Методы художественной выразительности для формирования представлений у младшего школьника о малой родине.

Методы художественной выразительности для формирования представлений у младшего школьника о малой родине.

Формирование представлений у младшего школьника о малой родине должно составлять важнейшее направление работы учителя начальных классов. Трудно переоценить в решении обозначенных задач использование средств и методов художественной выразительности на уроках литературного чтения. Во-первых, потому что они знакомят учащихся с нравственно-эстетическими ценностями культуры своего народа и человечества в целом. Во-вторых, потому что в процессе восприятия художественного текста участвуют разум, чувства и воля, значит параллельно проходит развитие личности ребенка, его нравственное воспитание.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (70), июнь ‘22

Дата публицакии 20.06.2022

Поделиться

Нравственные ценности составляют основу истинных произведений искусства, «содержатся» в них, но читатель должен суметь извлечь их, перевести на «свой» язык и сделать своими. Это непростая работа, требующая определенных духовных усилий и умений. Эту работу на уроках литературы должен организовать учитель.

Формирование любви к родному краю – значимое и необходимое направление в работе с детьми. Ведь воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Любовь к родному краю является важным источником обогащения младших школьников знаниями об истории родного края, средством формирования любви к малой родине [5, с. 563].

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) предусматривает главной целью духовно-нравственное развитие, воспитание обучающихся на ступени начального общего образования. Программа должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества [4]. В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности. Огромную роль в процессе формирования представлений о малой родине у младших школьников играют уроки литературного чтения, в ходе которых используются средства художественной выразительности. Именно на уроках литературного чтения сосредоточены проблемы современного читателя, проблемы ответственности за судьбу Родины, мира, отечества в целом, проблемы патриотической памяти. Именно произведения, изучаемые на уроках, могут пробудить у ребенка такие чувства как: гордость, восхищение, чувство достоинства за свое Отечество [3, с. 594]. Такие чувства способствуют формированию патриотического сознания. Рассмотрим классификации методов и приемов известных методистов. Методист по литературе Н.И. Кудряшев считает, что учитель ведет обучающихся от жизненных впечатлений, от образов памяти к восприятию образов произведений поэтов. Ученый уделяет внимание выразительному чтению, прослушиванию чтения произведения учителем или известными чтецами [1, с. 24]. Прослушивание текста младшими школьниками на этапе первичного восприятия текста способствует наилучшему восприятию и пониманию эмоций и чувств, которые пытался передать автор произведения.

Обучающиеся определяют главную мысль текста, после прочтения текста учителем и отвечают на вопросы учителя по восприятию прочитанного произведения. Им будет проще понять, с какой интонацией нужно читать произведение или отдельные части произведения, в каких местах следует ставить паузы, ударения. Учитель поможет определить интонацию, с которой нужно читать отдельные реплики героев произведения.

Психолог А.А. Леонтьев считает, что важным методом является беседа, так как она дает возможность младшим школьникам поделиться своими эмоциями после прочтения произведения [2, с. 156]. Успех беседы зависит от вопросов учителя и от заинтересованности в ней детей. Важно не просто задавать вопросы детям, но и вести с ними диалог, последовательно вести обучающихся к пониманию содержания произведения. Беседа способствует выделению деталей текста, которые становятся значимыми для детей.

Таким образом, все перечисленные методы и приемы работы над художественным текстом позволяют эффективно изучить произведение, сформировать у обучающихся собственное отношение к произведению, определить мотивы героев и главную мысль произведения. Использование таких методов и приемов на уроках литературного чтения в начальной школе позволит вести плодотворную работу по формированию представлений о малой родине у детей младшего школьного возраста.

Список литературы

  1. Антипова, А.М. Методические идеи Н.И. Кудряшова, их значение для современного литературного образования / А.М. Антипова // Литература в школе. – 2015. – №8. – С. 23-25.
  2. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения: [сборник] / А.Н. Леонтьев; под ред. Д.А. Леонтьева, А.А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2009. – 422, [1] с.
  3. Солошенко, Н.Н. Патриотическое воспитание младших школьников / Н. Н. Солошенко // Молодой ученый. – 2016. – №25. – С. 593-596.
  4. ФГОС Начальное общее образование: утверждено Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/
  5. Писаренко, С.Н. Организация воспитательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении / С.Н. Писаренко // Наука и образование. – 2017. – № 5(22). – С. 562–566.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary