Современные методы реконструкции застройки с объектом культурного наследия (на примере здания управления владикавказской железной дороги в городе ростове-на-дону)

Современные методы реконструкции застройки с объектом культурного наследия (на примере здания управления владикавказской железной дороги в городе ростове-на-дону)

В статье рассмотрены  актуальные вопросы, связанные с применением современных методов реконструкции застройки территории, на которой расположены объекты культурного наследия с учетом окружающей исторической застройки на примере Здания управления Владикавказской железной дороги в городе Ростове-на-Дону, установленных зон охраны объектов культурного наследия, зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности и действующего законодательства; подготовлены рекомендации по внесению изменений в действующее законодательство в целях выполнения работ по градостроительной реконструкции с применением методов «подземной урбанистики» и «невидимой архитектуры».

Авторы публикации

Рубрика

Архитектура, дизайн, строительство

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (69), июнь ‘22

Дата публицакии 10.06.2022

Поделиться

Сохранение архитектурного наследия в городских пространствах является одной из важных задач современного общества.  Среди мер, направленных на обеспечение его физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности,  выделяют консервацию, ремонт, реставрацию и приспособление объектов культурного наследия для современного использования. Сохранение объектов культурного наследия в максимально достоверных формах, особенно в городском пространстве, является одним из приоритетных направлений современной музеефикации. В настоящей статье рассмотрены современные методы реконструкции застройки территории, на которой расположены объекты культурного наследия, на примере Здания управления Владикавказской железной дороги в г. Ростове-на-Дону и других находящихся на данной территории объектов культурного наследия.

Застройка современной Театральной площади  велась на границе двух городов Ростов-на-Дону и Нахичевань-на-Дону (впоследствии Пролетарский район современного г. Ростова-на-Дону), в связи с чем, площадь является знаковым местом, объединившим два города: город Ростова-на-Дону и город Нахичевань-на-Дону.

  Театральная площадь имеет открытую планировку в сторону поймы реки Дон и ограничена по периметру разновысокими монументальными зданиями (управленческого – здание Управления железной дороги, культурно-исторического, общественно-делового и жилого назначения), стелой с паузами террас, парковыми партерами и оградами). 

  Архитектурный ансамбль Театральной  площади включает в себя: здание Управления железной дороги, драматический театр имени М. Горького, мемориальный комплекс «Стела», жилой дом, группу фонтанов и колесо обозрения. Здания разные, но объединены свободным пространством, озеленением и приглушённой серовато-серебристой палитрой, а также масштабом нижнего уровня цокольной части и 1-2 этажей.

  Актуальность исследования связана с решением значимой проблемы сохранения исторически сложившейся среды в условиях развития района центральной Театральной площади города Ростова-на-Дону и необходимости размещения в нем новых представительских, коммуникационных, жилых и общественных функций.  Существует объективная необходимость обобщения (выявления) нормативно-правовых и техническо-информационных принципов и методов обеспечения устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и сохранения исторической застройки (фоновая застройка и объекты культурного наследия) при реконструкции городских территорий в современных условиях.

  Сохранение объектов культурного наследия - памятников архитектурного наследия в целом и объектов недвижимого имущества в частности, является важнейшим аспектом проектной деятельности в историческом центе города. Территория центра развивается, провоцирует вопросы, связанные с необходимостью реконструкции и приспособления городской среды. Однако, вопросы сохранения объектов культурного наследия касаются не только самих объектов культурного наследия, их эксплуатации, реконструкции и реставрации, но также и сопутствующих зданий и благоустройства, попадающих в зоны их охраны и прилегающих территорий.

   Осуществление градостроительной деятельности с соблюдением основополагающих принципов градостроительного законодательства, возможно только при наличии комплексного подхода к развитию городской среды в охранной зоне и зоне регулируемой застройки.  Разработка качественной градостроительной документации с учетом экологических, экономических, социально-культурных, охранных, инженерно-технических и иных факторов, учитываемых при осуществлении реконструктивной градостроительной деятельности и сокращение сроков ее разработки, очень важно в современной архитектуре.

  Для реализации комплексного подхода и разработки комплексного проекта необходимо использование как существующих информационных баз данных об объектах градостроительной деятельности, так создание дополнительных информационных баз (для реализации конкретного проекта реконструкции района Театральной площади потребуется сбор исходных данных и создание условно индивидуальной базы данных, собранных именно о данном объекте).   

  Любая деятельность по строительству, реконструкции конкретного объекта или территории начинается со сбора исходных данных, включая правовую и градостроительную информацию (документацию), ее систематизацию, обобщение и анализ, принятие решения о необходимости выполнения тех или иных обследований, изысканий, экспертиз и т.п., разработке проектных решений (концепций) на основе полученных данных, их утверждение Заказчиком, после чего архитектор сможет приступить к  разработке непосредственно проектной документации.

При реконструкции исторической застройки охранной и регулируемой зон следует учитывать потребности и потенциал развития территории. Современные методы реконструкции городского пространства с объектами культурного наследия, связанны с вовлечением памятников в гражданский оборот, позволяют достичь поставленных целей.

  Проблемы выявляются посредством проведения правового, архитектурного и градостроительного анализа, включая сферу разработки документации по планировке территории исторического центра, является одним из важных вопросов в сфере градостроительной и архитектурной деятельности. При решении вопроса о степени свободы применения современных методов реконструкции исторической застройки важным является изучение предмета охраны объекта культурного наследия.

  Разработка комплексных рекомендаций для развития территории с повышенной исторической и архитектурной ценностью (с объектами культурного наследия) является залогом успешной градостроительной деятельности.

  Настоящее исследование основано на общепринятых положениях градостроительства и архитектуры, касающиеся  работы с архитектурно-исторической средой, включая объекты культурного наследия, при реконструкции исторического центра. Источниками получения информации также являются: градостроительное законодательство, включая материалы градостроительного планирования и градостроительного зонирования, в том числе Генеральный плана г. Ростова-на-Дону, документации по планировке территории (проекты планировки и проекты межевания),  Правила землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону; информационные ресурсы: официальные сайты Администрации Ростовской области, Администрации г. Ростова-на-Дону и отраслевых функциональных органов и организаций; геоинформационные системы, информационная система обеспечения градостроительной деятельности г. Ростова-на-Дону, карты; а также методические документы, научные труды, статьи, а также информационные базы, включая данные Правительства Ростовской области, Комитета по охране объектов культурного наследия Ростовской области и др.

  Важную роль в исследования играет анализ и обобщение истории формирования и развития застройки  территории современной Театральной площади в г. Ростове-на-дону в конце ХIХ  начале ХХ веков.  Создание здания Управления Владикавказской железной дороги в г. Ростове-на-дону и исторически связанной с ним территорией окружающей застройки. Этапы трансформации утилитарного наполнения, зонирования, статуса застройки и благоустройства рассматриваемой территории. Итоговая современная ситуация, а также изучение Российский и зарубежных аналогов.

  Необходимо сохранение  масштабных связей доминирования здания управления Владикавказской железной дороги, а также театра им. М.Горького, стелы во внутренней и внешней панорамах города.

  Использовать возможности рельефа, строения ландшафта, геопластики, «невидимой» архитектуры, подземной урбанистики в районе регулирования реконструктивного вмешательства. Это поможет сохранить баланс новых объёмов и площадей  развивающейся территории с традиционной планировкой и признанными символами архитектурного облика столицы Южного региона.

  Для этого следует решать определённые задачи: соблюдать соответствующие дистанции, выделять  силуэты доминирующие в исторической панораме, ограничить высотность нового строительства,  выдерживать пропорциональность членений объёмов в условиях дневного и ночного освещения, соблюдать достоверность цветового облика исторической и стилевой полихромие господствующего здания объекта культурного наследия и фоновой застройки.

  Стилистика облика современных зданий в среде регулируемых зон исторического центра города определяется тремя вариантами реконструктивного вмешательства в регулируемую зону:

  - имитация облика, формы, материалов, цвета аутентичной исторической среды охранной и регулируемой зон; двойные фасады;

  - создания «облика невидимой» архитектуры (invisible architecture) из многослойного стекла (зеркального, прозрачного, матового) триплекса в «складках» зданий и ландшафта зоны регулируемой застройки;

  - использование подземной урбанистики, не имеющей внешнего облика.

  С точки зрения сохранения исторической достоверности среды и ясности последующей атрибутации малых объектов наиболее удачными решениями при реконструктивном вмешательстве в регулируемой зоне застройки следует выдерживать в стилистике «невидимой архитектуры» и подземной урбанистики.

  Для обеспечения фактической реализации данных методов необходимо внести соответствующие изменения (уточнения) в действующее законодательство, регулирующее вопросы градостроительной деятельности в части обеспечения возможности и условий реализации  подземной урбанистки с учетом существующих ограничений. Необходимо детально и четко регламентировать случаи и условия реализации «подземной архитектуры» в зонах охраны объекта культурного наследия, закрепив возможность осуществления строительной деятельности в целях развития подземной урбанистики.

В ходе исследования были выявлены условные минусы  территории Театральной площади и окружающей ее застройки для обеспечения ее функционирования и развития как главной городской площади: - территория, прилегающая к стеле, мало озеленена; - нет места, где можно укрыться от осадков, ветра или солнца;  -  неуютные элементы благоустройства на прилегающей к стеле территории; - используется по назначению достаточно редко (праздничные дни, концертные, спортивные мероприятия); - нет современного оборудования и технологий, которое могло бы привлечь молодежь (спортивные открытые площадки современные объекты торговли, сервиса, культуры, рекреации и спорта, а также места приложения труда к основным массивам селитебных территорий, в том числе и на периферии города). Для реконструкции территории южнее площади: - отсутствие достаточного финансирования, которое могло бы позволить выполнить реконструкцию южной территории и обеспечить реализацию разработанной градостроительной концепции и обеспечить ей выход к реке (помимо непосредственных затрат по строительству, необходимы затраты по расселению собственников земельных участков, попадающих в зону застройки); - наличие  таможенного терминала и действующего порта в месте выхода к р. Дон, также тормозит развитие данной территории, поскольку его перенос  другое место затруднителен; городские власти сообщали уже о намерении выкупить данный земельный участок  для муниципальных нужд.

В  результате проведенного градостроительного и нормативно-правового анализа исследуемой территории с учетом исторических, культурных, социальных, экономических, природных, техногенных, экологических и  иных имеющих значение факторов, можно сделать выводы о необходимом развитии данной территории. Под развитием здесь следует понимать не только ее возможную застройку, перестройку, но и сохранение основных объемно-планировочных решений самой площади.  Логично было бы разработать и утвердить документацию по планировки территории (проект планировки и проект межевания территории), что позволило бы закрепить основные направления развития планировочной и функциональной структуры данной территории. Территория имеет сложный рельеф с уклоном в южном направлении, что обусловлено ее расположением вдоль реки. При разработке документации по планировке территории необходимо выполнить соответствующие инженерные изыскания в целях защиты  от подтопления, затопления и других факторов окружающей среды.

Законодательная база в сфере охраны объектов культурного наследия, включая изменения, вносимые в ФЗ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и, как следствие, появление вопросов в сфере правоприменительной практики, требующих проведения правового анализа действующего законодательства, включая местные нормативно-правовые акты; их систематизация и предложение конкретных правовых, экономических и проектных решений.

Предложения по реконструкции исследуемой территории путем ее застройки от ул. Закруткиной вниз к ул. Береговой и ниже к реке Дон были представлены еще в 1970 х годах.  Создание единой архитектурно-ландшафтной композиции заманчиво и безусловно красиво на представленных проектных предложениях, однако реализация такого масштабного проекта представляется затруднительной с финансовой точки зрения.

  Как уже указывалось, целесообразно разработать и утвердить документацию по планировке и межеванию данной территории. Это позволило бы обеспечить необходимые расчетные показатели обеспечения территории объектами социально-культурного назначения (включая школы, детские сады, поликлиники), сохранить необходимую для данной территории зеленую зону, путем устройства скверов и парков,  обеспечить необходимое количество парковочных мест, то есть организовать территорию общего  пользования, сформировав и поставив образуемые земельные участки на кадастровый учет. Как показывает практика, передача территорий общего пользования на баланс МКУ, занимающихся благоустройством территорий, создает определенные препятствия к их ненадлежащему использованию и «растаскиванию» застройщиками. Необходимо также утвердить градостроительную концепцию развития данной территории, что исключило бы произвольное изменение документации по планировке территории и не позволило бы застройщикам, используя правовые лазейки, размещать так называемую «точечную» застройку (высотное «элитное» жилье вдоль реки или с видом на нее), разрушая весь градостроительный ансамбль, застраивая территорию общего пользования.

  Выполнить работы по переносу портовых территорий, которые прерывают связь центра с рекой, согласно положениям Генерального плана          г. Ростова-на-Дону. В отличие от аналогичных городских пространств, например в г.  Хабаровске или г. Самаре, имеющих практически непосредственный выход к реке, в г. Ростове-на-Дону, театральная площадь достаточно удалена от реки Дон и застроена малоэтажной жилой застройкой, что также тормозит реконструкцию данной территории.

  По мнению автора исследования, для привлечения внимания к таким важным и знаковым местам, прилегающую территорию «оживить», сделав ее интересной для горожан и  туристов, то есть следует вовлечь ее в более активную повседневную жизнь путем строительства современных объектов (торговли, культуры и спорта, сервиса, рекреации, возможно объектов делового управления), обеспечив безапелляционное сохранение объектов культурного наследия;

  Активно в этом процессе следует использовать особенности рельефа и подземные пространства; при этом следует рассмотреть возможность объединить существующие доминанты различного функционального назначения между собой подземными переходами таким образом, чтобы безопасно пересекая площадь можно было пройти через музей воинской славы или музей железной дороги.

   Сохраняя объекты культурного наследия, активно включать их в гражданский оборот,  предоставляя им новое функциональное назначение.

Необходимо также сохранять и модернизировать существующие парки и дополнительно с учетом особого правового режима существующих памятников, выполнить работы по дополнительному озеленению части рассматриваемой территории.

  Важным  также является обеспечение условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений, муниципальных округов или городских округов; в настоящее время таких мероприятий на исследуемой территории не достаточно.

  В результате исследования автор приходит к выводу о необходимости и возможности использовать уже имеющийся ценный опыт подземной урбанистики, «невидимой архитектуры» и зданий с двойным фасадом в решении вопросов сохранения своеобразия исторического наследия архитектуры столицы Южного региона.  Данная стратегия поддерживает статус и коммерческую привлекательность  территории исторического центра Ростова-на-Дону, как современного города.

  Следует сохранить существующие масштабные связи доминирования здания управления Владикавказской железной дороги в г. Ростове-на-Дону (и театра им. М. Горького, стелы) во внутренней и внешней панорамах города. Использовать возможности рельефа, строения ландшафта, геопластики, «невидимой» архитектуры, подземной урбанистики в районе регулирования реконструктивного вмешательства. Это поможет сохранить баланс новых объёмов и площадей развивающейся территории с традиционной планировкой и признанными символами архитектурного облика столицы Южного региона.  Также можно прибегнуть к набирающей обороты технологии «двойного фасада».

Изначально в городе Ростове-на-Дону принципы освоения пространства сводились к освоению определенной территории, ограниченной историческим кварталом города или иными градостроительными и архитектурными элементами. Каждому такому элементу присущи индивидуальные параметры и характеристики, обусловленные историческими фактами (временем их создания, функциональной задачей, экономическим укладом, финансированием, рельефом участка, статусом территории, архитектурным стилем и манерой автора, и т.п.). Периметральный характер застройки  сохраняется и в настоящее время.  Впоследствии в формировании пространства  играли роль  законы военного и послевоенного времени (период быстрого восстановления в масштабах всей страны).

  На современном этапе появилась потребность реконструкции исторического центра и внедрения в него современных функций, удобств, технологий зданий. Отсутствие единой градостроительной концепции застройки охранных и регулируемых зон ОКН исторических территорий в центральной части города Ростова-на-Дону, утвержденной и закрепленной на законодательном уровне, привело к возможности их точечной застройки.

  Точечная застройка не учитывает особенности достоверной исторической архитектурной среды и ставит своей целью извлечения максимальной выгоды для застройщика, то есть строительство на земельном участке максимально возможного количества «квадратных метров»  и получение максимально возможной прибыли.

  Исторические квартал, в котором находится здание управления Владикавказской железной дороги в г. Ростове-на-Дону, равно как иные исторические кварталы города уникальны. В связи с чем,  рассматривать застройку отдельного земельного участка в отсутствии концепции (плана) развития целого квартала не имеет смысла и будет иметь разрушающее значение для  исторической городской среды.  При этом урегулировать такую проблему возможно утвердив конкретные требования. При отсутствии у города возможности выполнить данную работу единым массивом (ввиду финансовых, политических и иных факторов), предлагается внести обязанность для застройщика, принявшего решение выполнять те или иные работы по строительству  и(или) реконструкции объекта в конкретном историческом квартале в обязательном порядке выполнить работы по разработке документации по планировке территории и разработке градостроительной концепции развития (застройки) данного квартала с установлением конкретных требований к его застройке. Данная концепция должна быть утверждена местным нормативным правовым актом. Похожие условия уже внесены в Правила землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону, однако не получили пока конкретной реализации.  Ни одна из упомянутых в Правилах градостроительных концепция по состоянию на 30.05.2022 года не утверждена.

На сегодняшний день согласно ч. 1 ст. 14 «Порядок регулирования вопросов архитектурной среды города Ростова-на-Дону» Правил землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону «регулирование вопросов архитектурной среды города Ростова-на-Дону осуществляется в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами, решениями Ростовской-на-Дону городской Думы, постановлениями Администрации города Ростова-на-Дону и градостроительными концепциями после их принятия. Для разработки градостроительных концепций обязательно привлечение экспертного сообщества и общественности города Ростова-на-Дону.

  Более того, спорным представляется привлечение общественности, поскольку, при условии обязательного привлечения экспертного сообщества, мнение общественности в застройки  может лишь затянуть процесс согласования на уровне: «нравится»/«не нравится».  Между тем, мнение общественности должно иметь рекомендательный характер, в том случае, если документация по планировке территории уже разработана, а концепцию предстоит подготовить и утвердить.  Также следует включить в число обязательных требований разработку градостроительной концепции реконструкции (застройки) квартала города с участием проектных организаций, имеющих специалистов в области градостроительства и если речь идет о работе с объектами культурного наследия и в их зонах охраны, то лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности.

  Таким образом, действующими Правилами землепользования и застройки г. Ростова-на-Дону установлены зоны градостроительного регулирования, для которых предусмотрена обязательная разработка и утверждение градостроительных концепций, не принятых в настоящее время, что делает данные положения закона декларативными.

  Обязательная разработка документации по планировке территории установлена только для некоторых территориальных зон для видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, соответствующих кодам 2.5. и 2.6. (многоэтажная и среднеэтажная застройка), а также для Левобережной части города.

  Также следует отметить, что в городе уже не первый год предпринимаются попытки  разработать, согласовать и утвердить проект объединенной зоны охраны исторического центра города Ростова-на-Дону (от проспекта Сиверса до улица 33-я Линия и от улицы Береговой до улицы Красноармейской).  Ведутся  активные  споры об этажности, об используемых материалах, о возможности нового строительства или реконструкции существующих объектов. Предложенный в августе 2020 года проект был отклонен. Планируется его доработка или подготовка нового проекта.

  Представляется, что утверждение объединенной зоны охраны  в таких значительных границах нецелесообразно  и может отрицательно сказаться на состоянии городской среды, поскольку может лишить многие кварталы их самобытности и индивидуальности.   Наиболее исполнимой была бы  разработка градостроительной и архитектурной концепции одного или нескольких городских кварталов и утверждение документации по планировке территории исторического центра лицом, принявшим решением выполнении проектных и строительных.  При таком варианте, не требуется привлечение бюджетных средств, так как в инициативном порядке данные работы будут выполнены силами и за счет средств застройщика (заявителя). Сохраняется процедура утверждения градостроительной концепции решением Ростовской-на-Дону городской думы с учетом мнения ДАиГ г. Ростова-на-Дону и Градостроительного совета города сохраняется.

Ошибочной будет являться дальнейшее «поощрение» пообъектной (точечной) застройки исторического центра, без учета окружающей застройки.

Необходимо отметить, что для реализации задач по реконструкции исторического центра с сохранением исторической самобытности кварталов, важным будет являться развитие транспортной и инженерной инфраструктуры. Фактически центр «задыхается» от отсутствия возможности развития транспортной инфраструктуры, дефицита школ, детских садов, парковых зон и открытых пространств для отдыха и занятий спортом.

Застройка исторического центра без решения транспортного вопроса  невозможна. Необходимо установить территории, на которых будут размещены  подземные и (или) надземные парковки, а также иные объекты социально-культурного, образовательного, спортивного и иного назначения.  Некоторые территории исторического центра, такие как театральная площадь (непосредственно) вообще не подлежат застройке.  Некоторые кварталы нуждаются в сохранении одного или нескольких объектов культурного наследия, при этом, предполагают возможность нового строительства или реконструкции.  Рассматривать данные вопросы следует комплексно.  Решением данной проблемы может  послужить подземная урбанистика.  Начать следовало бы с реализации утвержденной документации по  планировке и межеванию территории по строительству метро.

  В целом развитие исторического центра не может протекать отдельно от других частей города. Наступил новый этап трансформации, требующий выполнения единого комплекса задач:

  - трансформация  исторического центра и вовлечение его в современный оборот, его приспособление и оживление, установление новой функции, но в тоже время сохранение особенностей городской среды;

  - комплексное решение вопросов застройки исторического центра, в целях исключения конфликта «старой» и «новой» застройки,  обеспечение их сочетания;

  - установление определенной степени свободы деятельности на исторических территориях, что связано не только с объектами культурного наследия, но и иными ограничениями, установленными действующим законодательством;

  - уход от «точечной» застройки;

- обеспечение доступности к историческому центру, как транспортной, так и пешеходной; устройство парковок и парковочных мест; реконструкция существующих парков, внедрение в них современных технологий, для чего необходимо в том числе «вмешательство» городских властей и обеспечение соответствующего финансирования.

Список литературы

  1. Есаулов Г.В. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону/ Черничина В.А.– Ростов-/Д.,: Изд-во ИПФ “Малыш” 1999. – 288 с.
  2. Сидоренко В.Т. Путешествие в историю Северо-Кавказской железной дороги. 1860-1920. – Ростов-/Д.,: Изд-во «Литер-полис» 2017 – 324 с.
  3. Есаулов Г. В.‚ Черницына В.А. Архитектурная летопись Ростова-на-Дону. Ростов-на-Дону. Ростов-на-Дону, 1999 г.
  4. Усачева Л.И. Ростов-на-Дону. – Ростов-на-Дону, Изд.: «Донской издательский дом», 2006 г.
  5. «Постройка дома Управления дороги», подготовленная Обществом Владикавказской железной дороги в 1915-1916 гг. (Дорожная библиотека Управления СКЖД в г. Ростове-на-Дону, не издавалась);
  6. Лобжанидзе В., Лаптев Г.‚ Кустов В. Путешествия по старому Ростову. Часть I. Ростов-на-Дону, 1997 г.;
  7. Чалхушьян Г. Х. История города Ростова-на-Дону. – Ростов-на-Дону, 1893 г.
  8. Ильин А. М. История города Ростова-на-Дону: очерк с рисунками в тексте;
  9. Бибиков Ю.А. Улицы Ростова-на-Дону. Люди. События. Пролетарский район. – Ростов-на-Дону, Изд.: «Папир плюс», 2009 г.
  10. Смирнов В.В. Театральная площадь.– Ростов-/Д.,: Изд-во ЗАО «Книга» 2008. – 272 с.
  11. ФЗ № 73-ФЗ от 25.06.2002 «Об Объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ»
  12. "Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.08.2020), далее «ГрК РФ»

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary