Бег на спринтерские (короткие) дистанции является одним из наиболее зрелищных и популярных видов соревнований по лёгкой атлетике и с каждым годом получает всё большее распространение.
Вся техника в спринте делится на 4 этапа: старт и стартовый разбег, бег по дистанции и финиширование [1].
Одной из ключевых фаз в беге на короткие дистанции является непосредственно старт и стартовый разгон. Следовательно, множество специалистов в области легкоатлетического бега Г.В. Грецов (2018), М.А Самсонов (2018) признают, что именно в данных фазах спринтер придает ускорение своему телу, решая две важнейшие задачи: набор максимальной скорости бега за минимальный промежуток времени и создание условий для эффективного бега по дистанции. Улучшение данных показателей требует совершенствования техники стартового разгона. Качество стартовых действий и их эффективность является одним из факторов успеха в соревновательной деятельности [1;2;].
В спринте техника низкого старта и стартового разгона представляет собой системно организованную, динамично взаимодействующую структуру различных компонентов стартовых действий, жизнедеятельность которых определяется достижением за короткий промежуток времени предельной скорости [3].
Что бы спортсмену достичь наивысшего результата, ему необходимо в короткие промежутки времени и на малой дистанции локализовать все свои резервы организма, следовательно, на передний план выходит техническая подготовленность. Техническое мастерство бегуна определяется эффективностью и экономичностью его движений [2].
Спринтерский забег предполагает высочайшую концентрацию внимания, отличную координацию движений и максимальную собранность спортсмена. Успешно пробежать спринт может только подготовленный легкоатлет [1].
В легкой атлетике основные исследования посвящены вопросам технической подготовки на начальном этапе обучения, и существует недостаточность научных работ связанных с совершенствованием техники низкого старта и стартового разгона легкоатлетов 14-15 лет, специализирующихся в спринтерском беге.
Цель работы: выявить наиболее эффективные средства и методы совершенствования техники старта и стартового разгона у легкоатлетов 14-15 лет, специализирующихся в спринтерском беге.
Полученные результаты. Для выявления наиболее эффективных средств и методов совершенствования техники старта и стартового разгона у легкоатлетов 14-15 лет, специализирующихся в спринтерском беге проводилось анкетирование. Анкетирование осуществлялось 15-16 сентября 2020 года, на Первенстве РБ по легкой атлетике. В опросе принимали участие десять специалистов в области легкой атлетики, тренеры первой и высшей категории по легкой атлетике. Тренерам предлагалось выбрать наиболее важный с их точки зрения ответ на поставленный вопрос. Результат определялся с помощью вычисления процентного соотношения каждого ответа к общему числу. Анкета разработана самостоятельно и включает в себя 9 вопросов. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты анкетирования тренеров по выявлению наиболее эффективных средств и методов совершенствования техники старта и стартового разгона у легкоатлетов 14-15 лет, специализирующихся в спринтерском беге
№ п/п |
Вопросы и ответы анкеты |
% |
1 |
В какой части тренировочных занятий рекомендуете применять упражнения для совершенствования техники старта и стартового разгона у легкоатлетов 14-15 лет? |
|
|
а) подготовительная; |
10% |
|
б) основная; |
60% |
|
в) заключительная. |
30% |
2 |
Какой метод организации Вы считаете наиболее эффективным в этапе совершенствования старта и стартового разгона у легкоатлетов 14-15 лет? |
|
|
а) фронтальный; |
30% |
|
б) групповой; |
50% |
|
в) индивидуальный. |
20% |
3 |
На каком этапе годичного цикла целесообразно уделять больше внимания совершенствованию техники старта и стартового разгона у легкоатлетов 14-15 лет? |
|
|
а) общеподготовительном; |
20% |
|
а) туловище чрезмерно наклонено вперед, падающий бег;
|
20% |
|
б) недостаточно высоко поднято бедро; |
10% |
|
в) резко поднята голова и выпрямлено туловище на первых шагах стартового разгона. |
70% |
Как видно из таблицы 1 , для совершенствования техники старта и стартового разгона у легкоатлетов 14-15 лет 60% опрошенных тренеров считают, что лучше применять упражнения в основной части занятия, 10% считают, что в подготовительной и 30 % опрошенных тренеров считают, что в заключительной.
Для совершенствования техники старта и стартового разгона у легкоатлетов 14-15 лет , 50% опрошенных тренеров считают, что наиболее эффективным является групповой метод организации, 30% считают, что фронтальный и 20% тренеров, что индивидуальный.
На совершенствование техники старта и стартового разгона у легкоатлетов 14-15 лет , 50% опрошенных тренеров считают, что целесообразно уделять больше внимания на специально-подготовительном этапе годичного цикла, 30% - соревновательном, 20% - общеподготовительном подготовительном этапе годичного цикла
Для совершенствования техники стартового разгона у легкоатлетов 14-15 лет , 60% опрошенных тренеров считают, что наиболее целесообразно использовать повторный бег на отрезках 20,30,60м, 20% считают, что лучше использовать бег в гору с активным продвижением бедра маховой ноги вперед, 20% тренеров считают, что лучше бег по прямой с изменением темпа бега по дистанции.
Для совершенствования техники низкого старта у легкоатлетов 14-15 лет, 70% опрошенных тренеров считают, что наиболее целесообразно использовать прыжок в длину из стартовых колодок, 20% считают, что лучше использовать бег с низкого старта с использованием одной колодки поочередно для левой и правой ноги и 10% - бег с низкого старта с сопротивлением партнера или резинового амортизатора.
В этапе совершенствования техники старта и стартового разгона у легкоатлетов 14-15 лет 60% опрошенных тренеров считают, что лучше использовать соревновательные упражнения, 30% опрошенных тренеров считают, что имитационные и 10% подводящие.
В этапе совершенствования техники старта и стартового разгона у легкоатлетов 14-15 лет 40% опрошенных тренеров считают, что лучше использовать метод сопряженного воздействия, 40%- целостный метод,20%- расчленено – конструктивный.
При совершенствовании техники низкого старта у легкоатлетов 14-15 лет, 50% опрошенных тренеров считают, что чаще совершающейся ошибкой является прогиб в спине, 30% тренеров считают - руки слишком согнуты в локтевых суставах, широко расставлены, 20% - голова поднята высоко.
У спортсменов 14-15 лет в техники стартового разгона,70% опрошенных тренеров считают, что самая распространенная ошибка-это резко поднята голова и выпрямлено туловище на первых шагах стартового разгона, 20% -туловище чрезмерно наклонено вперед, падающий бег, 10% - недостаточно высоко поднято бедро.
Вывод. Совершенствования техники старта и стартового разгона у легкоатлетов 14-15 лет лучше проводить в основной части тренировочного занятия, наиболее эффективным является групповой метод организации спортсменов, наиболее эффективным методом совершенствования техники старта и стартового разгона является метод сопряженного воздействия. Выявлено, что для совершенствования техники старта и стартового разгона у легкоатлетов 14-15 лет лучше использовать соревновательные упражнения. Больше внимания совершенствованию техники старта и стартового разгона следует уделять в специально - подготовительном этапе годичного цикла. По мнению опрашиваемых тренеров, в качестве средства совершенствования техники старта лучше использовать прыжок в длину из стартовых колодок, а для совершенствования стартового разгона - повторный бег на отрезках 20,30,60м. Большинство анкетируемых считают, что чаще совершаемая ошибка в технике старта – прогиб в спине, а в технике стартового разгона – это резко поднятая голова и выпрямленное туловище на первых шагах стартового разгона.
Список литературы
- Грецов, Г. В, Войнова С.Е, Германова А.А Теория и методика обучения базовым видам спорта: Легкая атлетика: учебник для студ. учреждений высш. Образования. — 2-е изд., М. : Советский спорт 2018 . 288 с.
- Самсонов, М.А. Коррекция техники низкого старта легкоатлетов-спринтеров: дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / Самсонов Михаил Александрович– СПб., [Текст] // Теория и практика физической культуры. 2018. 24 с.
- Тиунов, Н.А. Совершенствование стартовых действий бегунов - спринтеров // Учебно-методическое пособие к практическим занятиям/ СПб., М.: Просвещение 2017.382с.