Общеобразовательные учреждения активно работают и совершенствуются путем введения Федеральных государственных образовательных стандартом (ФГОС ОО) и историко - культурного стандарта (ИКС). Стандарты направлены на эффективность обучения и достижение высоких результатов, а также развития предметных, метапредметных, личностных результатов. [1].
ФГОС третьего поколения направлен не только на формирование компетенций, но и на формирование определенных умений, которые подробно прописаны в стандарте. Компетенции играют важную роль в жизни учащихся, в современном информационном обществе, которое постоянно развивается.
Учебно-методический комплекс дает представление о эпохе Просвещения, даны хронологические рамки, термины, исторические источники, необходимые для изучения данного периода. Теме, которая нас интересует уделяется мало внимания, но данная тема помогает учителю очень эффективно развивать метапредметные связи и использовать на уроках в качестве источников художественную литературу, а также труды мыслителей Просвещения, чтобы обучающиеся понимали, как формировалась в обществе новая политическая культура путем Просвещения. Преподавание истории в школе напрямую зависит от использования исторических источников, художественных текстов, документов, мемуаров, способных в полной мере передать ученикам историческое прошлое разных эпох. Работа с историческими источниками весьма многогранна и основательна, так как помогает школьникам постигать азы исторической науки. А использование художественной литературы в ходе урока позволит сформировать навык работы с текстом, что является универсальным умением, необходимым во многих предметных областях. В ходе уроке можно раздать раздаточный материал, который содержит художественный текст и исторические источники, чтобы учащийся наиболее полно понял тему.
Данная тема сможет помочь обратить внимание учащихся на различия художественной литературы от исторического источника, который не содержит субъективной оценки автора, определенных литературных приемов, приукрашивающих действительность для остроты сюжета. Межпредметные связи с литературой и подробное изучение этого направления эпохи позволит дополнить рассказ учителя цитатами, эпитетами и описаниями, а также использование крылатых фраз и афоризмов. Художественную литературу можно использовать в изучении новой темы, уроке повторения, изученного материалы на закрепление учебного материала по эпохе Просвещения.
Источники с элементами художественной литературы отражают яркие моменты исторической действительности, передавая колорит далеких эпох. Работа с текстом — это обязательное умение, которое формируется практически на всех уроках. Обучающимся нужно правильно понимать текст, оценивать информацию в нем и не упускать важных деталей. Применимые в школьном курсе различные источники необходимо сортировать по доступности для усвоения учениками, подогревая их интерес к изучению курса.
При изучении истории в школьном курсе современные технологии позволяют использовать электронные курсы. Но использование электронных курсов по любой теме, это новая тенденция современного образования, которая помогает в формировании метапредметных УУД за счет включения разнообразных заданий в структуру курса. Учителя редко используют в своей работы электронные курсы, так как сталкиваются с рядом трудностей:
1) Недостаточный уровень ИКТ компетенций у учителей и учащихся;
2) Сложности в интеграции электронного курса в структуру урока;
3)Недостаточная развитость информационной инфраструктуры в учебных учреждениях;
4)Недостаток качественной литературы по вопросам создания электронных учебных курсов и внедрения их в рабочую программу по предметам С их помощью упрощается организация положенных элементов наглядности для ориентации детей в созданном информационном пространстве. Применение электронного курса на уроках истории облегчает процесс восприятия соответствующей учебной информации. Достоинствами от применения на школьных занятиях современных информационных технологий выступают:
— возможности адаптации учащихся к определенным условиям;
— побуждение интереса к учебе;
— разработка сочетаний различных программных средств;
Целесообразно использовать электронные исторические курсы в составе урока, но не заменять ими весь его ход. Такой подход снизит нагрузку на детей и облегчит усвоение ими учебного материала. Применение ИКТ на уроках истории помогает:
— организовывать новые формы деятельности учащихся;
— добиваться стабильных показателей результативности учебно-воспитательного процесса;
— оптимальным образом расходовать средства и силы учителя с целью получения положительных результатов учения;
— повысить качество знаний обучающихся с уровнем их воспитанности.
Приоритет проектных и исследовательских технологий в курсе изучения истории предполагает применение на уроках большого спектра исторических источников, которые не всегда есть в школьном библиотечном фонде. С помощью ИКТ (электронных учебных ресурсов) получается, справиться с данными трудностями, повысив информационную содержательность занятий. При этом удается не ограничиваться рамками школьного учебника, а значительно углубить и дополнить содержание.
Электронный курс позволяет учителю систематизировать материал по изученной теме, включить дополнительный материал в открытый информационный доступ, разработать ряд различных заданий, которые помогут сформовать необходимые компетенций и помочь в закреплении ранее полученных знаний. Передача знаний, благодаря электронным ресурсам проходит более эффективнее, так как их можно подстраивать под уровень знаний обучающегося, также появляется возможность построения индивидуализированной образовательной траектории. Структура электронных курсов построена по принципу получения знаний, плюс мгновенная проверка с получением быстрой обратной связи от системы. Благодаря наличию обратной связи есть возможность увеличить информационную глубину курса, добавив ссылки на дополнительные материалы в местах ошибок учащихся. Данный вид электронной наглядности позволяет педагогу логичным способом сконструировать объяснение в рамках урока нового материала. [1 С.122]. Использование имеющихся исторических источников, оформленных в формате электронных видеофрагментов способствует задействованию трех типов памяти у обучающихся и способствует развитию метапредметных УУД по любой теме. [2 С.129]
Список литературы
- Гузеев, В. В. Консультации: электронные ресурсы для образования / В. В. Гузеев, А. В. Дворецкая, Н. В. Новожилова, В. А. Петерсон, А. В. Рафаева // Педагогические технологии. –2017. – №3. – С. 115 - 125.
- Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко[и др.]; под науч. ред. В.И. Блинова. – М.: Издательство «Перо». – 2019. – 98 с.
- Жерлыгина С.П. Использование компьютерных технологий в преподавании истории //Преподавание истории в школе. – 2017. – №8. – С. 67-69.
- Игнатьева Е.Ю. О новой дидактической системе в информационной образовательной среде / Е.Ю. Игнатьева // Alma mater (Вестник высшей школы). – 2019. – № 6. – С. 21-26.
- Комарова, Н. И. Технические и аудиовизуальные средства обучения / Н.И.Комарова. – М., 2018.
- Лебедев О.Е. Отношения в системе образования:возможности управления / О.Е. Лебедев // Человек и образование.– 2020. – № 3. – С. 4-10.
- Малышев К.Б. Анализ ролевого репертуара педагога образовательного учреждения / К.Б. Малышев, О.А. Малышева // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2020. – №2 (95). – С. 190-199.
- Марголис А.А. Что смешивает смешанное обучение? / А.А. Марголис // Психологическая наука и образование. – 2018. – Т. 23. – № 3. – C. 5-19.