ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ НА СНЯТИЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

ВЛИЯНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ НА СНЯТИЕ АГРЕССИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

7

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (69), июнь ‘22

Дата публикации 13.06.2022

Поделиться

В данной статье рассматривается коррекционно-развивающая программа агрессивных проявлений младших школьников, ее суть, задачи и цели. Так же результаты исследования эффективности коррекционно-развивающей программы.

Актуальность данной проблемы определяется возросшим вниманием к недостаточному уровню развития универсальных учебных действий младших школьников со стороны педагогов, психологов, социологов и родителей.

За последнее время замечена тенденция по увеличению количества детей с нарушениями в поведении. В связи с этим, актуальным является вопрос о необходимости образования детей в условиях психологического сопровождения для сформирования необходимых универсальных учебных действий

Наиболее эффективным видом сопровождения являются программы, обеспечивающие такие направления работы, как коррекция, развитие и психологическая профилактика.

Суть и задачи коррекционно-развивающей деятельности психолога в образовании заключаются в приведении показателей психологического развития в соответствие с возрастной и индивидуальной нормой. Тем самым, как утверждает И. В. Дубровина [2] при определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, и ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Реализация потенциальных возможностей каждой возрастной стадии развития является основной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии на последующих возрастных ступенях.

Основная цель коррекционно-развивающей деятельности в пространстве нормального детства – способствовать полноценному психологическому развитию ребенка.

При определении целей и задач коррекционной работы необходимо учитывать возрастные особенности детей и ставить задачу, соответствующую  данному этапу онтогенеза. Реализация потенциальных возможностей развития на каждом возрастном этапе является основной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в дальнейшем онтогенезе.

Л.С. Выготский считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка.

Таким образом, психолого-педагогическая коррекция должна строиться на основе целенаправленного формирования психологических новообразований, соответствующих возрасту. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень [2, с. 6].

Коррекционная работа должна строиться как единая структура деятельности ребенка, вписывающаяся в его повседневную систему. В школьном возрасте формой коррекции является учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий.

Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер.

При коррекционной работе с агрессивным поведением нужно опираться на три основных фактора [5]:

1. Профилактическая работа для выявления и коррекции негативных проявлений в поведении детей.

2. Выявление подлинных причин поступков.

3. Коррекционная работа не с отдельным фактом, а изменение всей организации жизни детей.

Существует несколько подходов в психологии для коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста [3]:

1. Психодинамический; поведенческий; когнитивно-поведенческая терапия; арт-терапевтический.

В настоящее время существуют различные направления для эффективной коррекции агрессивного поведения. Для детей младшего школьного возраста самыми распространенными являются: телесно ориентированная терапия, арт-терапия, игротерапия [6].

Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться и с детьми, и с родителями.

С родителями работа ведется в двух направлениях: просветительская работа об агрессивном поведении ребенка и обучение эффективным способам взаимодействия с агрессивным ребенком.

Т.П. Смирнова выделила 6 ключевых блоков – 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу с агрессивными детьми [4]:

ï снижение уровня личностной тревожности;

ï формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;

ï развитие позитивной самооценки;

ï обучение ребенка реагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом;

ï обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом, своими эмоциональными состояниями, развитие контроля над деструктивными эмоциями;

ï обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.

Таким образом, все ранее упомянутое позволяет подобрать программы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, учитывая особенности данной работы, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Подобрана, адаптирована под условия исследования и реализована программа психокоррекции агрессивных проявлений младших школьников, автором которой,  является  О.В. Блескина [1].

Коррекционная работа и исследование ее эффективности проводились на базе общеобразовательной школы «Университетская» города Елабуги Республики Татарстан с обучающимися 4 «Б» класса. В план коррекционной работы были включены 12 детей «группы риска».

Формирующий этап состоит из 5 занятий, рассчитанных на 45 минут

Для выявления эффективности были использованы следующие диагностические инструментарии:

  • методика «Тест эмоций» Резапкиной Г;
  • методика «Кактус» М.А. Панфиловой.

В результате диагностики можно сделать следующие выводы:

В выборке респондентов,  до реализации программы было 26% (6 чел.) обучающихся с высоким уровнем агрессии, 26% (6 чел.) – со средним уровнем агрессии, респондентов с низким уровнем агрессии наблюдалось 48% (11 человек). После реализации программы психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников общий уровень агрессивности снизился: у 33%  респондентов (4 чел.) был средний уровень агрессии, низкий уровень – 67% (8 чел.), высокий уровень агрессии не наблюдался.

Получив общий результат по двум методикам можно сделать вывод, что у испытуемых наметилась динамика снижения уровня агрессии.

Анализ результатов показал, что после проведения коррекционно-развивающей программы агрессивного поведения у младших школьников, отсутствует высокий уровень агрессии, увеличился уровень «низкого» – 50% (6 чел.).

Коррекционно-развивающие программы оказывают благоприятное воздействие на снятие агрессивных проявлений младших школьного.

Необходимо заметить, что психологическая коррекция агрессивных проявлений должна носить комплексный системный характер. Работа с агрессивными проявлениями школьников должна быть направлена на преобразование перечисленных особенностей и на формирование положительного отношения к себе и окружающим.

Список литературы

  1. Блескина О.В. Программа психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников: [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 21.02.2022).
  2. Дубровина И. В., Андреева А. Д., Данилова Е. Вохмянина Т. В. Психокоррекциопная и развивающая работа с детьми : учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия. – 1998.
  3. Пузеп Л.Г. Агрессивное поведение младших школьников: психологические аспекты работы педагога / Л.Г. Пузеп, В.О. Кучкмова // Актуальные психолого-педагогические проблемы в науке и практике. – 2015. – С. 66-71. 9
  4. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 160 с. 13
  5. Фалибеда Т. Работа с агрессивными детьми в начальной школе / Т. Фалибеда, Т.В. Богуцкая // Психологическое здоровье и психологическая культура в современном российском образовании. – 2013. – С. 214-219. 15
  6. Якубенко О.В. Коррекция агрессивного и аутоагрессивного поведения младших школьников как условие их социализации в нестабильном мире / О.В. Якубенко // Человек и общество в нестабильном мире. – 2016. – С. 227-230. 18
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее