Современный менеджмент не имеет точных рецептов правильных решений, не может основываться на жестких схемах управления, потому что система управления – это скорее философия управленческой деятельности, система взглядов и приемов исследования, познания экономических явлений, решения управленческих задач, достижения поставленных стратегических целей. Менеджмент сегодня – это целый комплекс мероприятий, основанный на системе идей, методов и моделей эффективного управления организацией. Понятия «системный анализ», «системный подход», «системное исследование», «системное моделирование» и т.п. стали результатом труда огромного числа ученых, экономистов и управленцев, и не только их. Эта терминология родилась примерно во второй половине XX в., в период расцвета управленческой науки и появления самого понятия «менеджмент».
Впервые упоминание о системном анализе появилось в 1948 г. в разработках корпорации RAND. В Россию термин пришел после перевода и распространения книги С. Оптнера «Системный анализ деловых и промышленных проблем» и сегодня признается одним из самых перспективных и значимых направлений в системных исследованиях. Тем не менее нельзя сказать, что до появления определения системного анализа – это понятие отсутствовало.
Можно проследить наличие системности в трудах Евклида, И. Кеплера, К. Маркса, Ч. Дарвина, Н. Лобачевского, Д. Менделеева и других великих ученых прошлого. Дело в том, что необходимость изучать природные и иные явления целесообразно с соблюдением законов и правил логического мышления в совокупности с их средой, признавая существование связей. Именно такой метод и является признанным методологическим принципом научного познания, тем, что мы обычно называем здравым смыслом. Исследуя историю возникновения и развития термина «системный анализ» и системных представлений в обществе, следует остановиться на том, что в принципе процесс познания тоже является системным, как и получаемые знания.
Одним из первых ученых, поднявших вопрос о необходимости введения научного подхода в управлении сложными системами, был физик французского происхождения – А.Ампер. Занимаясь деятельностью по классификации существующих в то время наук, Ампером была обособлена наука государственного управления, названная им кибернетикой. Помимо Ампера, к сходным идеям был склонен и другой ученый родом из Польши – Б.Трентовский. В работе «Отношение философии к кибернетике как искусству управления народом» он подчеркивал, что действительно эффективное управление должно учитывать все важнейшие внешние и внутренние факторы, влияющие на объект управления[1].
Одним из наиболее известных ученых, положивших начало распространению системного подхода, по праву можно считать А.Богданова, являющегося автором труда, опубликованного в начале XX века – под названием «Всеобщая организационная наука». Основная мысль данного исследования была направлена на наделение всех существующих в мире процессов разными уровнями организованности, при этом данные уровни в той или иной степени имели сходные черты, которые можно было описать в соответствии с определенной закономерностью
В качестве необходимой предпосылки возникновения системного подхода можно рассматривать и идею южноафриканского юриста и полководца Яна-Кристиана Сматса о целостности различных форм жизни. В 1926 г. он изложил свое синергетическое представление о вселенной, отметив, что «организм состоит из частей, но не является просто суммой этих частей» [2].
Говоря о системном менеджменте, выделим так же его отдельную отрасль – системный менеджмент качества. Системный менеджмент качества – это совокупность последовательных, вытекающих одного из других событий. Существует три общепринятых подхода к организации системного менеджмента качества. Проведем анализ, каждого из подхода, и сделаем вывод об их эффективности.
Начнем со структурно-функционального подхода. Данный подход зарождается вместе с тенденцией развития управления промышленными предприятиями. У истоков структурнофункционального подхода стоят известные специалисты: в Советском Союзе – В.В. Бойцов и А.В. Гличев, в США – А. Фейгенбаум, в Японии – К. Исикава [2].
Во второй половине 20 века, появляется полностью противоположный предыдущему подходу, процессный подход. Авторами данной концепции являются одних из самых известных специалистов в области качества, Э. Деминг и К. Исикава [3]. Ими были заложены основы методологии улучшения качества, которые первостепенно были использованы японскими компаниями. Вместе с данным подходом появляется циклическая модель PDCA, созданная Э. Демингом.
В 1990-ые годы, процессный подход набирает интерес, который был вызван возникновением новой концепции реинжиниринга. Авторами данной концепции стали М. Харммер и Дж. Чампи. Под инжинирингом понимается достаточное количество видов деятельности, имеющихся один или несколько входов, и создающую на выходе продукцию или услугу, имеющую ту самую значимость для потребителя. Стоит отметить, что именно к 1990-х годов формируется наиболее полное представление о процессном подходе, которое становится частью стандартов ИСО серии 9000 новой версии.
Авторами комбинированного подхода, а точнее концепции сегментирования процессов являются В.В. Репин и В.Г. Елиферов. Из названия данного подхода понятно, что он сочетает в себе характеристики, присущие двум предыдущим походам. По мнению самих авторов, противопоставление организационной функциональной структуры процессному походу является некорректным. Исходя из концепции системы менеджмента качества, и проанализировав общие подходы к его становлению, формируется вывод об эффективности данных процессов. На сегодняшний день, самым распространенным подходом будет комбинированный. Из всех представленных, данный подход обладает в большинстве, лишь преимуществами структурно-функционального и процессного подходов.
Современный системный анализ формировался как научная область достаточно давно, основан на приемах аналитического метода и выделился в самостоятельный технический прием, использующий методы анализа и синтеза. Еще в XVII в. Рене Декарт предложил рационализировать анализ посредством разбиения целого задачи на части, чтобы проще найти самое верное решение для каждой ситуации. Разбиение цели на задачи, а задач на более простые части называется декомпозицией, обратный процесс воссоединения различных частей в единое целое называется агрегированием, или композицией. Для системного анализа в менеджменте декомпозиция и агрегирование являются неотъемлемой частью, а их основой является моделирование тех или иных процессов и задач.
В современной науке об управлении системный анализ представлен на самых передовых позициях, ему отводится ведущая роль в формировании системного аппарата анализа и исследования различных экономических явлений, происходящих на предприятиях и организациях. Несмотря на достаточно долгий путь развития системности в исследовательской деятельности и понятия «система управления», концепция системного анализа находится на этапе формирования отдельной научной дисциплины. Тем не менее эта теория делает попытки удовлетворить потребность общества и управленческой науки в проведении системного анализа и моделирования в менеджменте. Сегодня системный анализ имеет достаточно широкий понятийный аппарат, свои принципы, методы и имеет строгую последовательность процедуры анализа, предъявляет определенные требования к моделированию процессов и объектов. Цель же его – оказание помощи исследователю или наблюдателю в разборе проблемы, разработке альтернатив решения с последующим отбором наиболее эффективной из них.
Список литературы
- Алексеева М. Б. Теория систем и системный анализ : Учебник и практикум / М. Б. Алексеева, П. П. Ветренко. – 1-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 304 с.
- Малахова, Е. В. Понятие системы и основные парадигмальные основания системного подхода / Е. В. Малахова // Общество: философия, история, культура. – 2021. – № 6(86). – С. 17-23.