Защита прав и свобод человека в цифровую эпоху

Защита прав и свобод человека в цифровую эпоху

ифровизация оказывает серьезное влияние на фундаментальные права человека и их правовое регулирование. Система прав человека будет меняться в зависимости от условий их реализации. С приходом цифровых технологий возникают так называемые цифровые права — право на доступ к Интернету, право на забвение, право на защиту от нежелательной информации, уже получившие законодательное признание в разных странах.

Под цифровыми правами во всем мире понимаются специфические права человека, имеющие публично-правовое происхождение. Однако в России данный термин был введен в Гражданский кодекс для обозначения имущественных прав, реализуемых в информационных системах.

Внедрение цифровых технологий ослабляет защиту частной жизни на массовом уровне. Одновременно на индивидуальном уровне право на защиту персональных данных получает все большее внимание и регламентацию. Анализ практики международных судов показывает, что проблема обеспечения прав человека в условиях развития цифровых технологий должна рассматриваться в более широком контексте, с учетом возникающих социальных и нравственных проблем.

Представление об универсальности прав человека гармонично сочетается с нейтральностью и универсальностью цифровых технологий. В эпоху цифровизации сущность человека и связанных с ним ценностей не меняется, и именно права человека могут стать унифицирующей целевой перспективой при определении отношения к различным новым технологиям.

Авторы публикации

Рубрика

IT-Технологии

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (70), июнь ‘22

Дата публицакии 15.06.2022

Поделиться

    

Многие исследователи утверждают, что корпус прав человека, требующих защиты, будет неизменно расширяться. Это, с одной стороны, должно усиливать правовую защищенность личности, с другой — каждое «поколение» приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых правами человека, и неизбежны конфликты «новых» прав со «старыми», в результате чего уровень защищенности может не повыситься, а снизиться.

Если исходить из того, что техногенный фактор является определяющим для возникновения и развития прав человека, то распространение цифровых технологий способно повлиять на права человека ощутимым образом. Сценарии могут быть различными. В числе пессимистичных ожиданий — глобальная угроза свободе (по Оруэллу), которая возникает в связи с приближением к тому социальному состоянию, которое именуют «электронным обществом», где «размывается граница между “моим” и “не моим”. Есть основания думать, что в таком обществе индивидуальная свобода будет все более ограничиваться “в интересах самого же человека”» [4, С.48].

Представляется, что система прав человека будет меняться в зависимости от условий их реализации. С приходом цифровых технологий возникают так называемые цифровые права.

Интернет уже стал новым средством массовой информации, но не только. Поскольку доступ к Интернету — это необходимое предварительное условие для использования всех возможностей сети массовой информации, он сегодня может рассматриваться как существенный аспект свободы человека, провозглашенной в ст. 1 Всеобщей декларации прав человека, поскольку блокирование доступа человека к Интернету представляет серьезное вмешательство в его свободу[1]. Причем исследователи наблюдают проблему не только, когда использование Интернета для политической критики сталкивается с репрессиями (как в Китае, Северной Африке, на Ближнем Востоке), но и когда отключение от Интернета происходит в качестве санкции за повторное нарушение авторских прав (Франция и Великобритания).

Право на свободу выражения мнения и право на доступ к информации, гарантированные ст. 10 Конвенции, ведут сегодня к оформлению права на доступ к Интернету. В мировой практике это происходит тремя путями:

1) Признания Интернета универсальной и общедоступной услугой (Эстония, Испания);

2) Закрепления права на доступ к Интернету в качестве конституционного права (Греция, Португалия);

3) Эволюция прав человека в цифровую эпоху и признания данного права высшими судами (Франция, Коста-Рика).

При этом в праве на доступ к Интернету следует различать, как минимум, право на подключение к Интернету, в рамках которого Интернет рассматривается как услуга, и право на доступ к информации в Интернете, включая право не быть отключенным от Интернета, т.е. запрет на незаконную блокировку сайтов. В целом же право на информацию посредством Интернета предполагает:

  1. Право на доступ к Интернету;
  2. Право не быть отключенным, право на свободный поиск информации;
  3. Право на безопасное использование Интернета;
  4. Право на защиту от нежелательной информации.

Однако в Интернете, важно провести разграничение между дозволением людям выражать все, что они думают, и мыслями, которые они не могут выражать свободно — это правило, без которого демократическое общество не могло бы существовать.

Человек, не имеющий доступ в Интернет, сегодня не может принимать участия в политической жизни, а значит, не может быть активным гражданином.

Статья 8 Конвенции «Право на уважение частной и семейной жизни» дала рождение праву на защиту персональных данных. Его активное развитие в цифровую эру привело к возникновению права на забвение (права физического лица требовать от оператора поисковой системы прекращения выдачи сведений об указателе страницы сайта в сети Интернет, позволяющих получить доступ к определенной информации о данном физическом лице). Право на забвение закреплено в законодательстве многих стран, в том числе России [2].

В зарубежных странах право на изображение именуется right of publicity (право на публичность). Оно выделяется из right of privacy — права на конфиденциальность (но в более широком понимании, чем в России). И если «right of privacy представляет собой комплекс неимущественных прав и благ, то, как признается многими, right of publicity выделилось из него в качестве комплекса имущественных прав» [5, С.61].

Как видим, основным источником цифровых прав является право на уважение частной жизни, но цифровые технологии оказали влияние и на другие фундаментальные права. Например, свобода выражения мнений, лежащая в основе права на доступ к Интернету, столкнулась с новыми способами борьбы с нелегальным содержанием (контентом), которые реализуются государством при участии частных субъектов. Свобода предпринимательства обогатилась правом на цифровое существование (право на доменное имя, право предоставлять услуги через Интернет, право на использование цифровых инструментов — реклама, криптография, электронные контракты, а теперь и смарт-контракты). Право на репутацию в современных условиях становится правом на цифровую идентичность.

Таким образом, в качестве цифровых прав человека можно назвать право на доступ к Интернету, право на забвение, право на защиту от нежелательной информации, как уже получившие законодательное закрепление в разных странах. На очереди признание и других прав.

В сфере обеспечения прав человека в Интернете, современное государство призвано решать три задачи:

1. Не препятствовать осуществлению прав человека через Интернет и не ограничивать их (например, не осуществлять цензуру);

2. Защищать законное использование информационно-коммуникационных технологий от кибератак со стороны третьих лиц;

3. Гарантировать и облегчать законное использование информационно-коммуникационных технологий (доступ малообеспеченных лиц к Интернету).

Говоря о цифровых правах человека, нельзя не отметить и проблемы терминологического характера. Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской  Федерации» в ГК РФ была введена ст. 1411, в соответствии с которой «цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу» [3].

Рассматривая цифровые проблемы современного общества, следует исходить из понимания того, что внедрение новых цифровых технологий не должно умолять существующие права и свободы человека и гражданина Российской Федерации.

Современная цифровая среда развивается хаотично, что порой приводит к ее непредсказуемости. Таким образом, невозможно полностью обезопасить права и свободы гражданина. Из-за большого количества различных платформ, приложений, устройств, которые разрабатываются миллионами самостоятельных «игроков», среди них появляются недостаточно профессиональные платформы. На сегодняшний день в цифровом пространстве существует множество мошенников и манипуляторов, которые могут воспользоваться «дырами» в целях кражи данных, денег и слежки.

Кроме того, цифровая среда значительно повышает шансы распространения криминала, а также облегчает задачу злоумышленникам, т.к. они получают постоянный и широкий доступ к жертвам. Законодательство РФ пока не успевает защитить граждан в области правового регулирования от такого цифрового криминала. Это можно увидеть на примере мошеннических звонков, поступающих почти каждому владельцу телефона с целью узнать данные банковского счета и украсть деньги.

Это далеко не полный перечень проблем, возникающих в процессе информатизации и цифровизации окружающего пространства. Все это создает риски для безопасности граждан. Именно защита прав и свобод человека должна быть целевым и ценностным ориентиром в цифровом пространстве. Необходимо разработать законодательство, которое позволит обеспечить защищенность граждан в цифровой среде. Для достижения данной цели необходимо решить комплекс задач, в который входит:

1. Модернизация законодательства по защите прав и свобод гражданина РФ в цифровом пространстве;

2. Создание новых моделей и механизмов их защиты, направленных на обеспечение их неприкосновенности и незыблемости;

3. Формирование и развитие цифровой грамотности граждан РФ.

Выполнение данных задач поможет уменьшить или предотвратить определенные риски по нарушению прав и свобод гражданина, а также создать необходимые правила для упорядочения цифрового пространства.

Цифровая трансформация оказывает непосредственное влияние на реализацию фундаментальных прав человека, а также способствует появлению новых. Существующее сегодня законодательство не в полной мере отвечает современным реалиям, поэтому нуждается в модернизации и систематизации.

Список литературы

  1. "Всеобщая декларация прав человека" (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).
  2. Федеральный закон от 13 июля 2015 г. № 264-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации” и статьи 29 и 402 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. № 29 (ч. 1). Ст. 4390.
  3. Федеральный закон от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ «О внесении изменений в части первую, вторую и статью 1124 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации».
  4. Лекторский В.А. Права человека в контексте глобализации // Всеобщая декларация прав человека: универсализм и многообразие опытов, 2016.
  5. Кротов А.В. Некоторые аспекты и особенности регулирования права на частную жизнь в формате интернет-пространства. Барнаул, 2015.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary