Провокатором медико-социальные патологий связанных с когнитивными функциями мозга часто выступает цивилизация. В ее процессе стремительного развития возможно деструктивное влияние на психоэмоциональную сферу человека. Гормональные перепады, обусловленные генетической составляющей: «тинейджерские» срывы, послеродовая депрессия, климактерические расстройства, экономическая нестабильность, атака новых вирусов и бактерий, пандемии, все это нарушает внутреннее статус-кво. Потеря гармонии и внутреннего спокойствия из-за бурно изменяющейся реальности внешнего мира формирует у человека неврозы (беспокойство, раздражительность, стресс, депрессия), которые могут перерастать и в психозы (истерия, мании, аффекты) [1, с. 189]
В настоящее время востребована профессиональная деятельность психотерапевтов, психологических консультантов, тренинги и мастер-классы по выходу из таких состояний. Но превентивная терапия дает возможность опередить, предотвратить или снизить деструкцию психоэмоциональной когнитивной сферы посредством адаптации [2, с. 311]. Практикуется при этом использовать не только медикаментозное лечение, но и творения мировой художественной культуры. В данной статье хотелось бы остановиться на определенных полотнах известных живописцев.
Винсент ван Гог и его картина «На пороге вечности», 1890г. Данное произведение было создано в год, когда великий мастер подверг себя суициду. Пронзительная безвыходность, черная хандра казалось бы не оставила выбора автору. Но в тот же год рождается полотно "Ветви миндального дерева в цвету", причина в январе того же у великого мастера появляется племянник названный в его честь. Это как новый глоток жизни, как свежий живой росток засыхающего дерева. Эта картина и есть символ жизни, что в самой смерти заложена жизнь, это неразрывный круг бытия. На картине ветки миндаля в цвету, предвещают весну и рождение. Вообще творчество Ван Гога сродни кардиограмме сердца, резкое сокращение, подъем, экспрессия, выброс и неизбежное опустошение, отдых, уход в себя. Сжавшейся старик «на пороге вечности» поникшее, умирающее дерево, но с чудом продолжение жизни в племяннике.
Густав Климт "Три возраста женщины" 1905год написания. Язык любви не имеет громкости, он заключен в жесте, доступен и понятен каждому сущему. Полотно символично, это круговерть жизни, доминирующие акценты этого художника. Молодость, старость, антагонизм, который неизбежен, молодость предопределяет старость, она рождает старость. Молодая женщина со спящим ребенком на руках – одна из интерпретаций Мадонны, пропитанная сонной тихой гармонией. Профиль старухи, отчаяние и прикрытое лицо. Контраст жизненных фаз: благоденствие и целостность любви молодой женщины с ребенком и конфликтное восприятие реальности, отторжение стареющей человеческой плоти, в старухе. Уникальность этой картины в переплетении печали и радости. Три фигуры показали полный жизненный цикл женщины на земле. Беззаботную юность, умиротворенную зрелость и безысходную старость. Рождение это всегда радость, взросление, появление новых возможностей, развитие, ожидание чуда любви, трепет. Девочка становиться матерью и она способна пережить снова весь этот цикл, но уже в своем дитя. Магия старости заключена в способности сохранить эти воспоминания, и не позволить разрушить это тепло неизбежным дряхлением. Это полотно приковывает внимание людей, проникая в душу и заставляет его задуматься о глубоком смысле, который вложил в него художник. Язык любви для всех и для каждого, главное его не забыть с течением времени. Старость и молодость неразрывны и нуждаются в друг друге, это показано в картине.
Гастон Шессак "Фигура на голубом фоне" 1959год написания. Странная фигура, непропорциональная, казалось бы, должна отталкивать зрителя, но она наоборот заряжает оптимизмом. Никто не совершенен, идеальность это сродни «засушенной бабочке». В асимметрии и прячется искра жизни, непохожесть, уникальность. Восприятие человека обществом, это отражение восприятия его самим собой. Каждый сам выбирает страдать от несовершенства, или принять это несовершенство, как дар.
Гюстав Курбе "Морской пляж в Палавасе" 1854год написания. Что такое счастье? И как длительно оно остается с нами? Что рождает его в нас? Можно ли его удержать? Счастье порой это всего лишь мгновение, но оно способно остаться в нас воспоминанием, и быть лекарством от депрессии. Природа способна нивелировать депрессивные состояния пациентов [3, с. 112]. Сидение на берегу моря, шум моря, само море. На картине показан человек, который испытывает восторг, счастье от созерцания моря. Это могущество и сила природной стихии потрясает, каждая клетка наполняется адреналином и эндорфинами, жизнь снова обретает смысл. Прогулки по морскому песку являются псаммотерапией.
Таким образом, подход к психотерапии в XXI несколько изменился, дополнился [4, с. 289]. И в наступившем веке по-прежнему актуально точное высказывание Сократа, которое определяет связь медикаментозного лечения и психотерапии: «Как нельзя приступить к лечению глаза, не думая о голове, или лечить голову, не думая о всем организме, так же нельзя лечить тело, не леча душу».
Список литературы
- Арндт П. Психосоматика и психотерапия: Справочник / П. Арндт. - М.: МЕДпресс-информ, 2014. - 368 c.
- Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия: учеб. пособие/ Р. Кочюнас. - М.: Академический проект , 2010. - 463 c.
- Роут Ш. Психотерапия: искусство постигать природу / Ш. Роут. - М.: Когито-Центр, 2002. - 346 c.
- Брэзиер Д. Карл Роджерс и его последователи: психотерапия на пороге XXI века. / Д. Брэзиер. - М.: Когито-Центр, 2005. - 315 c.