ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЭКОЛОГИЯ»

ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЭКОЛОГИЯ»

Авторы публикации

Рубрика

Финансы

Просмотры

13

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (70), июнь ‘22

Дата публикации 20.06.2022

Поделиться

В данной статье рассмотрены основные вопросы финансирования национального проекта «Экология», определена проблема механизма финансового обеспечения нацпроекта. Проанализированы государственные расходы на данный проект.

Текст статьи.

Глобальные экологические проблемы представляют угрозу устойчивому развитию мировой экономике в целом и всех национальных экономик без исключения. В России эти проблемы возникают в основном из-за безответственности природопользователей, в том числе крупных промышленных предприятий и объектов жилищного строительства. Чтобы соответствовать всем экологическим нормам и стандартам данным организациям необходимо применять наилучшие доступные технологии, которые требуют значительные инвестиции. А низкий уровень инвестиций в эту сферу обусловлен низкой инвестиционной привлекательностью экологических проектов. Именно в этом случае государство должно прийти на помощь.

В 1990-ых годах в Российской Федерации создавались федеральные и региональные экологические фонды, но впоследствии они были упразднены. Продолжительное время природоохранным мероприятиям не уделялось большого внимания, они финансировались по остаточному признаку. Только начиная с 2008 в РФ начали расти совокупные расходы на охрану окружающей среды, включающие расходы бюджетов бюджетных систем и внебюджетных источников. [4]

Для того, чтобы изменить воздействие на окружающую среду, перейти к модели рационального природопользования, а также улучшить качество жизни миллионов россиян, которые сегодня проживают в неблагоприятной экологической обстановке правительство РФ запустило национальный проект «Экология». Эффективность реализации поставленных целей проекта напрямую зависит от механизмов его финансирования.

Для финансирования национального проекта «Экология» в основном используются бюджетные, консолидированные бюджеты субъектов РФ и внебюджетные источники. Несмотря на то что по статистике преобладают внебюджетные источники финансирования, средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации являются основой для реализации государственной финансовой политики в области охраны окружающей среды. При реализации природоохранных мероприятий могут возникать финансовые риски, связанные с привлечением внебюджетных источников. Об их наличии свидетельствует и структура планируемых расходов данного нацпроекта. Согласовано паспорту, за весь период реализации (2019-2024 годы) удельный вес запланированных к привлечению внебюджетных источников составляет более 86% от планируемого совокупного объема расходов (таблица 1). [2]

Таблица 1 – Структура источников финансового обеспечения национального проекта «Экология» (2019-2024 годы)

Источники финансового обеспечения

Объем финансового обеспечения

сумма, млн руб.

уд. вес, в %

Всего по национальному проекту «Экология», в т.ч.:

3 757 216 718,32

100

Федеральный бюджет

468 944 926,74

12,5

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

295 062 833,87

7,9

Внебюджетные источники

3 245 268 838,95

86,3

Источник: составлено автором по данным паспорта национального проекта «Экология»

Данные средства представляют собой в большинстве случаев средства «окологосударственных» компаний, которые обычно привлекаются к участию в национальном проекте при помощи административного механизма. Отсутствует единая методика привлечения, учета и контроля внебюджетных источников в рамках нацпроекта «Экология», что приводит к нарушению сроков реализации проектов, к ее фрагментации и несоответствию запланированных и фактических объемов финансирования нацпроекта «Экология». В связи с этим обосновывается необходимость разработки четкого механизма привлечения, учета и контроля внебюджетных источников нацпроекта для минимизации возможных рисков, связанных с их использованием, а также с реализацией проекта в целом [1].

Что касается направлений расходования средств на охрану окружающей среды, то в прошедшем году на «экологический контроль» выделили средства всего 19 субъектов в объеме 145,4 млн. рублей, а на «прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды» еще меньше – 15 субъектов в объеме 115,4 млн. рублей [3]. Все это говорит о низком уровне экологического контроля, а также о недостаточном уровне внимания на прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды.

Список литературы

  1. Вдовин, И. А. Проблема привлечения внебюджетных инвестиций в национальные проекты / И. А. Вдовин, Д. Р. Венглинский // Бизнес. Общество. Власть. - 2020. - № 2-3(36-37). - С. 74-86.
  2. Паспорт национального проекта «Экология» (Сайт Минприроды РФ) [Электронный ресурс]. – URL: https://ecologyofrussia.ru/proekt/ (дата обращения: 19.06.2022)
  3. Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://ifinmon.ru/ (дата обращения: 19.06.2022)
  4. Статистика государственных финансов МВФ [Электронный ресурс]. – URL: http://data.imf.org/ (дата обращения: 19.06.2022)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее