Финансовое обеспечение национального проекта «экология»

Финансовое обеспечение национального проекта «экология»

В данной статье рассмотрены основные вопросы финансирования национального проекта «Экология», определена проблема механизма финансового обеспечения нацпроекта. Проанализированы государственные расходы на данный проект.

Авторы публикации

Рубрика

Финансы

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (70), июнь ‘22

Дата публицакии 20.06.2022

Поделиться

Текст статьи.

Глобальные экологические проблемы представляют угрозу устойчивому развитию мировой экономике в целом и всех национальных экономик без исключения. В России эти проблемы возникают в основном из-за безответственности природопользователей, в том числе крупных промышленных предприятий и объектов жилищного строительства. Чтобы соответствовать всем экологическим нормам и стандартам данным организациям необходимо применять наилучшие доступные технологии, которые требуют значительные инвестиции. А низкий уровень инвестиций в эту сферу обусловлен низкой инвестиционной привлекательностью экологических проектов. Именно в этом случае государство должно прийти на помощь.

В 1990-ых годах в Российской Федерации создавались федеральные и региональные экологические фонды, но впоследствии они были упразднены. Продолжительное время природоохранным мероприятиям не уделялось большого внимания, они финансировались по остаточному признаку. Только начиная с 2008 в РФ начали расти совокупные расходы на охрану окружающей среды, включающие расходы бюджетов бюджетных систем и внебюджетных источников. [4]

Для того, чтобы изменить воздействие на окружающую среду, перейти к модели рационального природопользования, а также улучшить качество жизни миллионов россиян, которые сегодня проживают в неблагоприятной экологической обстановке правительство РФ запустило национальный проект «Экология». Эффективность реализации поставленных целей проекта напрямую зависит от механизмов его финансирования.

Для финансирования национального проекта «Экология» в основном используются бюджетные, консолидированные бюджеты субъектов РФ и внебюджетные источники. Несмотря на то что по статистике преобладают внебюджетные источники финансирования, средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации являются основой для реализации государственной финансовой политики в области охраны окружающей среды. При реализации природоохранных мероприятий могут возникать финансовые риски, связанные с привлечением внебюджетных источников. Об их наличии свидетельствует и структура планируемых расходов данного нацпроекта. Согласовано паспорту, за весь период реализации (2019-2024 годы) удельный вес запланированных к привлечению внебюджетных источников составляет более 86% от планируемого совокупного объема расходов (таблица 1). [2]

Таблица 1 – Структура источников финансового обеспечения национального проекта «Экология» (2019-2024 годы)

Источники финансового обеспечения

Объем финансового обеспечения

сумма, млн руб.

уд. вес, в %

Всего по национальному проекту «Экология», в т.ч.:

3 757 216 718,32

100

Федеральный бюджет

468 944 926,74

12,5

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

295 062 833,87

7,9

Внебюджетные источники

3 245 268 838,95

86,3

Источник: составлено автором по данным паспорта национального проекта «Экология»

Данные средства представляют собой в большинстве случаев средства «окологосударственных» компаний, которые обычно привлекаются к участию в национальном проекте при помощи административного механизма. Отсутствует единая методика привлечения, учета и контроля внебюджетных источников в рамках нацпроекта «Экология», что приводит к нарушению сроков реализации проектов, к ее фрагментации и несоответствию запланированных и фактических объемов финансирования нацпроекта «Экология». В связи с этим обосновывается необходимость разработки четкого механизма привлечения, учета и контроля внебюджетных источников нацпроекта для минимизации возможных рисков, связанных с их использованием, а также с реализацией проекта в целом [1].

Что касается направлений расходования средств на охрану окружающей среды, то в прошедшем году на «экологический контроль» выделили средства всего 19 субъектов в объеме 145,4 млн. рублей, а на «прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды» еще меньше – 15 субъектов в объеме 115,4 млн. рублей [3]. Все это говорит о низком уровне экологического контроля, а также о недостаточном уровне внимания на прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды.

Список литературы

  1. Паспорт национального проекта «Экология» (Сайт Минприроды РФ) [Электронный ресурс]. – URL: https://ecologyofrussia.ru/proekt/ (дата обращения: 19.06.2022)
  2. Вдовин, И. А. Проблема привлечения внебюджетных инвестиций в национальные проекты / И. А. Вдовин, Д. Р. Венглинский // Бизнес. Общество. Власть. - 2020. - № 2-3(36-37). - С. 74-86.
  3. Расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ [Электронный ресурс]. – URL: http://ifinmon.ru/ (дата обращения: 19.06.2022)
  4. Статистика государственных финансов МВФ [Электронный ресурс]. – URL: http://data.imf.org/ (дата обращения: 19.06.2022)

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary