Особенности проявления лжи в младшем школьном возрасте

Особенности проявления лжи в младшем школьном возрасте

Морально-нравственные ценности играют важную роль в формировании и реализации индивида. Выявление оценки детьми поступков других людей как поведенческих актов, имеющих нравственный стимул и последствия как для окружающих, так и для самого человека, дает возможность полностью раскрыть сферу нравственных представлений  о лжи и глубже разобраться с психологическими особенностями школьного возраста.

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (70), июнь ‘22

Дата публицакии 20.06.2022

Поделиться

Одной из ключевых задач психологии индивида является выявление психологических особенностей формирования моральных, нравственных и этических образцов, воздействуя через отношение как истине и обману. При выявлении отношений учеников младшего школьного возраста к этим определениям можно делать выводы о том, что были затронуты процессы изменения понимания в связи с различными социальными и экономическими, а так же культурными и психологическими переменами в нашем.

Ложь - это успешная или безуспешная намеренная попытка, совершаемая без предупреждения, с целью формирования у другого человека убеждения, которое коммуникатор считает неверным.

К возрасту 7—9 лет исследователи отмечают совершенствование способности детей к распознаванию лжи, учитывая намерения человека. Показано, что в младшем школьном возрасте у детей меняются сами стратегии обмана и мотивы их лжи

В структуре нравственных ценностей социума ложь и обман представляется как нечто имеющее негативный окрас. Ложь, обман, утаивание и искажение информации постоянно сопровождает нас во взаимодействии между людьми. В большинстве исследований ложь рассматривается как важный социальный навык, необходимый для успешной адаптации в обществе Склонность ко лжи положительно связана с развитием когнитивных и регуляторных способностей ребенка.

У детей ко лжи несколько другое отношение. Дети предпочитают говорить правду, но иногда привирают для получения выгоды или же защиты. Социально приемлемую ложь дети чаще используют в общении со сверстниками, а эгоистическую (ради собственной выгоды, с целью защитить себя или скрыть свой проступок) - в общении с матерями.

Так же причиной лжи младших школьников могут быть завышенные ожидания родителей и моральное, а иногда и физическое наказание ребенка за невыполнение родительских требований и ожиданий. Ложь у детей может возникать из-за страха перед наказанием, ложь из желания получить похвалу, стремления привлечь внимание, повысить самооценку.

Для первоклассников характерно смешивать ложь и свои фантазии. С целью показать свое превосходство перед одноклассниками  младшие школьники могут лгать, не рассматривая последствия данных поступков. На такое поведение их провоцирует отсутствие внимания со стороны родителей.

Исходя из выше упомянутого, можно сделать вывод о том, что ложь - это намеренное сокрытие информации или её утаивание с целью достижения своих целей,  направленное на формирование у другого человека убеждения, которое коммуникатор считает неверным.

Было проведено исследование в ходе которого была выявлена склонность детей к одобрению и основные причины лжи у детей. В исследовании принимали участие 37 школьников.  В результате чего были получены следующие результаты: склонность детей к одобрению мотивирует детей демонстрировать свое соответствие нравственным ценностям и социальным нормам, а так же достигать результатов, что указывает на их поведенческий критерий в отношении проявления лжи. У 23% - 9 младших школьников наблюдается высокий уровень мотивации одобрения, средний уровень мотивации одобрения у 69 % - 26 человек, низкий уровень у 19 % - 3 человека. Данные говорят о том, что в большинстве случаев в поведении детей не проявляется ложь для демонстрирования своего соответствия социальным нормам, но 9 школьников могут применять ложь в межличностном общении.

Так же в ходе исследования выяснилось, что на проявление лжи влияет отношение ребенка ко лжи и осознание. Из этого можно сделать вывод о том, что, ложь у младших школьников имеет осознанный характер. На проявления лжи влияет социализация личности ребенка.

При обработке данных по методике на выявление доминирующих мотивов лжи были получены следующие результаты, которые позволяют нам говорить о том, что доминирующим мотивом лжи у младших школьников является желание не создавать неловких ситуаций (27%). Это можно объяснить тем, что дети, в этом возрасте, сильно подвержены социальному влиянию и поэтому они прибегают ко лжи, так как боятся мнения социума. Также доминирующим мотивом лжи является ложь с целью защиты (40%). Меньшую значимость имеют такие мотивы лжи как ложь с целью повышения своего социального статуса (14%), ложь во избежание наказаний (6%) и ложь во избежание унижения и стыда (5%).

Мотивы лжи в младшем школьном возрасте определяется отношением ко лжи и осознанием им данного феномена. У детей один из доминирующих  мотивов является защита себя и других.  Положительное отношение и сформированное представление о лжи определяет мотив избегания наказания.

В ходе исследования было выяснено, что использование лжи младшим школьником часто носит вынужденный характер и является фактором его защиты. Особое внимание необходимо уделить сформированности представления ребенком понятия лжи и его правильному отношению к данному понятию.

Список литературы

  1. Андреева, Т.В. Семейная психология/ Т.В.Андреева – СПб.: Речь, 2004. – 244с
  2. Бердяев Н. "Парадокс лжи" // СПб.: Изд. Человек, 1999, №2, с 102-108
  3. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. "Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме". - СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 560 с. (Проект "Психологическая энциклопедия")
  4. Бикмурзина Э. "Ложь во благо вида" // Вокруг света - 2009, № 6, с 32-34

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary