ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОРТАЛОМ «ГОСУСЛУГИ»

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ГРАЖДАНСКОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА НА ПРИМЕРЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОРТАЛОМ «ГОСУСЛУГИ»

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

2

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (69), июнь ‘22

Дата публикации 11.06.2022

Поделиться

Актуальность проблемы заключается в глобальном процессе (информатизация), который затронул все сферы общества, в том числе и сферу гражданского судопроизводства. В статье рассматриваются положительные аспекты портала государственных и муниципальных услуг в гражданском судопроизводстве, новые изменения законодательства, а также риски при использовании портала «Госуслуги»

С приходом технологий в жизнь человека, становится актуально и их применение в различных сферах, одна из которых- это судебная система. В связи с этим возникает вопрос об их функционировании и применении в сфере гражданского судопроизводства. Рассмотрим данную тематику и проблемные аспекты на примере возможности сайта "Госуслуги"(далее портал государственных и муниципальных услуг ПГУ).

Согласно новым изменениям от 01.02.2022 в гражданском процессуальном законодательстве, ПГУ может активно привлекаться в гражданском процессе. Новые изменения коснулись ряда статей, например, согласно статье 117 ГПК РФ теперь стало возможным получать извещения посредством портала государственных услуг. Данная статья гласит, что лица, участвующие в деле считаются извещенными надлежащим образом, если имеются доказательства доставки судебного извещения посредством единого портала государственных и муниципальных услуг участнику процесса, давшему согласие на едином портале государственных и муниципальных услуг на уведомление посредством единого портала государственных и муниципальных услуг. Данная возможность является исключительно правом человеком, поэтому извещение посредством портала может не производиться. Процедура получения извещения данным образом во многом сократит время на доставку уведомления, что является положительным фактором в данной сфере. Информационные технологии давно затронули различные сферы жизни и деятельности общества, в том числе и судебную сферу, возможность применения технологических новшеств в большей степени играет положительный аспект, сокращает время и упрощает ряд процедур. Например, в соответствии со статьёй 3 ГПК РФ, исковое заявление, заявление, жалоба, представление и иные документы в электронном виде могут быть поданы участником судебного процесса посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Это наглядно показывает, что процедура подачи иска во многом упростилась и стала наиболее удобной, поскольку есть возможность подать исковое заявление находясь в другом городе, также на данном портале предоставляется возможность оплаты госпошлины при подаче искового заявления. Другим плюсом является возможность отслеживания статуса заявления. Не нужно ждать оповещения, а можно самому просматривать стадии движения иска, в том числе при обнаружении ошибок можно быстро их подправить.

Но помимо плюсов, есть и минусы, один из которых это технические сбои ПГУ. К сожалению, сервисы подачи онлайн-обращений не идеальны, помимо технических сбоев, которые затрудняют работу, существует и множество проблем из вне. Так, согласно данным зафиксировано масштабное количество кибератак. На 26 февраля 2022 года зафиксировано более 50 DDoS-атак мощностью более 1 Тбайт, а также ряд профессиональных целевых атак на портал государственных услуг. Все атаки успешно отражают специалисты центра безопасности. Это показывает, что использование информационных сетей не так безопасно, помимо этого, как отмечают эксперты, многие личные кабинеты могут взламываться и вся находящаяся информация может попасть в руки злоумышленников. Так, в даркнете (теневой интернет, скрытая группа веб-сайтов, доступная только через специализированные браузеры) зафиксировали рост продаж учетных записей по цене около 40 тыс. рублей за «новый» и 4–5 тыс.рублей за «использованный» профиль. Всё это носит негативный характер, поэтому предоставляя возможность гражданам получать судебные извещения и подавать иски подобным образом, необходимо обезопасить их от возможных проблем. Например, повысить контроль за работой ПГУ и улучшение программного обеспечения.

В целом, введение возможности взаимодействия с порталом государственных услуг, на мой взгляд является положительным аспектом, большая часть людей уже давно пользуется порталом государственных и муниципальных услуг, оплачивает коммунальные счета и получает выписки из больниц. Процедура подача искового заявления во многом упрощена, это сократит время на его предоставление непосредственно в суд, поскольку часто исковое заявление отклоняют на основаниях, предусмотренные в статье 135 ГПК РФ. Поэтому используя портал государственных и муниципальных услуг, предоставляется возможность исправить это сразу, имея прямой доступ к сети. Также упрощается процедура судебного извещения, что во многом сократит время на рассылку уведомлений, тем самым соблюдая принцип разумного срока.

Подводя итоги, стоит сказать, что внедрение информационных технологий в деятельность гражданских судов имеет по большей части положительное влияние, поэтому необходимо и дальше усовершенствовать данную возможность, поскольку в век цифровых технологий использование новшеств помогает в осуществлении правосудия.

Список литературы

  1. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 10.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2022) //Собрание законодательства РФ 18.11.2002. N 46. ст. 4532.
  2. Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации [Электронный ресурс] //  https://digital.gov.ru/ru/ (дата обращения: 06.04.2022).
  3. Текст: Мария Фролова. Тянут на себя: мошенники взламывают аккаунты россиян на «Госуслугах» 27 августа 2021 [Электронный ресурс] //  https://iz.ru/1212455/mariia-frolova/tianut-na-sebia-moshenniki-vzlamyvaiut-akkaunty-rossiian-na-gosuslugakh (дата обращения: 06.04.2022).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее