Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль сельское хозяйство являются основными отраслями экономики Республики Крым, формирующими агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность и трудовой потенциал сельских территорий. Аграрный сектор экономики Крыма является одним из основных и наиболее развитых секторов экономики.
Основными проблемами в развитии агропромышленного комплекса были:
• широкие возможности для развития агропромышленного комплекса;
• нерациональное использование природных ресурсов;
• выращивание непригодных для климатических условий Крыма культур (преимущественно технических, масличных и зерновых культур);
• слабая интеграция сельского хозяйства с крымским санаторно-курортным комплексом;
• частичное использование сельскохозяйственного потенциала полуострова (только часть пашни задействована в производстве сельскохозяйственной продукции);
• отсутствие развитого животноводства на полуострове (животноводческая отрасль Крыма не обеспечивает и половины потребностей полуострова в мясе и молоке).
Особенности функционирования агропромышленного комплекса Крыма определяют настоятельную необходимость его финансового обеспечения. В 2020 году в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Крым действует Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым на 2020-2025 года [1]. Основные подпрограммы на этот период:
- Развитие отраслей агропромышленного комплекса;
- Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе;
- Комплексное развитие сельских территорий;
- Эффективное вовлечение в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развитие мелиоративного комплекса Республики Крым;
- Развитие малых форм хозяйствования [2].
На рисунке 1 представлены объемы бюджетных ассигнований государственной программы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым» из средств федерального бюджета на 2020-2025 года.
Рисунок 1 - Объем бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета на 2020-2025 г.г., тыс. руб.[1]
Источник: Об утверждении Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Республики Крым - URL: https://docs.cntd.ru/document/561656560
Рассмотрим следующие перспективы реализации Государственной программы:
- увеличение производства сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий в 2025 году на 2,1% по сравнению с 2019 годом;
- индекс физического объема инвестиций в основной капитал в сельском хозяйстве к предыдущему году составит не менее 103% в год;
- рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий) в 2025 году составит 13%;
- индекс производительности труда составит не менее 101% в год;
- среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства (без учета субъектов малого предпринимательства) в 2025 году составит 39 100,0 руб.;
- среднемесячная номинальная заработная плата работников сельского хозяйства в 2025 году составит 31 800,0 руб.;
- количество высокопроизводительных рабочих мест в 2025 году составит 7800 единиц;
- доля сельскохозяйственной продукции от сельскохозяйственных организаций, крестьянских семей (фермеров) и индивидуальных предпринимателей в общем объеме производства сельскохозяйственной продукции - 75 % в 2025 году;
- доля неиспользуемых сельхозугодий в общем объеме сельхозугодий снизится в 2025 году до 12,6%.
Таким образом, положительное влияние оказывает финансовая поддержка на государственном уровне, которая обеспечивает стабилизацию ситуации в сельском хозяйстве, способствует активному росту эффективности и создает условия для обеспечения продовольственной безопасности населения Крыма и отдыхающих [3].
В то же время крымская экономика, в том числе сельское хозяйство, продолжает испытывать влияние определенных системных проблем. В частности, к ним относятся отсутствие стратегически важных природных ресурсов, ограниченная транспортная доступность региона, сильная зависимость производителей от поставок сырья и комплектующих, неудовлетворительное состояние инфраструктуры из-за ее значительного износа и низкая кредитная доступность. Нахождение Крыма под влиянием антироссийских санкций также создает определенные проблемы и ограничения: запрещен экспорт (импорт) продукции и сырья компаниями из Республики Крым в страны ЕС, прямого сообщения между республиками нет, а также нет возможности захода иностранных судов в крымские морские порты [4].
Таким образом, ключевыми задачами функционирования сельского хозяйства в современных условиях является определение направлений опережающего развития с учетом сложившихся социально-экономических и геополитических условий, а также прогнозирование тенденций их изменения в будущем. Кроме того, аграрная стратегия должна строиться на принципах координации деятельности законодателя, органов местного самоуправления, муниципальных образований региона и его хозяйствующих субъектов на долгосрочную перспективу.
Список литературы
- Справочно-правовая система КонсультантПлюс. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 11.06.2022)
- Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года (научные основы) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/564654448
- Морозов В.А. Основные стратегические направления развития регионального АПК / В.А. Морозов // Научное обеспечение развития АПК в условиях импортозамещения: сборник науч. трудов международной научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава «Научное обеспечение развития сельского хозяйства и снижение технологических рисков в продовольственной сфере», Ч. II. / СПбГАУ. — СПб., 2018. — С. 59-62.
- Сохтаев М. К. Пути развития экономики Республики Крым / М. К. Сохтаев, Д. М. Амет-устаева // Российское предпринимательство. — 2019. — Т. 18, № 19. — С. 2811-2822