Как утверждают многие авторы [1,с. 4; 3,с. 795; 4,с. 44; 6,с. 143] система подготовки педагогов связана с тремя основными аспектами деятельности:
- - планированием образовательного процесса и разработкой образовательных программ;
 - - реализацией образовательных программ в учебном процессе;
 - - оценкой качества результатов учебного процесса, и оценка качества учебных достижений.
 
Результатом образовательного процесса является подготовка специалиста, способного действовать в реальных педагогических ситуациях, самостоятельно мыслить и принимать решения, анализировать каждую точку зрения, умение участвовать в педагогической дискуссии и др.
Для этого необходимо разработать модель обучения, которая поможет студентам почувствовать ответственность за свое образование, а также создаст ресурсы для личностного и профессионального роста [5, с. 144].  Предъявляемые к специалисту требования направляет  профессиональное обучение на реализацию потребностей  рынка труда, запросов работодателей, что квалифицируется  основаниями роста требований к профессиональной подготовке педагогов совершенствование рынка образовательных услуг.
      Работодатель, получая  специалиста хочет знать, соответствуют ли возможности конкретного выпускника и учебного заведения требованиям общества к образованию. Некоторые авторы заявляют, что для оценки компетенций выпускников практически невозможно использовать каких-либо тестирующих и контролирующих материалов [2, с. 64]. С другой стороны, работодатели не всегда формируют отчетливые представления о выпускнике ВУЗа и его профессиональных возможностях предъявляя завышенные или заниженные требования.
Для изучения специфических требований, предъявляемых работодателями к качеству подготовки специалистов было проведено анкетирование 35 руководителей (заместителей руководителей) средних и средних специальных образовательных учреждений города Томска.
Изучение участников анкетирования показало, что средний возраст респондентов составил 38,5 лет. Средний стаж в должности руководителя (заместителя руководителя) образовательного учреждения составил 9,5 лет.
Разработанная анкета, включала в себя 12 вопросов, касающихся специфики приема выпускника на работу, тестирования знаний, соответствия знаний требованиям к профессиональной деятельности в школе.
В результате изучения данных анкетирования было установлено, что собеседование при приеме на работу проводится большинством руководителей, за исключением четырех. Составление резюме при приеме на работу считается обязательным всеми анкетируемыми. При беседе с претендентами обязательным является изучение профессиональных планов на будущее. Изучение основных параметров соответствия специалистов профессиональным требованиям работодателя показало следующую специфику (рисунок № 1).
Рисунок № 1.
Предпочитаемые качества претендента при проведении
работодателем собеседования
Из рисунка 1 видно, что значимыми качествами, получившими наибольшее количество выборов анкетированных и выдвинутых ими на первое место являются квалификация и опыт работы. На третье место в списке значимых качеств претендента была выдвинута профессиональная коммуникация, на четвертое место была выдвинуто качество претендента, связанное с настойчивостью и активностью в работе, умением брать на себя ответственность. Пятое и шестое место при выборе значимых качеств претендента на должность, занимают возраст и внешность претендента.
Большую часть руководителей (23 человека – 65,7%) интересуют результаты обучения претендента на должность в ВУЗе. По мнению большей части практических работников (26 человек – 74,2%), тем не менее 9 человек считают, что современная подготовка педагогов неэффективна и не соответствует современным требованиям к профессии. Однако при этом, предварительного тестирования уровня знаний, умений и навыков при приеме на работу претендентам на должность не проводилось.
Выделяемые аспектами знаний, востребованные руководителями образовательных учреждений для проведения тестирования представлены в таблице 1 в виде количества выборов, произведенных респондентами.
Таблица 1 .
Соотношение количества выборов профессиональных знаний произведенных респондентами и необходимых для тестирования
респондентами и необходимых для тестирования
| 
			 № п/п  | 
			
			 Профессиональные знания  | 
			
			 Количество выборов  | 
		
| 
			 1.  | 
			
			 Конституция Российской Федерации  | 
			
			 4  | 
		
| 
			 2.  | 
			
			 Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и региональных органов управления образованием по вопросам образования  | 
			
			 4  | 
		
| 
			 3.  | 
			
			 Декларация прав и свобод человека  | 
			
			 5  | 
		
| 
			 4.  | 
			
			 Конвенция о правах ребенка  | 
			
			 31  | 
		
| 
			 5.  | 
			
			 Нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся (воспитанников) и их социальной защиты  | 
			
			 17  | 
		
| 
			 6.  | 
			
			 Педагогические и психологические науки: общая психология, педагогическая психология и общая педагогика, психология личности и дифференциальная психология, детская и возрастная психология, социальная психология, медицинская психология, детская нейропсихология, патопсихология, психосоматика, психология труда.  | 
			
			 26  | 
		
| 
			 7.  | 
			
			 Основы дефектологии, психогигиены, профориентации, психодиагностики, психологическое консультирование и психопрофилактика  | 
			
			 13  | 
		
| 
			 8.  | 
			
			 Методы активного обучения, социально-психологический тренинг общения  | 
			
			 22  | 
		
| 
			 9.  | 
			
			 Своевременные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка  | 
			
			 13  | 
		
| 
			 10  | 
			
			 Правила и нормы охраны труда, техники безопасности, и противопожарной защиты  | 
			
			 21  | 
		
| 
			 11.  | 
			
			 Основы доврачебной медицинской помощи  | 
			
			 22  | 
		
По мнению респондентов, наименее востребованными знаниями для претендентов являются сведения о Российском законодательстве в области прав и свобод граждан. Акцентированы знания, связанные с изучением конвенции по правам ребенка, а также, связанные с практической деятельностью педагога, включающие в себя проверку практических навыков работы, применение современных методов коррекции. Кроме этого, актуальны практические навыки, связанные с оказанием доврачебной помощи и противопожарной безопасностью.
В представленном списке значимых параметров оценки специалиста при приеме на работу, руководителями учебных заведений выделены следующие качества, представленные на рисунке 2. Руководителям образовательных учреждений было предложено расставить в порядке значимости следующие параметры: предметы специализации, педагогика, психология, средний балл по всем предметам, оценки по практике, темы курсовых и дипломных работ.
Как следует из рисунка 2, по результатам анкетирования на первом месте предпочтительны знания по психологии, на втором месте – знания педагогических дисциплин, третье место разделилось между дисциплинами специализации и педагогическими дисциплинами, четвертое место заняли оценки за комплексную психолого-педагогическую практику, пятое и шестое места разделили между собой средний балл по всем предметам и тематика курсовых работ.
Рисунок № 2.
Значимость некоторых дисциплин и параметров оценки при приеме на работу
По мнению работодателей определяющим фактором при приеме специалиста на работу является наличие опыта профессиональной деятельности (22 человека – 62,8%) и сочетание хороших успехов в обучении с опытом профессиональной деятельности (13 человек – 37,2%).
Было изучено мнение руководителей образовательных учреждений о необходимом уровне педагога для работы в средней школе и в учреждениях среднего профессионального образования. Так, предпочитаемым уровнем подготовки явилась магистратура, которую выбрали 31 респондент (88,6% группы). Остальные респонденты выбрали бакалавриат. При мотивировке своих ответов респондены отмечали, что средней школе необходим высокий уровень специалистов, и высказывали свое негативное отношение к «бакалавриату» не подтверждая какими-либо фактическими доказательствами. Однако, при ответе на последний вопрос анкеты, связанный с необходимостью изменения требований к специалисту, большинство анкетируемых высказались за необходимость освоения новых информационных технологий, изменений педагогических подходов к обучению.
Подводя итоги по материалам исследования можно сделать следующие выводы:
- Работодатели предъявляют к подготовке специалистов ВУЗов практико-ориентированные требования, связанные со знаниями, умениями и навыками, необходимыми в консультативно-диагностической работе с учащимися, что нашло свое отражение в результатах анкетирования, при выборе предметов, знания которых являются предпочтительными при приеме на работу.
 - В структуре необходимых с точки зрения руководителей образовательных учреждений профессиональных знаний выделяются три основных блока: нормативно-правовой, связанный со знанием действующего законодательства в области охраны прав и свобод граждан, детей, регуляции профессиональной деятельности, нормативной регуляцией трудовых отношений; теоретический блок знаний, связанный с психологическими и педагогическими науками; и практический блок, связанный с оказанием консультативной деятельности, педагогической коррекцией поведения, использованием методов активного обучения, в т.ч. и проведением игр, тренингов.
 - Руководители предъявляя интерес к подбору специалистов, проводя собеседования при приеме на работу, заинтересованы также и в более высоком уровне подготовки специалистов, предпочитая по данным анкетирования уровень магистратуры, нежели бакалавриата. Учитывая преобладание практико-ориентированных требований к выпускникам ВУЗа, целесообразны для работы в учреждениях среднего образования педагоги с уровнем подготовки бакалавра.
 
Список литературы
- Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников ВУЗов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: методическое пособие. / В.И. Байденко – Москва: 2006. – 55 с.
 - Боев О.В., Коростелева Е.Н., Чучалин А.И. Проектирование магистерских программ на основе планирования компетенций специалистов / Под ред. проф. А.И. Чучалина: Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 63 с.
 - Галактионова Ю.Ю.Состояние системы образования в современной России и прогнозирование ее дальнейшего развития / Ю.Ю. Галактионова // Аллея науки. 2018. Т. 4 №1 (17). С. 795-797.
 - Матвеев В.В. Реформа высшего образования в России и перспективы молодых специалистов / В.В. Матвеев // Вестник Удмуртского университета. – 2019.- №2.- С. 43-45.
 - Селиванов А. А. Перспективы интеграции Российской высшей школы в мировое образовательное пространство в контексте геополитических реалий современности // Российский научный журнал. — 2010. — № 1 (14). — С. 142-148.
 - Смышляева Л.Г., Титова Г.Ю. Практико-ориентированность образовательной программы как условие качества профессиональной подготовки социального педагога в педагогическом ВУЗе. / Л.Г. Смышляева, Г.Ю. Титова // Совершенствование качество образования в педагогическом университете: Материалы Всероссийской научно-методической конференции (19-21 февраля 2004 г.): в 3 т. Т. II. Томск: Изд-во ТГПУ, 2004. – С. 141-145.
 
