Качества подготовки педагогов по результатам изучения мнения работодателей
В статье на основании проведенного анкетирования руководителей образовательных учреждений рассматривается проблема определения требований к выпускникам педагогических вузов. Установлено, что требования к профессиональным компетенциям выпускников носят практико-ориентированный характер, с обязательным знанием нормативно-правовых основ деятельности педагога и необходимыми теоретическими знаниями по педагогике. При подготовке специалистов необходимо сформировать четкий профиль требований в рамках профессиональных компетенций выпускников.
Авторы публикации
Рубрика
Педагогика
Журнал
Журнал «Научный лидер» выпуск # 26 (71), июнь ‘22
Дата публицакии 25.06.2022
Поделиться

Как утверждают многие авторы [1,с. 4; 3,с. 795; 4,с. 44; 6,с. 143] система подготовки педагогов связана с тремя основными аспектами деятельности:
- - планированием образовательного процесса и разработкой образовательных программ;
- - реализацией образовательных программ в учебном процессе;
- - оценкой качества результатов учебного процесса, и оценка качества учебных достижений.
Результатом образовательного процесса является подготовка специалиста, способного действовать в реальных педагогических ситуациях, самостоятельно мыслить и принимать решения, анализировать каждую точку зрения, умение участвовать в педагогической дискуссии и др.
Для этого необходимо разработать модель обучения, которая поможет студентам почувствовать ответственность за свое образование, а также создаст ресурсы для личностного и профессионального роста [5, с. 144]. Предъявляемые к специалисту требования направляет профессиональное обучение на реализацию потребностей рынка труда, запросов работодателей, что квалифицируется основаниями роста требований к профессиональной подготовке педагогов совершенствование рынка образовательных услуг.
Работодатель, получая специалиста хочет знать, соответствуют ли возможности конкретного выпускника и учебного заведения требованиям общества к образованию. Некоторые авторы заявляют, что для оценки компетенций выпускников практически невозможно использовать каких-либо тестирующих и контролирующих материалов [2, с. 64]. С другой стороны, работодатели не всегда формируют отчетливые представления о выпускнике ВУЗа и его профессиональных возможностях предъявляя завышенные или заниженные требования.
Для изучения специфических требований, предъявляемых работодателями к качеству подготовки специалистов было проведено анкетирование 35 руководителей (заместителей руководителей) средних и средних специальных образовательных учреждений города Томска.
Изучение участников анкетирования показало, что средний возраст респондентов составил 38,5 лет. Средний стаж в должности руководителя (заместителя руководителя) образовательного учреждения составил 9,5 лет.
Разработанная анкета, включала в себя 12 вопросов, касающихся специфики приема выпускника на работу, тестирования знаний, соответствия знаний требованиям к профессиональной деятельности в школе.
В результате изучения данных анкетирования было установлено, что собеседование при приеме на работу проводится большинством руководителей, за исключением четырех. Составление резюме при приеме на работу считается обязательным всеми анкетируемыми. При беседе с претендентами обязательным является изучение профессиональных планов на будущее. Изучение основных параметров соответствия специалистов профессиональным требованиям работодателя показало следующую специфику (рисунок № 1).
Рисунок № 1.
Предпочитаемые качества претендента при проведении
работодателем собеседования
Из рисунка 1 видно, что значимыми качествами, получившими наибольшее количество выборов анкетированных и выдвинутых ими на первое место являются квалификация и опыт работы. На третье место в списке значимых качеств претендента была выдвинута профессиональная коммуникация, на четвертое место была выдвинуто качество претендента, связанное с настойчивостью и активностью в работе, умением брать на себя ответственность. Пятое и шестое место при выборе значимых качеств претендента на должность, занимают возраст и внешность претендента.
Большую часть руководителей (23 человека – 65,7%) интересуют результаты обучения претендента на должность в ВУЗе. По мнению большей части практических работников (26 человек – 74,2%), тем не менее 9 человек считают, что современная подготовка педагогов неэффективна и не соответствует современным требованиям к профессии. Однако при этом, предварительного тестирования уровня знаний, умений и навыков при приеме на работу претендентам на должность не проводилось.
Выделяемые аспектами знаний, востребованные руководителями образовательных учреждений для проведения тестирования представлены в таблице 1 в виде количества выборов, произведенных респондентами.
Таблица 1 .
Соотношение количества выборов профессиональных знаний произведенных респондентами и необходимых для тестирования
респондентами и необходимых для тестирования
№ п/п |
Профессиональные знания |
Количество выборов |
1. |
Конституция Российской Федерации |
4 |
2. |
Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и региональных органов управления образованием по вопросам образования |
4 |
3. |
Декларация прав и свобод человека |
5 |
4. |
Конвенция о правах ребенка |
31 |
5. |
Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты |
17 |
6. |
Педагогические и психологические науки: общая психология, педагогическая психология и общая педагогика, психология личности и дифференциальная психология, детская и возрастная психология, социальная психология, медицинская психология, детская нейропсихология, патопсихология, психосоматика, психология труда. |
26 |
7. |
Основы дефектологии, психогигиены, профориентации, психодиагностики, психологическое консультирование и психопрофилактика |
13 |
8. |
Методы активного обучения, социально-психологический тренинг общения |
22 |
9. |
Своевременные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка |
13 |
10 |
Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, и противопожарной защиты |
21 |
11. |
Основы доврачебной медицинской помощи |
22 |
По мнению респондентов, наименее востребованными знаниями для претендентов являются сведения о Российском законодательстве в области прав и свобод граждан. Акцентированы знания, связанные с изучением конвенции по правам ребенка, а также, связанные с практической деятельностью педагога, включающие в себя проверку практических навыков работы, применение современных методов коррекции. Кроме этого, актуальны практические навыки, связанные с оказанием доврачебной помощи и противопожарной безопасностью.
В представленном списке значимых параметров оценки специалиста при приеме на работу, руководителями учебных заведений выделены следующие качества, представленные на рисунке 2. Руководителям образовательных учреждений было предложено расставить в порядке значимости следующие параметры: предметы специализации, педагогика, психология, средний балл по всем предметам, оценки по практике, темы курсовых и дипломных работ.
Как следует из рисунка 2, по результатам анкетирования на первом месте предпочтительны знания по психологии, на втором месте – знания педагогических дисциплин, третье место разделилось между дисциплинами специализации и педагогическими дисциплинами, четвертое место заняли оценки за комплексную психолого-педагогическую практику, пятое и шестое места разделили между собой средний балл по всем предметам и тематика курсовых работ.
Рисунок № 2.
Значимость некоторых дисциплин и параметров оценки при приеме на работу
По мнению работодателей определяющим фактором при приеме специалиста на работу является наличие опыта профессиональной деятельности (22 человека – 62,8%) и сочетание хороших успехов в обучении с опытом профессиональной деятельности (13 человек – 37,2%).
Было изучено мнение руководителей образовательных учреждений о необходимом уровне педагога для работы в средней школе и в учреждениях среднего профессионального образования. Так, предпочитаемым уровнем подготовки явилась магистратура, которую выбрали 31 респондент (88,6% группы). Остальные респонденты выбрали бакалавриат. При мотивировке своих ответов респондены отмечали, что средней школе необходим высокий уровень специалистов, и высказывали свое негативное отношение к «бакалавриату» не подтверждая какими-либо фактическими доказательствами. Однако, при ответе на последний вопрос анкеты, связанный с необходимостью изменения требований к специалисту, большинство анкетируемых высказались за необходимость освоения новых информационных технологий, изменений педагогических подходов к обучению.
Подводя итоги по материалам исследования можно сделать следующие выводы:
- Работодатели предъявляют к подготовке специалистов ВУЗов практико-ориентированные требования, связанные со знаниями, умениями и навыками, необходимыми в консультативно-диагностической работе с учащимися, что нашло свое отражение в результатах анкетирования, при выборе предметов, знания которых являются предпочтительными при приеме на работу.
- В структуре необходимых с точки зрения руководителей образовательных учреждений профессиональных знаний выделяются три основных блока: нормативно-правовой, связанный со знанием действующего законодательства в области охраны прав и свобод граждан, детей, регуляции профессиональной деятельности, нормативной регуляцией трудовых отношений; теоретический блок знаний, связанный с психологическими и педагогическими науками; и практический блок, связанный с оказанием консультативной деятельности, педагогической коррекцией поведения, использованием методов активного обучения, в т.ч. и проведением игр, тренингов.
- Руководители предъявляя интерес к подбору специалистов, проводя собеседования при приеме на работу, заинтересованы также и в более высоком уровне подготовки специалистов, предпочитая по данным анкетирования уровень магистратуры, нежели бакалавриата. Учитывая преобладание практико-ориентированных требований к выпускникам ВУЗа, целесообразны для работы в учреждениях среднего образования педагоги с уровнем подготовки бакалавра.
Список литературы
- Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников ВУЗов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. / В.И. Байденко – Москва: 2006. – 55 с.
- Боев О.В., Коростелева Е.Н., Чучалин А.И. Проектирование магистерских программ на основе планирования компетенций специалистов / Под ред. проф. А.И. Чучалина: Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 63 с.
- Галактионова Ю.Ю.Состояние системы образования в современной России и прогнозирование ее дальнейшего развития / Ю.Ю. Галактионова // Аллея науки. 2018. Т. 4 №1 (17). С. 795-797.
- Матвеев В.В. Реформа высшего образования в России и перспективы молодых специалистов / В.В. Матвеев // Вестник Удмуртского университета. – 2019.- №2.- С. 43-45.
- Селиванов А. А. Перспективы интеграции Российской высшей школы в мировое образовательное пространство в контексте геополитических реалий современности // Российский научный журнал. — 2010. — № 1 (14). — С. 142-148.
- Смышляева Л.Г., Титова Г.Ю. Практико-ориентированность образовательной программы как условие качества профессиональной подготовки социального педагога в педагогическом ВУЗе. / Л.Г. Смышляева, Г.Ю. Титова // Совершенствование качество образования в педагогическом университете: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (19-21 февраля 2004 г.): в 3 т. Т. II. Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. – С. 141-145.
Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.