Геодезия в дорожно-транспортном строительстве

Геодезия в дорожно-транспортном строительстве

В статье рассмотрена роль геодезии в строительстве дорог. Изучены приборы для проведения геодезических работ, а также проанализированы этапы проведения этих работ.

Авторы публикации

Рубрика

Архитектура, дизайн, строительство

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 13 (15), май ‘21

Поделиться

На протяжении всего существования человечества, люди строят трассы и магистрали, дорога необходима для того, чтобы соединять населенные пункты, для передвижения людей и транспорта.Чем быстрее по транспортным магистралям передвигаются люди, товары и промышленные грузы, тем комфортней и благополучней жизнь современного общества.

Дорога – это путь сообщения, предназначенный для передвижения, а также направление, маршрут, путь следования.

Каждый вид дороги обеспечивает связь между регионами страны и служит средством общения.

Геодезия считается неотъемлемой частью в дорожно-транспортном строительстве. Инженерная геодезия занимается различными видами работ, начиная от создания разметки профилей трассы, исследования состояния и состава грунта ландшафта для контроля его проседания, сбора данных по измерениям поперечных и продольных параметров ландшафта, заканчивая расчетом положений инфраструктурных объектов и проведением геодезической съемки для визуализации характеристик трассы.

Для выполнения вышеперечисленных работ геодезист использует специальное высокоточное оборудование. Получаемые данные обрабатываются компьютерными программами.

Наиболее распространенными инструментами для выполнения геодезических работ в строительстве являются тахеометр и нивелир.

Для измерения углов на строительной площадке используют электронный тахеометр. Тахеометр может одновременно измерять углы и расстояния. С помощью программного обеспечения инструмента можно выполнять ряд стандартных действий, а именно вынос в натуру границ земельного участка, осей зданий и сооружений, радиус поворота трассы при дорожных работах и даже выполнить подсчет площадей полученного замкнутого полигона.

Роль нивелира – получение данных об уровнях точек и нанесение уровней. Это обеспечивается получением ровной линии, связывающей наблюдателя и цель. Производится это в основном с помощью пузырька воздуха и визуального наблюдения. Устройство прибора представляет собой конструкцию для замера высот оптическим способом — для прямого просмотра или создания меток.

Перед началом проведения работ по дорожному строительству должна быть подготовлена вся необходимая проектная документация.

Геодезист непрерывно отслеживает создания котлованов, регулярно проводит соответствующие расчёты и проверяет наличие расхождений с проектными значениями.

Геодезические работы при возведении дорог включают в себя 3 основных этапа.

Начальным этапом является нанесение на местности основных отметок магистрали, закрепление оси, подсчёт количества строительных работ, исходя из закреплённых дорожных осей. На этом же этапе ищутся и анализируются расхождения ландшафтных характеристик местности с данными проекта и принимаются соответствующие корректирующие решения. В частности, вносятся изменения в проектные схемы на основе собранных данных.

После чего, проводится экспертиза возводимой трассы. Специалистами оцениваются риски осадки дорожного покрытия. Они собирают информацию по прочностным характеристикам грунта, оценивают вероятность его проседаний. На основе собранных данных они строят прогнозы величины деформации полотна дороги под воздействием предполагаемых нагрузок.

Заключительный этап включает в себя топографическую съёмку, необходимую для расчётов, разработку исследовательской документации. Топографическая съёмка проводится с высокой детализацией главных компонентов. Это даёт возможность практически безошибочно разработать графические материалы – схемы, карты и топографические планы.

После выполнения всех этих этапов заказчику выдаётся документ, который привязывает конкретный ландшафт местности к проектной информации.

Геодезические исследования дают возможность отслеживать степень просадки и деформации дорожного покрытия, получать топографические съемки, а также осуществлять ряд необходимых при дорожном строительстве действий.

По итогам выполнения геодезических работ можно выявить, как будет реагировать будущая дорога или трасса на предстоящие давление и вес транспортных средств.

Не стоит забывать о негативном воздействии окружающей среды, в процессе разрушения о нем сообщат атмосферные осадки и солнечные лучи.Учесть все возможные последствия и особенности возможно только после геодезических исследований.

В том случае, если работы будут проведены некачественно или от них откажутся вообще, новая автотрасса придет в негодность в самое ближайшее время. В лучшем случае, магистрали потребуется дорогостоящий ремонт покрытия. В худшем ямы и выбоины, образовавшиеся от чрезмерных нагрузок, станут причиной аварий.

По всем этим причинам геодезия в дорожном строительстве играет очень важную роль. Чтобы осуществить строительство дорожного покрытия, соответствующего всем современным стандартам, требуются услуги геодезиста.

Список литературы

  1. Багратуни Г. В. Инженерная геодезия: Учебник для вузов/Багратуни Г. В., Ганьшин В. И., Данилевич Б. Б. и др. 3-е изд., перераб. и доп. М., Недра, 2018. - 344 с.
  2. Кузнецов О. Ф. Инженерная геодезия. – М.: Инфра-Инженерия, 2020. – 268 с.
  3. Дьяков Б. Н. Геодезия. Учебник. – М.: Лань, 2020. – 416 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary