СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

СТАНОВЛЕНИЕ СИСТЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ДОХОДОВ, ПОЛУЧЕННЫХ ПРЕСТУПНЫМ ПУТЕМ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

4

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 31 (76), август ‘22

Дата публикации 13.07.2022

Поделиться

В статье рассматриваются предпосылки становления международного механизма борьбы с отмыванием денег и создания специального органа для противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем и финансирования терроризма, получившего наименование «Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег» или же «ФАТФ». Одновременно в статье анализируются критерии оценки соответствия национальных правовых систем международным стандартам в данной сфере.

Зарождение выражения «money laundering» или же «отмывание денег» связано со скрытием характера происхождения незаконно полученного дохода, который может указать на причастность лица к совершенным преступлениям, и могут быть изъяты.

Ярким примером такого «отмывания денег» может послужить деятельность известного мафиози Аль Капоне. Полученные от бутлегерства
и игорного бизнеса денежные средства он смешивал с выручкой, полученной
от своей сети прачечных, что предавало незаконно полученным деньгам законный вид.

Во избежание подобных ситуаций руководством США принято решение создать систему, направленную на борьбу с незаконно полученными доходами, добытыми преступным путем.

В начале 1980-х годов термин «отмывание денег» стал использоваться при рассмотрении судебных дел, а затем закрепился в ряде международных правовых актов, в том числе в Конвенциях ООН [2].

Так, например, определение «отмывание денег» не было закреплено
в Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20.12.1988, однако приведен перечень деяний, образующий состав такого преступления. В частности, например, перевод собственности, сокрытие незаконного источника, а также подлинных прав
на такую собственность, если доказано, что она получена в результате правонарушения.

 

Датой начала мировой борьбы с «грязными» доходами принято считать июль 1989 года, ведь именно тогда в ходе совещания, прошедшего в Париже, принято решение о создании специального органа для оценки текущих результатов сотрудничества с целью предотвращения использования банковской системы и финансовых учреждений для отмывания денег и рассмотрения возможности принятия дополнительных превентивных мер в данной области [3].

На английском языке указанный орган получил название «Financial Action Task Force on Money Laundering» (FATF), а в Российской Федерации получил наименование «Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег» (ФАТФ).

Решение о создании Группы ФАТФ принято главами государств «Большой семерки» (США, Германия, Франция, Италия, Великобритания, Канада и Япония), которые одновременно являются ее учредителями.

Прием в члены Группы ФАТФ осуществляется по приглашению учредителей в порядке, который  имеет закрытую структуру.

Позднее в сентябре 1991 года в состав ФАТФ вошли страны-участницы Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

В настоящее время членами Группы ФАТФ являются 37 стран, а также 2 региональные организации, при этом Индонезия имеет статус наблюдателя.

В феврале 1990 года Группой ФАТФ разработан основополагающий документ, устанавливающий международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, которые содержат 40 Рекомендаций ФАТФ (далее – Рекомендации) [4].

Однако, в связи с тем, что способы «отмывания денег» усовершенствуются, Группа ФАТФ периодически пересматривает свои Рекомендации. Так, например, в июне 2003 года в Рекомендации впервые внесены изменения, а в октябре 2004 года дополнены 9 специальными Рекомендациями.

В феврале 2012 года Группой ФАТФ представлена обновленная редакция Рекомендаций, предусматривающая усиление глобальных мер безопасности и защиту целостности финансовой системы. Рекомендации включили способы противодействия возникающим угрозам, таким как, например, финансирование распространения оружия массового уничтожения, а также обновили инструменты для борьбы с коррупционной составляющей.

Рекомендации устанавливают необходимые меры для взаимодействия компетентных органов внутри страны с целью преследования за «отмывание» денег, финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения, международного сотрудничества в данной сфере,
а также обеспечения прозрачности информации о бенефициарной собственности юридических лиц и образований [5].

Помимо прочего в рамках работы по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, принят ряд нормативных правовых актов.

8 ноября 1990 года принята Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности, устанавливающая механизмы конфискации незаконно полученного имущества, а также признала отмывание доходов правонарушением [1].

10 июня 1991 года издана Директива Совета Европейского сообщества о предотвращении использования финансовой системы для целей отмывания денег, направленная на борьбу с легализацией доходов, полученных от продажи наркотических средств.

Данная Директива установила ряд задач, а именно финансовым организациям необходимо обеспечить идентификацию клиентов при совершении операций на сумму свыше 15 тыс. евро, а также уведомлять уполномоченные органы о проведении сомнительных операций
и приостанавливать их совершение.

В 1995 году создана группа «Эгмонт», в состав которой входят 24 представителя 24 подразделений финансовых разведок (ПФР) различных стран. Данная группа осуществляет взаимодействие с Группой ФАТФ, в том числе путем  оперативного обмена финансовой информацией, а также оказания содействия при создании новых ПФР.

Согласно термину, данному Группой «Эгмонт» в 1996 году,
подразделение финансовой разведки – центральный национальный орган, ответственный за получение, обработку и анализ, а также передачу в уполномоченные органы раскрываемой финансовой информации, требуемой в соответствии с национальным законодательством или нормативным актом в целях противодействия легализации незаконно полученных денежных средств.

В целях определения соответствия стран международным стандартам в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения (далее – ПОД/ФТ) издана методология оценки технического соответствия рекомендациям ФАТФ и эффективности систем ПОД/ФТ, которая является основанием для проведения такой оценки.

Методология включает в себя оценку технического соответствия правовой и институциональной системы страны конкретным требованиям Рекомендаций ФАТФ  и оценку эффективности, важным критерием для построения устойчивой системы ПОД/ФТ которой является оценка достаточности применения Рекомендаций ФАТФ, позволяющая определить степень достижения страной результатов в этой сфере.

Так, оценка эффективности системы ПОД/ФТ, например, требует определенных структурных элементов, таких как политическая стабильность, прозрачность отчетности, эффективность судебной системы. Вместе с тем  на эффективность осуществления мер в сфере ПОД/ФТ влияют также степень развития регулятивного и надзорного режима в стране и уровень коррупции.

Оценка данных компонентов отражает степень соответствия страны Рекомендациям ФАТФ и отражает уровень устойчивости системы ПОД/ФТ.

Оценку соблюдения странами международных стандартов ПОД/ФТ проводят эксперты-оценщики, которые в своей работе руководствуются Методологией.

По каждой Рекомендации эксперты-оценщики выносят заключение
о степени соответствия/несоответствия страны стандарту. Методология выделяет следующие уровни соответствия: соответствует, в значительной степени соответствует, частично соответствует, и не соответствует.

При этом стоит отметить, что оцениваемая страна обосновывает эффективности системы ПОД/ФТ, однако, если это не будет доказано, эксперты сделают заключение, что система не эффективна.

По результатам проведенной взаимной оценки на пленарном заседании ФАТФ выносятся решения о соответствии или несоответствии Рекомендациям.

В случае, если выявленные экспертами-оценщиками несоответствия  страной не устранены, то Группой ФАТФ вносится вопрос о принятии
в отношении таких стран специальных экономических мер (санкций).

По рекомендации ФАТФ в 2002 году подобные санкции введены
в отношении Украины в связи с отсутствием достаточных механизмов для борьбы с  «отмыванием денег».

Государство, которое Группа ФАТФ внесла в «черный список», лишается любой открытой международной поддержки, его включают в специальные списки, которые предусматривают проведение проверок в отношении проводимых банками операций, либо же отказывают в обслуживании организаций и физических лиц.

Таким образом, резиденты подстанционных стран не могут в полной мере осуществлять международную торговлю, испытывают затруднения при открытии иностранных счетов, вместе с тем платежи, поступающие в страны, находящиеся под санкциями, автоматически попадают под подозрение и чаще всего блокируются.

Примечательно, что в мае – июне 2000 года в Российской Федерации проходил очередной раунд взаимных оценок  Группы ФАТФ, по результатам которого эксперты-оценщики заключили о несоответствии российской системы ПОД/ФТ Рекомендациям ФАТФ по 11 из 25 критериев. Отмечено, что в Российской Федерации отсутствуют требования по идентификации клиентов, система информирования о сомнительных операциях, действующее подразделение финансовой разведки и механизм эффективного оказания помощи в международных расследованиях.

В связи с этим Российскую Федерацию отнесли к категории ничего
не предпринимающей в борьбе с легализацией преступных доходов.

