Дистанционное обучение, как одна из форм образовательного процесса

Дистанционное обучение, как одна из форм образовательного процесса

Современный мир диктует новые правила ведения образовательного процесса. В настоящий момент, образовательная система отводит большее значение новым методам взаимодействия учителя и обучающегося, которые направлены на самостоятельный поиск информации, ее качественного отбора, а также увеличении доли самостоятельного исследования в контексте работы по предметной деятельности обучающегося. Одной из форм образовательного процесс является дистанционная форма обучения, которая, на сегодняшний день особенно актуальна, но недостаточно разработана в рамках образовательной системы. Под дистанционной формой обучения понимают такую форму образовательного процесса, в рамках которой взаимодействие ученика и учителя происходит на расстоянии, посредством информационно-коммуникационных технологий. Данная форма включает в себя все традиционные компоненты учебного процесса, однако инновацией является тот факт, что учебный процесс переносится в онлайн-режим и происходит вне зависимости от времени и места всех субъектов образовательного процесса.

Авторы публикации

Рубрика

Менеджмент и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (69), июнь ‘22

Дата публицакии 08.06.2022

Поделиться

Современный мир диктует новые правила ведения образовательного процесса. В настоящий момент, образовательная система отводит большее значение новым методам взаимодействия учителя и обучающегося, которые направлены на самостоятельный поиск информации, ее качественного отбора, а также увеличении доли самостоятельного исследования в контексте работы по предметной деятельности обучающегося.

Одной из форм образовательного процесс является дистанционная форма обучения, которая, на сегодняшний день особенно актуальна, но недостаточно разработана в рамках образовательной системы. Под дистанционной формой обучения понимают такую форму образовательного процесса, в рамках которой взаимодействие ученика и учителя происходит на расстоянии, посредством информационно-коммуникационных технологий. Данная форма включает в себя все традиционные компоненты учебного процесса, однако инновацией является тот факт, что учебный процесс переносится в онлайн-режим и происходит вне зависимости от времени и места всех субъектов образовательного процесса.

При организации дистанционного образовательного процесса по любому предмету необходимо руководствоваться перечнем нормативных и методических документов.

Одной из форм работы в дистанционном режиме является форма самостоятельной работы обучающихся.

Именно при дистанционном обучении возрастает значимость когнитивной (познавательной) самостоятельности студентов. Данное интегративное качество личности характеризуется внутренней потребностью человека в знаниях, умением их приобретать из различных источников и творчески использовать на практике.

Роль иностранного языка в современном мире, в связи со сложившейся политической и экономической ситуациями определятся как, ведущая роль межкультурной коммуникации. Иностранный английский является международным языком политики, экономики и социальной сферах всех стран мира. Поэтому, свободное владение английским языком является одним из показателей уровня образованности и компетенции специалиста конкретной области.

Одной из основных задач учителя по иностранному языку при организации самостоятельной работы в рамках дистанционного образовательного процесса является задача научить каждого ученика самостоятельно использовать свой мотивационный, интеллектуальный, иноязычный, творческий ресурс в выполнении заданий. Для организации самостоятельной работы обучающихся в рамках дистанционного курса по английскому языку возможно использование таких моделей дистанционного обучения, как:

  1. Интегрированное очно-заочное обучение в рамках дистанционного курса. Предполагает нечастые очные встречи между учителем и обучающимися для обсуждения сложных вопросов. В основе данной модели лежит самостоятельный образовательный процесс, с минимальным очным контактом.
  2. Сетевое обучение в рамках связи учитель-обучающийся-кафедра гуманитарных дисциплин.
  3. Дистанционная модель, созданная на основе кейс-метода. Для каждого из занятий создается специальный кейс, рассчитанный на самостоятельную обработку и поиск информации, а также закрепление информации, созданных в форме тематических кейсов.
  4. Модель ВКС (видеоконференций). Проведение уроков в форме ВКС, с учетом того, что основная часть практических заданий определена на самостоятельное обучение.

Специфика изучения иностранного языка заключается в развитии и становлении рецептивных видов речевой деятельности, таких как чтение и аудирование. В рамках дистанционного курса развитие вышеупомянутых видов возможно, при создании специальных площадок, на базе которых создаются уроки с поддержкой прослушивания и говорения, тем самым обеспечивая обучающимся отработку практических навыков по иностранному языку в рамках выполнения самостоятельной работы.

Нами был организован дистанционный заочный курс в рамках самостоятельной работы обучающихся в электронной среде. Результат показал, что, когда обучающиеся начинают самостоятельно работать в электронной среде, то около 20 % не укладываются в установленные сроки, 25 % выполняют задания накануне установленного срока и 55 % регулярно выполняют самостоятельную работу. Поэтому на начальном этапе самостоятельной работы в электронной среде учителю следует напоминать о необходимости выполнения задания в определенный срок всем обучающимся как на форуме, так и индивидуально каждому. Также необходимо индивидуально пообщаться с каждым обучающимся после завершения первой темы, выразить благодарность за своевременное выполнение и качество работы и / или указать на недостатки, которые необходимо исправить, дать рекомендации и совместно проанализировать полученные результаты. По нашему опыту, при организации самостоятельной работы в электронной среде обучающиеся начинают эффективно планировать и организовывать свою самообразовательную деятельность ( Уфимцева, 2015).

Для организации самостоятельной работы обучающихся в дистанционном формате для учителей существует многообразия выбора платформ для размещения материала и проведения оценочных тестирований по самостоятельному усвоению материала. Среди них такие платформы как, Moodle, Учи.ру, Образование, GeekBrains, Российская электронная школа и т.д. Все образовательные платформы наполнены высоким функциональным звеном для размещения материалов для самостоятельной работы обучающихся, а также их проверка и сдача отчетности.

Одной из основных задач эффективной организации самостоятельной работы обучающихся является правильный выбор средств и методов обучения. Средства обучения представляют содержание обучения, контроль и управление учебно-познавательной деятельностью обучающихся. В традиционном учебном процессе средства обучения реализуются, как традиционно считается, через так называемые технические средства обучения (ТСО). В дистанционном процессе средства обучения реализуются через средства новых информационные технологий (СНИТ).

Организация самостоятельной работы обучающегося должна обеспечить самообразование и саморазвитие обучающихся через изучение иностранного языка и осознание своего потенциала в контексте требований Современной концепции образования (ФГОС).

Такой подход в обучении мотивирует к осуществлению самостоятельной деятельности учения за счет выполнения заданий, стимулирующих самопознание, самообучение, самовоспитание, самокоррекцию.

Список литературы

  1. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог)" (подготовлен Минтрудом России 15.09.2016) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56583936/.
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н (ред. от 05.08.2016) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)" (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 N 30550) [Электронный ресурс] / Гарант. РУ – режим доступа: http://base.garant.ru/70535556/ Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 5 – Режим доступа: http://base.garant.ru/70535556/ (дата обращения 20.05.2018).
  3. Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель образовательной организации» (по состоянию на 23.06.2016) (подготовлен Минтрудом России) [Электронный ресурс] / Гарант. РУ – режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56658228/ (дата обращения 17.05.2018).

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary