Сущность управления финансами компании, его принципы, цели и задачи

Сущность управления финансами компании, его принципы, цели и задачи

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

23

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 30 (75), июль ‘22

Дата публикации 13.07.2022

Поделиться

Данная статья направлена на раскрытие понятия управления финансами компании и выделение его принципов, цели и задач. Также была рассмотрена схема работы финансового менеджмента. Кроме этого, в данной работе была подчёркнута значимость выбора стратегической цели для организации и влияющие на это факторы.

В условиях современной рыночной экономики для компании, вне зависимости от её размера, направления деятельности или формы собственности, одной из наиболее значимых задач является умение правильно распоряжаться своими финансами. Финансы организаций – это совокупность экономических денежных отношений, которые связаны с организацией и использованием фондов денежных средств и накоплений предприятия, а также с контролем за формированием, распределением и использованием данных фондов и накоплений. Вопросу управления финансами предприятий уделяется большое внимание, потому что финансы являются универсальным ресурсом, который, в зависимости от потребностей фирмы, может превратиться в любой другой ресурс [1, 3].

Управление финансами является одной из важнейших частей общего управления компанией, значимость которой особенно акцентируется в сфере корпоративных структур, когда появляется необходимость в управлении не только финансами отдельных предприятий, но и консолидированными финансовыми потоками всей группы в целом [1].

Эффективность управления достигается возможностью трансформации финансовых ресурсов в любой другой вид ресурсов за минимальный период времени. В зависимости от того, насколько грамотно и эффективно будет организовано управление финансами на предприятии, будет зависеть не только величина его прибыли, но и общая гибкость этого бизнеса, позволяющая своевременно реагировать на колебания рынка, и его конкурентоспособность, позволяющая занимать передовые места в отрасли [1, 3].

Подробнее остановимся на сущности управления финансами предприятий. Она заключается в чётком планировании, организации и контроле всех операций, совершаемых компанией, а также проведении анализа за всеми изменениями в финансах фирмы. Всё вышеперечисленное осуществляется за счёт финансового менеджмента – совокупности концепций, инструментов, правил, методов и алгоритмов выработки и принятия управленческих решений в финансовой сфере [1, 2]. Общая схема финансового менеджмента продемонстрирована на Рис. 1.

Рис. 1. Общая схема финансового менеджмента

Источник: [1]

В условиях современной рыночной экономики для эффективной работоспособности инструментов управления финансами компании и для рационального функционирования связи управляющей и управляемой систем механизм управления финансами должен основываться на определенных принципах: универсальных и уникальных.

К универсальным принципам управления финансами предприятия, как части общего менеджмента предприятия, относят основные общие принципы управления:

  • принцип экономической эффективности;
  • ориентация на стратегические цели развития;
  • высокий динамизм управления (гибкость);
  • альтернативность;
  • оптимизация основных финансовых показателей.

Помимо этого, в последнее время для управления финансами компании, как особого вида деятельности, выделяют несколько уникальных принципов:

  • публичность;
  • масштабность;
  • консолидация финансовой отчетности [3].

Немаловажную роль в управлении финансами играет стратегическая цель организации. Традиционно выделяют две стратегии: максимизация прибыли и максимизация рыночной стоимости компании. Каждая компания сама выбирает: формировать механизм управления финансами, предпочитая ту или иную стратегию, или же сбалансировать оба подхода [1, 3].

Компания, в зависимости от внешней и внутренней среды, состояния рынка, масштабов организации, желаний собственников и руководства и многих других факторов, выбирает себе наиболее подходящую стратегическую цель и формирует собственную систему управления финансами. Большое многообразие таких факторов объясняет тот факт, что механизмы управления финансами могут сильно отличаться даже у компаний, ведущих свою деятельность в пределах одной отрасли. Однако, несмотря на это, стоит отметить, что, в целом, у всех систем управления финансами есть определённые общие черты, как у компаний в пределах одной сферы деятельности, так и у компаний в пределах различных отраслей [1, 3, 4].

В первую очередь, все механизмы управления финансами предприятия объединяет общая ключевая цель – максимизация финансовой рентабельности при допустимом уровне финансового риска. Помимо этого, также можно выделить несколько основных задач (формулировка которых может меняться в зависимости от различных внешних и внутренних факторов):

  • формирование достаточного объема финансовых ресурсов;
  • обеспечение наиболее эффективного использования финансовых ресурсов;
  • оптимизация денежных потоков;
  • максимизация прибыли при допустимом уровне финансового риска;
  • обеспечение постоянного финансового равновесия предприятия;
  • устойчивые темпы роста экономического потенциала предприятия;
  • минимизацию затрат и др. [3]

В заключение, стоит ещё раз отметить, что управление финансами компании является одной из наиболее важных задач, стоящих перед любым бизнесом, независимо от формы его собственности, сферы и масштабов деятельности.

У организаций, ведущих свою деятельность в разных отраслях, есть свои особенности управления финансами. Однако, несмотря на многие различия, у механизмов управления финансами разных компаний есть много общих черт: их объединяет выполнение схожих задач и общая цель – максимизация финансовой рентабельности при допустимом уровне финансового риска.

Список литературы

  1. Востоков, Д. А. Отраслевые особенности управления финансами / Д. А. Востоков // Низкотемпературные и пищевые технологии в XXI веке : Материалы конференции, Санкт-Петербург, 17–20 ноября 2015 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, 2015. – С. 414-416.
  2. Лимитовский М.А., Лобанова Е.Н., Паламарчук В.П. Финансовый менеджмент, как сфера прикладного использования корпоративных финансов. В 2-х частях. // Часть 2 // Современный финансовый менеджмент (Лобанова Е.Н.) – М.: ВШФМ РАНХиГС при Президенте РФ, 2011. – ISBN 978–5–85006–135–7
  3. Савченко, Н. Л. Управление финансовыми ресурсами предприятия : учеб. пособие / Н. Л. Савченко ; М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 164 с. ISBN 978-5-7996-2555-9
  4. Юрзинова, И. Л. Финансовый менеджмент : Учебник для бакалавров / И. Л. Юрзинова, В. Н. Незамайкин. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 467 с. – (Бакалавр. Академический курс). – ISBN 9785991636384.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее