны уже давно перешли (Великобритания) или начали переходить (Пруссия, Австрия) к модели конституционной монархии как наиболее уравновешенной системе правления.  Во Франции же несмотря на то, что последние Бурбоны ограничили свою власть (Людовик XVIII в 1814 г. подписал «Хартию»), произошла удивительная по своей форме смена власти «в новых рамках». Все благодаря энтузиазму племянника Наполеона Бонапарта – Луи.

    Весна 1808 г. подарила младшему брату правящего французского императора Наполеона Бонапарта Людовика и его супруге Гортензии Богарне рождение третьего ребенка. Мальчика, появившегося на свет 20 апреля, назвали Шарлем Луи Наполеоном. Ребенок числился третьим претендентом на французский престол. Первым был его старший брат Наполеон Шарль. Именно его всемогущий Бонапарт прочил себе в приемники, однако в 1807 г. племянник скончался, а в 1811 г. сам Наполеон стал папой, и Шарль Луи превратился во второго претендента на трон. Мама маленького Шарля почитала и бескрайне уважала Наполеона I, прививая эти чувства и своему сыну. Ребенок быстро проникся славными делами своего дяди и вскоре возвел его в ранг едва ли не собственного божества.

    Роскошная жизнь маленького Шарля Луи подошла к концу вместе с вступлением союзных войск в Париж, случившимся в марте 1814 г. После выхода в январе 1816 г. закона, изгоняющего всех Бонапартов с территории Франции, Гортензия вместе с Шарлем обосновалась в одном из швейцарских замков, где семья прожила целых 17 лет. Мама приложила максимум усилий для образования Шарля. Его учителем стал Филипп Леба, обучивший юношу истории, философии и целому ряду наук. Позже молодой человек окончил колледж в Аугсбурге и вступил в ряды швейцарской армии, где дослужился до звания капитана артиллерийских войск.

   Дух революционных идей завладел умом Шаря Луи настолько, что он начал поддерживать итальянцев, боровшихся с Папским режимом. Движение потерпело поражение, и полный сил Бонапарт решил захватить власть во Франции. К тому времени в 1832 г. уже скончался сын Наполеона I, и Шарль Луи возглавил дом Бонапартов. Первая попытка захвата власти во Франции предпринята Шарлем Луи еще в 1836 г. Тогда он решил организовать мятеж двух артиллерийских полков, расквартированных в Страсбурге. Попытка провалилась, и представший перед французским правящим монархом неудачный революционер был милостиво сослан в США в изгнание.

   В Америке Бонапарт, впрочем, долго не пробыл и уже в августе 1840 г. снова ступил на французский берег, высадившись в Булони. Жажда власти толкнула аристократа на очередную попытку возглавить страну. Мятеж снова потерпел неудачу, и Шарль Луи был заключен отбывать пожизненный срок в тюрьму Ам. После шестилетнего заточения Бонапарт бежал из тюрьмы и обосновался в Англии. На родину он вернулся только после революционных событий 1848 года.

  4 департамента, оказавшие свою поддержку к тому времени уже не молодому Бонапарту, открыли ему дорогу во власть. Шарль Луи избрался в Законодательное собрание. В декабре 1848 г. Бонапарт стал президентом страны, победив на выборах подавляющим большинством голосов. Желая как можно дольше оставаться у власти, Шарль Луи попытался изменить Конституцию по вопросам времени нахождения президента у власти и его сроков, но натолкнулся на противодействие. Это лишь подтолкнуло его на совершение госпереворота, произошедшего в декабре 1851 г. Результатом стало объявление Франции империей, а сам он, взяв имя Наполеона III, превратился в ее императора.

  Желая укрепления своей власти и ее передачи по наследству, новоиспеченный император женился зимой 1853 г. на аристократке из Испании Евгении Монтихо. Церемония состоялась 30 января. А спустя 3 года Наполеон III стал счастливым отцом появившегося на свет мальчика. Его назвали Эжен Луи Жан. Перед императором, как и перед всей страной, открывались новые перспективы…

   С воцарением Наполеона III во Франции фактически установилась диктатура императора. Законодательные палаты имели исключительно совещательный голос и право на регистрацию новых законов без их обсуждения. В стране введена жесткая цензура. Пресса и общественные организации оказались под жестким контролем государства. Вместе с тем 1850-е годы стали временем расцвета Франции.

  Во время нахождения у власти Наполеона III страна вышла на ведущие мировые роли. Во Франции поощрялось развитие железных дорог, была введена система свободной торговли, рос оборот товаров и уровень промышленного производства. Страна активно участвовала в строительстве Суэцкого канала. Столица подверглась реконструкции, а благодаря проведению в Париже мировых выставок 1855 и 1867 гг. возросла деловая активность.

  Все граждане оказались наделены правом голоса, действовал запрет на работу в праздничные и выходные дни. Крестьяне получили право на бесплатное оказание медицинских услуг, строились больницы и приюты для одиноких людей и сирот. Бонапарт пытался помогать всем слоям общества. Но внутренние успехи не шли ни в какое сравнение с внешнеполитическими осечками.

   Участие в Крымской войне 1853–1856 гг. укрепило авторитет Франции, однако завоевание Вьетнама, военный поход в Сирию под предлогом защиты интересов христиан и война с Австрией, результатом которой, правда стало присоединения Ниццы и Савойи, вызывали недовольство в обществе. Ложку дегтя подбавила и неудачная компания в Мексике, где Бонапарт планировал усадить на трон своего протеже. Авантюра закончилась крахом. Недовольство внутри страны пришлось скрасить рядом реформ, проведенных на заре 1860-х гг. Отныне Парламенту были предоставлены права на обсуждение законов и их принятие, пресса получила свободу, а часть властных полномочий оказалась передана возглавляемому либералом Оливье министерству.

   Объединение Германии и рост ее силы вкупе с выдвижением прусского принца Гогенцоллерна-Зигмарингена на свободный престол Испании, заставили Наполеона III объявить Пруссии войну. Войска не были должным образом подготовлены, а сам император страдал от мочекаменной болезни. Война длилась недолго и в сентябре 1870 г. французы вместе со своим императором попали в окружение под городом Седан. 2 сентября была подписана капитуляция, и Наполеон III превратился в пленника. В то же время в сентябре 1870 г. империя, созданная им, пала.

  В марте следующего года император был низложен. Пруссаки отпустили его на свободу, и он уехал в Англию, где уже обосновались его сын и супруга, бежавшие из Парижа. Жизнь Наполеона III оборвалась зимой 1873 г. Экс-император не выдержал очередной, уже четвертой по счету операции по излечению мочекаменной болезни, и скончался 9 января. Его наследник Эжен Луи Жан Бонапарт, вступив в ряды британской армии, отправился в Африку воевать с зулусами, где и погиб в 1879 г.

  Рассмотрим действия и характер этого человека на примере двух авторов – Карла Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта» [2] и Генри Киссинджера «Дипломатия» [1]. Первое из этих сочинений — работа К. Маркса, написанная в декабре 1851 – марте 1852 г. На основе материалистической диалектики здесь был дан анализ основных этапов французской революции 1848 г., объясняются причины контрреволюционного переворота Луи Бонапарта в декабре 1851 г. На конкретном примере Франции классовая борьба рассматривалась как движущая сила истории.

     Маркс подчёркивает глубокое различие между фразами и иллюзиями тех или иных политических партий и их действительной природой: «Подобно тому, как в обыденной жизни проводят различие между тем, что человек думает и говорит о себе, и тем, что он есть и делает на самом деле, так в исторических битвах ещё более следует проводить различие между фразами и иллюзиями партий и их действительной организацией, их действительными интересами, между их представлением о себе и их реальной природой» [2, c. 89].

   Бонапартистский переворот 2 декабря 1851 г. в работе рассматривается не как следствие личных происков узурпатора Луи Бонапарта и его клики (что возвеличивает роль его личности в истории), а как следствие роста контрреволюционности буржуазии, краха политики буржуазных партий, из страха перед революционными завоеваниями отдавшими власть бонапартистским заговорщикам. Маркс отмечает, что в революции 1848 г. во Франции, в противоположность революции конца XVIII века, руководящая роль переходила в руки всё более правых партий: «Революция движется, таким образом, по нисходящей линии» [2, c. 114].

   Маркс, однако, не ставит Наполеона III в этом повествовании во главу угла. Его интересовал сам процесс революции 1848 г. В 1852 г., когда Луи Бонапарт, чтобы упрочиться в глазах буржуазии, вздумал посягнуть на установленный законом рабочий день, французский рабочий народ в один голос заявил: «Закон, сокративший рабочий день до 12 часов, — это единственное благо, которое осталось нам от законодательства республики!» [2, c. 170].

   В III томе Маркс серьезным образом проводит черту между временем III Республики (современной ему), и Второй империей: «Не следует вообще забывать, что лишь в последней своей работе «Nouveau Christianisme» Сен-Симон прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений. Все его более ранние произведения фактически представляют собой лишь прославление современного буржуазного общества в противоположность феодальному или прославление промышленников и банкиров в противоположность маршалам и фабриковавшим законы в наполеоновскую эпоху юристам» [2, c. 245].

  IV том – самый уничижительный по отношению к Луи Бонапарту: «В качестве бонапартистского сенатора, Гарнье мечтает, разумеется, о лакеях и вообще о прислуге: «Книга Ф. Л. О. Ферье (таможенного субинспектора) называется: «Du gouvernement considere dans ses rapports avec le commerce», 1805. («О правительстве, рассматриваемом в его отношениях с коммерцией») Этот субъект — панегирист бонапартовской запретительной системы и т. д. Между прочим Рейвнстон говорит: «Вся война против французской революции (а затем против Наполеона) не сделала ничего более великого, чем превращение нескольких евреев в дворян и нескольких болванов в политико-экономов» [2, c. 388].

   Как можно понять из текста, Маркс пытается приравнять Наполеона III к другим монархам конституционной эпохи (Франц Иосиф II, Виктория, Вильгельм I). Имеется в виду способ, которым Луи пытается удержаться у власти. Следует напомнить, что он порвал с методами последнего короля – Луи-Филиппа I, при котором, как сам пишет Маркс, «ситуация с правительством была запутаннее, чем могло казаться» [2, c. 180]. Бонапарт не был императором «Божией Милостью», его должность была своеобразным сплавом диктатора и президента республики (именно поэтому переворот 1852 г. не был воспринят как откат назад). При этом пытался держать планку «либерального монарха», хотя бы внешне.

   Другой взгляд на Наполеона III представляет известный дипломат Генри Киссинджер. В его представлении Луи Бонапарт – человек, больше подходящий для роли министра, но не императора. Именно благодаря его деятельности произошла французская промышленная революция. Франция смогла встать в ряд западных промышленных держав. По его почину был разработан новый генеральный план Парижа (1866). Но то, что делал Наполеон III во внешней политике, считает Киссинджер, было не более чем революционной авантюрой [1, c. 171].

   Проблемы признания II Империи занимали Луи почти все его правление. И это если не говорить о том самом бонапартизме – идеи, завязанной на увеличении могущества страны путем деятельности выдающегося лидера. Однако, как уже было сказано, Киссинджер не считает Наполеона таковым – именно благодаря его ошибкам Пруссия смогла усилиться и в конце концов, нанести сокрушительный удар не столько по Франции, сколько по самому Луи Бонапарту. Киссинджер считает, что «… он гораздо более был приспособлен для ведения внутренней политики … чем для заграничных авантюр, для которых у него недоставало решительности и проницательности» [1, c. 172].

   Деятельность Наполеона III сначала на посту президента (1848–1851), а потом императора (1852–1870) была похожа на работу двух разных людей – того, кто делает все, чтобы жизнь в стране процветала, и коронованного авантюриста, мечтавшего вернуть прежнюю мощь умершей империи. История жизни этого человека, Шарля Луи Наполеона Бонапарта, удивляет своей двойственностью, как и взаимоисключением. Его внутриполитическая карьера превратила Францию в одну из ведущих промышленных стран Континентальной Европы, а внешнеполитическая, наоборот, почти уничтожила авторитет Франции на политической арене. Ее место заняла только что созданная Германская империя, государство, с которым французы столкнутся на полях Первой Мировой.

Список литературы

  1. Киссинджер Генри. Дипломатия. М., 2017.
  2. Маркс Карл. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. М., 1957.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее