Актуальность данной проблемы определяется возросшим вниманием к недостаточному уровню развития универсальных учебных действий младших школьников со стороны педагогов, психологов, социологов и родителей.
За последнее время замечена тенденция по увеличению количества детей с нарушениями в поведении. В связи с этим, актуальным является вопрос о необходимости образования детей в условиях психологического сопровождения для сформирования необходимых универсальных учебных действий
Наиболее эффективным видом сопровождения являются программы, обеспечивающие такие направления работы, как коррекция, развитие и психологическая профилактика.
Суть и задачи коррекционно-развивающей деятельности психолога в образовании заключаются в приведении показателей психологического развития в соответствие с возрастной и индивидуальной нормой. Тем самым, как утверждает И. В. Дубровина [2] при определении целей и задач коррекции необходимо исходить из понимания той уникальной роли, которую играет данный конкретный период возрастного развития, и ставить задачу, адекватную потенциалу развития на данном этапе онтогенеза, ценности данного возраста в целостном поступательном процессе становления личности. Реализация потенциальных возможностей каждой возрастной стадии развития является основной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в развитии на последующих возрастных ступенях.
Основная цель коррекционно-развивающей деятельности в пространстве нормального детства – способствовать полноценному психологическому развитию ребенка.
При определении целей и задач коррекционной работы необходимо учитывать возрастные особенности детей и ставить задачу, соответствующую данному этапу онтогенеза. Реализация потенциальных возможностей развития на каждом возрастном этапе является основной формой профилактики возникновения отклонений или недостатков в дальнейшем онтогенезе.
Л.С. Выготский считал, что в качестве основного содержания коррекционной работы необходимо создание зоны ближайшего развития личности и деятельности ребенка.
Таким образом, психолого-педагогическая коррекция должна строиться на основе целенаправленного формирования психологических новообразований, соответствующих возрасту. Упражнение и тренировка уже имеющихся у ребенка психологических способностей не делает коррекционную работу эффективной, так как обучение в этом случае лишь следует за развитием, совершенствуя способности в чисто количественном направлении, не поднимая их на более перспективный качественный уровень [2, с. 6].
Коррекционная работа должна строиться как единая структура деятельности ребенка, вписывающаяся в его повседневную систему. В школьном возрасте формой коррекции является учебная деятельность, например с помощью метода поэтапного формирования умственных действий.
Очень важно, чтобы коррекция развития носила опережающий, предвосхищающий характер.
При коррекционной работе с агрессивным поведением нужно опираться на три основных фактора [5]:
1. Профилактическая работа для выявления и коррекции негативных проявлений в поведении детей.
2. Выявление подлинных причин поступков.
3. Коррекционная работа не с отдельным фактом, а изменение всей организации жизни детей.
Существует несколько подходов в психологии для коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста [3]:
1. Психодинамический; поведенческий; когнитивно-поведенческая терапия; арт-терапевтический.
В настоящее время существуют различные направления для эффективной коррекции агрессивного поведения. Для детей младшего школьного возраста самыми распространенными являются: телесно ориентированная терапия, арт-терапия, игротерапия [6].
Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться и с детьми, и с родителями.
С родителями работа ведется в двух направлениях: просветительская работа об агрессивном поведении ребенка и обучение эффективным способам взаимодействия с агрессивным ребенком.
Т.П. Смирнова выделила 6 ключевых блоков – 6 ключевых направлений, в рамках которых необходимо строить коррекционную работу с агрессивными детьми [4]:
ï снижение уровня личностной тревожности;
ï формирование осознавания собственных эмоций и чувств других людей, развитие эмпатии;
ï развитие позитивной самооценки;
ï обучение ребенка реагированию (выражению) своего гнева приемлемым способом, безопасным для себя и окружающих, а также отреагированию негативной ситуации в целом;
ï обучение ребенка техникам и способам управления собственным гневом, своими эмоциональными состояниями, развитие контроля над деструктивными эмоциями;
ï обучение ребенка конструктивным поведенческим реакциям в проблемной ситуации, снятие деструктивных элементов в поведении.
Таким образом, все ранее упомянутое позволяет подобрать программы коррекции агрессивного поведения детей младшего школьного возраста, учитывая особенности данной работы, возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Подобрана, адаптирована под условия исследования и реализована программа психокоррекции агрессивных проявлений младших школьников, автором которой, является О.В. Блескина [1].
Коррекционная работа и исследование ее эффективности проводились на базе общеобразовательной школы «Университетская» города Елабуги Республики Татарстан с обучающимися 4 «Б» класса. В план коррекционной работы были включены 12 детей «группы риска».
Формирующий этап состоит из 5 занятий, рассчитанных на 45 минут
Для выявления эффективности были использованы следующие диагностические инструментарии:
- методика «Тест эмоций» Резапкиной Г;
- методика «Кактус» М.А. Панфиловой.
В результате диагностики можно сделать следующие выводы:
В выборке респондентов, до реализации программы было 26% (6 чел.) обучающихся с высоким уровнем агрессии, 26% (6 чел.) – со средним уровнем агрессии, респондентов с низким уровнем агрессии наблюдалось 48% (11 человек). После реализации программы психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников общий уровень агрессивности снизился: у 33% респондентов (4 чел.) был средний уровень агрессии, низкий уровень – 67% (8 чел.), высокий уровень агрессии не наблюдался.
Получив общий результат по двум методикам можно сделать вывод, что у испытуемых наметилась динамика снижения уровня агрессии.
Анализ результатов показал, что после проведения коррекционно-развивающей программы агрессивного поведения у младших школьников, отсутствует высокий уровень агрессии, увеличился уровень «низкого» – 50% (6 чел.).
Коррекционно-развивающие программы оказывают благоприятное воздействие на снятие агрессивных проявлений младших школьного.
Необходимо заметить, что психологическая коррекция агрессивных проявлений должна носить комплексный системный характер. Работа с агрессивными проявлениями школьников должна быть направлена на преобразование перечисленных особенностей и на формирование положительного отношения к себе и окружающим.
Список литературы
- Блескина О.В. Программа психокоррекции агрессивного поведения у младших школьников: [Электронный ресурс]. URL: (дата обращения: 21.02.2022).
- Дубровина И. В., Андреева А. Д., Данилова Е. Вохмянина Т. В. Психокоррекциопная и развивающая работа с детьми : учеб, пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / под ред. И. В. Дубровиной. – М.: Академия. – 1998.
- Пузеп Л.Г. Агрессивное поведение младших школьников: психологические аспекты работы педагога / Л.Г. Пузеп, В.О. Кучкмова // Актуальные психолого-педагогические проблемы в науке и практике. – 2015. – С. 66-71. 9
- Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей / Т.П. Смирнова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2010. – 160 с. 13
- Фалибеда Т. Работа с агрессивными детьми в начальной школе / Т. Фалибеда, Т.В. Богуцкая // Психологическое здоровье и психологическая культура в современном российском образовании. – 2013. – С. 214-219. 15
- Якубенко О.В. Коррекция агрессивного и аутоагрессивного поведения младших школьников как условие их социализации в нестабильном мире / О.В. Якубенко // Человек и общество в нестабильном мире. – 2016. – С. 227-230. 18