Российский рынок алкогольной продукции является одним из традиционных, экономически значимых для государства рынков. Данный сектор является лидером пищевой промышленности. В 2018 г. продажи алкогольной продукции в России показали рост, равный 4,6 % в денежном выражении по сравнению с предыдущим годом [1]. Однако, в 2018 г. несмотря на рост продаж, производство водки, пива, вина и шампанского в России сократилось.
Лицензирование является одним из инструментов государственного регулирования хозяйственной деятельности и направлено на обеспечение безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни и здоровья человека, имущества.
Для правильного регулирования рынка розничной продажи алкогольной продукции организации, необходима соответствующая лицензия, которая выдаётся соответствующим органом исполнительной власти, являющийся ответственным за данный регион.
Для получения лицензии юридическому лицу необходимо соответствовать требованиям Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», а именно, иметь минимальный размер уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 миллион рублей, установленным местным органом государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставить в уполномоченный орган заявление на получение лицензии, оплатить пошлину в размере 65 тысяч рублей за год действия лицензии, но не более 5 лет. Также следует предоставить документы о наличии в хозяйственном введении собственности или аренде недвижимого имущества, иметь зарегистрированные права в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), поставить обособленное подразделение организации на учет в налоговом органе и иметь контрольно-кассовую технику, включенную в реестр контрольно-кассовой техники, в обязательном порядке организациями необходимо использование основного технологического оборудования для производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с нарушением установленных в Федеральном законе № 436 [2] требований к его оснащению автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, техническими средствами фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о концентрации денатурирующих веществ в денатурированном этиловом спирте (денатурате) в единую государственную автоматизированную информационную систему.
Иные требования указаны в статье 16 ФЗ № 171, а именно, продажа алкогольной продукции вблизи организации на территориях, прилегающих:
- к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования);
- к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних;
- к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании юридических лиц независимо от организационно-правовой формы и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность или осуществляющих медицинскую деятельность наряду с основной (уставной) деятельностью на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключением видов медицинской деятельности по перечню, утвержденному Правительством Российской Федерации;
- к спортивным сооружениям, которые являются объектами недвижимости и права на которые зарегистрированы в установленном порядке.
В сложившейся практике точное определение некоторых организаций, до границ которых нельзя торговать алкогольной продукции могут по-разному трактоваться как органами исполнительной власти, так и соискателями лицензии. Разбирая обращение соискателя в Кассационном определении Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 14.10.2020 N 88а-14712/2020 [3], следует установить, что соискатель лицензии обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным иском к администрации Петрозаводского городского округа по тем основаниям, что ее постановлением от 15 июля 2014 года N «Об утверждении перечня организаций и объектов, на прилегающих к которым территориях не допускается розничная продажа алкогольной продукции», в перечень организаций и объектов, на прилегающих территориях к которым не допускается розничная продажа алкогольной продукции, включено муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Петрозаводского городского округа «Детская художественная школа». Полагая, что оспариваемое постановление не соответствует нормативным правовым актам, имеющим юридическую силу, нарушает права и законные интересы административного истца, ООО «Советская пресса» просило признать его не действующим в оспариваемой части. [3]
Детская художественная школа имеет выданную в установленном законом порядке Министерством образования Республики Карелия бессрочную лицензию от 17 февраля 2016 года N на право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ, указанных в приложении к такой лицензии (код по ОКВЭД 85.41 Дополнительное образование детей и взрослых). В соответствии со справкой, предоставленной Детской художественной школой, по состоянию на 20 января 2020 года в ней обучается: 270 детей в возрасте от 11 до 17 лет (основное отделение); 396 детей в возрасте от 7 до 17 лет (платное отделение); всего учащихся - 738 человек (вместе с совершеннолетними), из них - 666 человек в возрасте от 7 до 17 лет.
В связи с чем, решением Петрозаводского городского Совета от 3 июня 2014 года N «Об определении границ, прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Петрозаводского городского округа» утвержден Порядок определения границ прилегающих к организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции на территории Петрозаводского городского округа. Кроме того, администрации Петрозаводского городского округа поручено утвердить перечень организаций и объектов, на прилегающих к которым территориях не допускается розничная продажа алкогольной продукции, и схемы границ прилегающих территорий к организациям и объектам, указанным в перечне.
В соответствии с абзацами вторым и третьим подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», розничная продажа алкогольной продукции и розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 6 названной статьи, не допускаются на территориях, прилегающих к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании образовательных организаций (за исключением организаций дополнительного образования, организаций дополнительного профессионального образования); к зданиям, строениям, сооружениям, помещениям, находящимся во владении и (или) пользовании организаций, осуществляющих обучение несовершеннолетних.
Судами установлено, что Детская художественная школа осуществляет обучение несовершеннолетних, и на прилегающую к ее зданию территорию распространяется запрет на розничную продажу алкогольной продукции в силу прямого указания в абзаце третьем подпункта 10 пункта 2 статьи 16 Федерального закона N 171-ФЗ.
Принимая во внимание содержание, можно сделать вывод, что соискателем лицензии было неверно истолковано существующие законодательство в области регулирования розничной продажи алкогольной продукции, в следствие чего он понес убытки в виде оплаты государственной пошлины, не получив выручку за продажу алкогольной продукции. Так как соискателем лицензии было точно установлено, что организация осуществляющая дополнительное образование, трактуется законом как организация дополнительного образования детей и взрослых ОКВЭД 85.41 является подгруппой ОКВЭДа 85.4, который четко указан во втором абзаце подпункта 10 пункта 2 статьи 16 от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», Федерального закона, данное противоречие прямо указано в пункте 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации», законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Данное соседство могло бы пагубно отразится на их дальнейшем формирование правильного общественного сознания.
Стоить заметить, что вышеупомянутая организация могла понести большие потери, так как в среднем доля прибыли магазина с алкогольной продукции составляет 20-30%, слабоалкогольных напитков – 10-15% т.е. выручка данного магазина падает на 45%, что может привести к банкротству данной организации. Данное обстоятельство негативно сказываются на легальной розничной торговле. Неопределенность трактования закона ведет к увеличению нелегального сегмента рынка.
В 2021 году объем нелегального оборота крепкой алкогольной продукции в России составил 611 млн штук бутылок или 27% от общего количества, представленного на рынке страны. Об этом говорится в исследовании НИУ ВШЭ. [4] Основной канал реализации контрафактного алкоголя определен как розничная торговля. Однако эксперты считают, что вопрос маркировки алкоголя, вслед за шубами, изделиями легпрома и молочной продукцией, скорее, политический, а саму маркировку в условиях применения других система контроля и учета, избыточной.
По оценкам Национального исследовательского университета ВШЭ, основанных на данных Росстата и Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, объем продаж крепких алкогольных напитков в 2021 г. составил 1,56 млрд литров, основным каналом реализации (98%) остается розничная торговля, продажи в сегменте общественного питания составляют 45-65 млн литров в год. Эти сведения приводит Центр перспективных технологий (ЦРПТ), являющийся оператором системы «Честный знак», со ссылкой на исследование НИУ ВШЭ. [5]
Наличие множества субъектов принятия нормативных актов (на разных уровнях — федеральном и на уровне субъектов РФ) создает сложности в определении порядка, условий, критериев лицензирования. Большое количество нормативных правовых актов, принятых на территориальном уровне, не всегда соответствует федеральному закону. Данная проблема создает риски предпринимательской деятельности в Российской Федерации и может стать фундаментом к развитию нелегальной экономики.
Список литературы
- Васильева, А. М. Рынок алкогольной продукции России: современное состояние и перспективы / А. М. Васильева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 25 (263). — С. 186-189. — URL: https://moluch.ru/archive/263/60943/ (дата обращения: 27.06.2022).
- Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 22.12.2020 N 436-ФЗ.
- Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 14.10.2020 N 88а-14712/2020 Об оставлении без изменения решения Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 04.03.2020 и апелляционного определения Верховного Суда Республики Карелия от 18.06.2020, которыми признано не действующим в части постановление администрации Петрозаводского городского округа от 15.06.2014 N 3463 "Об утверждении перечня организаций и объектов, на прилегающих к которым территориях не допускается розничная продажа алкогольной продукции".
- В ВШЭ оценили объем нелегального рынка крепкого алкоголя в 27% [Электронный ресурс] : https://rg.ru/ (дата обращения: 29.06.2022).
- Поддельный алкоголь хотят сделать вопросом политическим [Электронный ресурс] : https://abnews.ru/ (дата обращения: 29.06.2022).