Каждая ступень в развитии истории предъявляет свои уникальные требования к специалистам в зависимости от того, какая сфера промышленности на тот или иной момент является актуальной. Новые изобретения, новые веяния в технике, науке и культуре устанавливают востребованность каждого ВУЗа, программа преподаваемых дисциплин и методы преподавания. Именно поэтому во все времена уделяется очень много внимания изучению процесса преподавания. [1]
Применение проектной деятельности в обучении ориентирует нынешних студентов не только на простую проработку знаний, но и на способы усвоения, на стандарты и способы мышления и деятельности, на развитие познавательной активности и творческого потенциала любого обучаемого. Для современного педагога этот подход является более привлекательным, он противостоит вербальным методам и формам передачи готовой информации, монологичности и обезличенности вербального преподавания, пассивности знаний, навыков и умений, которые не реализуются в деятельности. На данный момент, одной из перспективных технологий является проектно-ориентированное обучение, которое позволяет обнаружить творческий потенциал как преподавателя, так и обучающихся.
Для начала разберемся, что такое «проектная деятельность». Так, по мнению М.Х. Музафаровой, под проектной деятельностью понимается «учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, и заранее выработанные представления о продукте деятельности».
В.С. Лазарев считает, что проектная деятельность – это «комплекс интеллектуальных действий, в результате выполнения которых создается образ нового продукта и способа его получения».
Во ФГОС говорится, что проектная деятельность – это «форма учебной деятельности, структура которой совпадает со структурой учебного проекта». [4]
Проанализировав различные определения, можно прийти к выводу, что под проектной деятельностью можно понимать процесс непосредственного создания проекта, имеющий общую цель, согласованные методы, направленные на достижение результата – создание проекта.
Понятие «готовность», «готовность к проектной деятельности» и «готовность к проектной деятельности». В.А. Крутецкий считает, что готовность есть синтез свойств личности, определяющих ее пригодность к деятельности. Непосредственно к их числу он относит: активное, положительное отношение к деятельности, склонность заниматься ею, переходящую в страстную увлеченность; ряд характерологических черт и устойчивых интеллектуальных свойств; наличие во время деятельности благоприятных для ее выполнения психических состояний; определенный фонд знаний, умений и навыков в соответствующей области; определенные психологические особенности в сенсорной и умственной сферах, отвечающие требованиям данной деятельности.
К.А. Платонов считает термин готовность как интегральное свойство личности, начало формирования которого лежит в подструктуре опыта, то есть обусловлено в первую очередь знаниями, умениями и навыками. Близка к данным размышлениями идея Р.А. Назимова, характеризующая готовность как умение организовать свой труд, работать самостоятельно, а также способность видеть перспективы собственного развития.
С.Г. Козлов, В.М. Мельников рассматривают готовность как целостный феномен личности. Они отрицают возможность выделения психической, технической, физической готовности, утверждая, что готовность складывается их трех факторов: направленности на результат, психической направленности и эмоциональной устойчивости. [5]
Проанализировав эти основные определения, можно прийти к выводу, что под готовностью понимается активно - действенное состояние личности, установка на определенное поведение, мобилизованность и готовность сил для выполнения определённой задачи.
В психологических исследованиях понятие "готовность к деятельности" рассматривается как соответствие психическому состоянию личности - установке, потому готовность к определенной деятельности предусматривает реализацию социальной установки.
В то же время, наличие у педагога сформированности установки на педагогическую деятельность не вычерпывает всего понятия "готовность", а выступает лишь в качестве личностного отдельного компонента его целостной структуры.
В философии «готовность к педагогической деятельности» рассматривается как результат объективного процесса и субъективной деятельности, в основе которого лежат определенные закономерности, такие как обусловленность структуры готовности потребностями социального, духовного развития общества и заданиями формирования творческой личности, соответствие содержания, форм и методов формирования готовности, уровню развития науки и практики, характеру и содержанию труда. [6]
И так, на основе выше сказанного, можно сказать, что готовность к деятельности, в свою очередь, рассматривается как устойчивая характеристика личности, выражающая её стремление преодолеть трудности в достижении профессиональной цели на основе ранее приобретённых умений и навыков.
Следовательно, готовность к проектной деятельности - это сформированность предметных знаний, умений, навыков и проектных умений, необходимых для осуществления проектной деятельности.
Как говорилось ранее, на данный момент, одной из перспективных технологий является проектно-ориентированное обучение. Оно позволяет обнаружить творческий потенциал как преподавателя, так и обучающихся. В проектно-ориентированном обучении весь процесс пронизан разнообразными инструментами и методиками, относящимися к данной методологии, а не просто применяются разовые мероприятия. Все преподаваемые дисциплины должны быть между собой интегрированы, и обучающиеся должны иметь потенциал взаимодействовать как на уровне одного предмета, так и в междисциплинарном пространстве. [2]
Иными словами, проектно-ориентированное обучение можно обрисовать как метод преподавания, путем которого студенты получают знания и умения, исследуя в течении определенного времени непростые и оригинальные вопросы, скурпулезно разработанные задачи и программы.
Таким образом, этот метод обучения подразумевает как личную, творческую работу обучающихся, так и их работу в группах над различными проектами, например, введение новой технологии или продукта в производство. В одном проекте могут принимать участие студенты разных курсов, специальностей, кафедр и факультетов и даже разных ВУЗов города. Последующая траектория обучения любого молодого человека - участника проектной группы - будет объединена с выполнением проектов, работа над которыми начинается с выбора темы проектирования, интересной именно для студента. [3]
Но что же всё - таки такое «готовность к профессионально - ориентированной проектной деятельности». Подытожив все термины и определения, которые мы составили, можно сказать, что готовность к профессионально - ориентированной проектной деятельности – это сформированность предметных знаний, навыков, проектных умений и комплекса действий для выявления у человека предрасположенностей и талантов в проектной деятельности и видам профессиональной деятельности. Этот процесс является самым эффективным инструментом в обучении на данный момент.
Список литературы
- Научный интернет-журнал «Мир науки» - 2017. – том 5 №1.
- Скрипко Л. Е. Внедрение инновационных методов обучения: перспективные возможности или непреодолимые проблемы? / Л. Е. Скрипко // Менеджмент качества. 2017. № 1. С. 76–84.
- Староверова Н.А., Андреева М.М., Шакирова Г.М. ИССЛЕДОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В ПРОЕКТНОМ ОБУЧЕНИИ // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4.
- Ю.А. Грачёв. Понятие «готовность к деятельности» в системе современного психолого – педагогического образования // Вестник Санкт-Петербургского университета. С 172 – 174.
- URL: (дата обращения: 24.01.2022).
- URL: (дата обращения: 24.01.2022).