Так, 15 июля 2000 года Группа ФАТФ опубликовала список стран,
не взаимодействующих с мировым сообществом по вопросу противодействия легализацией преступных доходов, в том числе в «черный список» попала Российская Федерация.

В январе 2001 Европейский союз пригрозил, что к странам из «черного списка», в частности к Российской Федерации, с июня 2001 года  применит финансово-экономические санкции, включающие замораживания зарубежных счетов компаний, если рекомендации ФАТФ не будут выполнены государствами. Уже к январю 2001 года 12 из 15 стран из «черного списка» (за исключением России) доработали национальное законодательство.

Именно это событие послужило толчком для создания в Российской Федерации национальной системы ПОД/ФТ.

4 июня 2002 г. Комитет по финансовому мониторингу России принят
в Группу «Эгмонт» и получил право обмениваться финансовой информацией, заключать двусторонние и многосторонние соглашения о сотрудничестве
в установленной сфере, что помогало координировать усилия участников
в сфере ПОД/ФТ.

В сентябре 2002 года в рамках проведения оценки в странах
из «черного списка» эксперты-оценщики Группы ФАТФ посетили Россию. Оценщиков интересовало законодательство о противодействии легализации преступных доходов и механизм реализация принятых законов на практике. Так, побывав в одном из региональных банков,  эксперт попросил показать, как работает связь и в тот момент в Москву направлено информационное письмо, содержащее сведения о финансовой операции. В этот момент оценщик  связался со своим коллегой и убедился, что информация об этой операции  получена. Это было важным доказательством того, что закон уже работает [5].

Уже в октябре 2002 года Российскую Федерацию исключили из «черного списка» Группы ФАТФ, что стало отправной точкой во включении Российской Федерации в члены данной группы. В свою очередь данное событие послужило очередным шагом на пути формирования в России эффективного механизма противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, а также противодействия терроризму[8].

Так в феврале 2003 года Российская Федерация приняла участие
в пленарном заседании Группы ФАТФ в качестве наблюдателя, а в июне 2003 года стала членом данной Группы.

В настоящее время в «черном списке» находятся Иран и КНДР.

В так называемом «сером списке», в который включены государства, находящиеся на усиленном мониторинге в рамках Группы ФАТФ, находятся  23 государства: Албания, Барбадос, Буркина-Фасо, Гаити, Иордания, Йемен, Камбоджа, Мали, Мальта, Марокко, Мьянма, Никарагуа, ОАЭ, Пакистан, Панама, Сенегал, Сирия, Турция, Уганда, Филиппины, Южный Судан, Ямайка
и Каймановы острова [6].

На заседании рабочих групп и пленарном заседании ФАТФ, которые состоялись с 21 февраля по 4 марта 2022 года, актуализированы списки государств с повышенным уровнем риска отмывания доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.

На пленарном заседании объявлено о включении в «серый список» ОАЭ. При этом Зимбабве из данного списка исключили в связи со значительным прогрессом в устранении стратегических недостатков в национальном режиме противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. «Чёрный список» остался неизменным.

Таким образом, Группа ФАТФ, созданная по инициативе «Большой семерки», является мировым разработчиком международных стандартов
в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма, и во взаимодействии с региональными группами по типу ФАТФ обеспечивает внедрение этих стандартов в странах-участницах, при этом осуществляя контроля за соблюдением своих рекомендаций.

Список литературы

  1. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 года // Собрание законодательства РФ. 2003. №3. Ст.203.
  2. Зубков В.А., Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма / В.А. Зубков, С.К. Осипов. - 2-е изд. - М.: Издательский Дом «Городец», 2007. — 752 с.
  3. Establishment of FATF: [сайт]. URL: http://www.fatfgafi.org/ (дата обращения 17.06.2022).
  4. FATF Recommendations: [сайт]. URL: http://www.fatfgafi.org/ (дата обращения 17.06.2022).
  5. Росфинмониторинг: [сайт]. URL: https://www.fedsfm.ru/ (дата обращения 17.06.2022).
  6. Банк России: [сайт]. URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения 17.06.2022).
  7. Богмацера Э.В. Проблемные вопросы построения универсальной международной системы противодействия терроризму // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2020. № 2. C. 19–23.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее