Явление бруксизма может проявляться как ночью, так называемый ночной бруксизм, так и днём — дневной бруксизм. Ночной бруксизм — стереотипные непроизвольные движения нижней челюсти, которые возникают во время сна. Дневной бруксизм — полупроизвольные сжимающие движения челюстей под влиянием тревоги и стресса в состоянии бодрствования.
До сих пор этиология возникновения скрежетания зубами является достаточно спорным вопросом. Считается, что бруксизм является многофакторным заболеванием. Бруксизм может возникать вместе с нарушениями сна, а также движениями тела, проблемами с дыханием, повышенной мышечной активностью и нарушениями сердечного ритма.
Различным психосоциальным факторам, связанным с бруксизмом, также уделяется большое внимание в литературе. Ряд исследований показал связь бруксизма с определенными чертами личности (например, агрессией), психосоциальными факторами (например, конкуренция) и психологическим стрессом. Особенности личности, связанные с тревогой и нейротизмом, особенно отмечались у лиц с бруксизмом. Независимо от определения, бруксизм, будучи соматическим симптоматическим расстройством, связан во времени со стрессовыми событиями или проблемами. Тем не менее, в литературе не содержится определенного заключения о том, связан ли бруксизм с психологическими предрасположенностями или переходными состояниями психосоциального характера.
Следует заметить, что некоторые исследования предполагают возможное участие генетических факторов в патогенезе бруксизма.
Патогенез также достаточно не выяснен. Существует несколько основных теорий: периферическая и центральная теории. Периферическая основывается на аномалии прикуса, окклюзионной дисгармонии, которая стимулирует жевательную активность. Данной теории придерживаются стоматологи. Неврологи же придерживаются центральной теории, которая базируется на нарушениях в корковых, подкорковых и стволовых структурах головного мозга.
Исходя из этиопатогенеза, бруксизм может быть также классифицирован как первично—идиопатический (без сопутствующих заболеваний) и вторично—ятрогенный (связанный с заболеваниями или вызванный применением специфических лекарственных препаратов).
Развитие бруксизма может привести к патологическому разрушению зубов, неудачным стоматологическим процедурам (например, протезированию), боли в височно-нижнечелюстном суставе (ВНЧС) и черепно-лицевых мышцах, ограничению подвижности нижней челюсти и головным болям.
Диагностика и клиническая оценка бруксизма, как правило, является сложным процессом и требует выполнения множества тестов, включая субъективные наблюдения и анализ истории болезни, клиническое обследование, оценку с помощью внутриротовых устройств, регистрацию мышечной активности, электромиографию, полисомнографию Сбор жалоб и осмотр при клиническом обследовании до сих пор считаются одними из самых распространенных методов диагностики бруксизма. При осмотре можно выявить следующие симптомы: повышенная стираемость зубов, повышение чувствительности зубов, разрушение зубных протезов, дискомфорт и щелчки в челюстных суставах (особенно во время жевания и зевания), дефекты эмали, утренняя головная боль, а также спазм жевательных мышц и их болезненность.
Стоматологическое лечение бруксизма включает использование окклюзионных приспособлений (специальные каппы, изготовленные по слепкам челюстей пациента), во время сна для защиты зубов от патологического истирания. Хотя окклюзионные аппараты широко используются для лечения бруксизма у взрослых, для детей же не было разработано никакой конкретной стратегии, основанной на аппаратной терапии. Поэтому необходимы дальнейшие исследования для изучения эффективности окклюзионной терапии у детей.
Однако, как правило, проблема требует комплексного лечения и поэтому включает в себя и другие методы:
- Иглоукалывание успешно используется для лечения бруксизма, приводящего к снижению активности массажных и передних височных мышц, а также к беспокойству. Стимуляция определенных точек с помощью игл, инфракрасного излучения, электрического тока или лазера может изменить динамику кровообращения и способствовать расслаблению мышц, тем самым снимая мышечные спазмы, воспаление и боль;
- Психологическая терапия применяется для изменения нежелательных привычек и снижения стресса, чтобы привести к более здоровому образу жизни;
- Фармакологическая терапия используется для снижения стресса и тревоги и улучшения качества и количества сна.
Подробнее остановимся на фармакологической терапии: препараты, используемые для лечения бруксизма, включают бензодиазепины, противосудорожные средства, бета-блокаторы, серотонинергические и дофаминергические препараты, антидепрессанты и миорелаксанты и ботулинический токсин. Кроме того, такие лекарства, как пропранолол, бромокриптин и амитриптилин, были предложены для лечения бруксизма, но не показали эффективности в отношении этого состояния. Отчеты показывают, что антидепрессанты, такие как циталопрам, пароксетин, флуоксетин и венлафаксин, вызывают вторичный бруксизм, в то время как клоназепам уменьшает его благодаря своему мышечно-расслабляющему эффекту. На сегодняшний день самым эффективным методом всё же является лечение инъекции ботулинического нейропротеина в мышцы, которые участвуют в акте жевания. Это помогает снять перенапряжение с жевательных мышц.
Несмотря на широкое распространение среди населения и неоднократные исследования, бруксизм остается загадочным заболеванием, многие из его аспектов требуют дальнейшей научной оценки. Ведь бруксизм приносит дискомфорт, наносит существенный вред здоровью, здоровью зубов: вызывает износ зубов, головные боли, боли в лицевых мышцах, дискомфорт во время жевания и ограниченное открывание рта.
Список литературы
- Орлова О. Р., Алексеева А. Ю., Мингазова Л. Р., Коновалова З. Н. Бруксизм как неврологическая проблема (обзор литературы) // Нервно-мышечные болезни. 2018. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bruksizm-kak-nevrologicheskaya-problema-obzor-literatury (дата обращения: 15.01.2022).
- Sleep Bruxism in Children: Etiology, Diagnosis, and Treatment-A Literature Review.” International journal of environmental research and public health vol. 18,18 9544. 10 Sep. 2021, doi:10.3390/ijerph18189544
- Przystańska A, Jasielska A, Ziarko M, et al. Psychosocial Predictors of Bruxism. Biomed Res Int . 2019;2019:2069716. Published 2019 Oct 13. doi:10.1155/2019/2069716
- Phuong NTT, Ngoc VTN, Linh LM, Duc NM, Tra NT, Anh LQ. Bruxism, Related Factors and Oral Health-Related Quality of Life Among Vietnamese Medical Students. Int J Environ Res Public Health . 2020;17(20):7408. Published 2020 Oct 12. doi:10.3390/ijerph17207408
- Cruz-Fierro, Norma et al. “The phenotype, psychotype and genotype of bruxism.” Biomedical reports vol. 8,3 (2018): 264–268. doi:10.3892/br.2018.1041