ШРИФТ, КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВИЗУАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ ГРАФФИТИ
В общей терминологии под словом «шрифт» понимают форму литер, букв, цифр и знаков препинания, из которых складываются слова, предложения и тексты.
Шрифт является уникальным инструментом графического дизайнера, райтера (художника граффити). На простейшем уровне шрифт служит основным элементом композиции в виде точки, строки, некой формы или текстуры.
Главная задача шрифта заключается в передаче вербальной и визуальной информации. Когда шрифт выполняет только вербальную функцию, его знаки утрачивают визуальную выразительность. Если же особенности шрифта подчеркивают его словесную и визуальную значимость, он воспринимается сразу на нескольких уровнях, как на интеллектуальном, так и на чувствительном – эмоциональном.
Средства самовыражения в графическом дизайне, а именно в рисунках граффити опираются не только на письменную речь. Любым элементом графического дизайна, в том числе шрифтом, можно выразить некую конкретную идею.
Авторы публикации
Журнал
Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (69), июнь ‘22
Дата публикации 08.06.2022
Поделиться

Известно, что одним из эффективных способов общения производителей товаров и услуг с потребителями на улицах городов является плакат. В современном городе место плаката всё чаще занимает информационно-составляющий шрифтовой рисунок - граффити (рисунок 1).
|
|
Рисунок 1.Шрифтовое граффити Figure 1.Font graffiti
|
Рисунок 2. Шрифтовое эко-граффити Figure 2. Font eco-graffiti
|
Граффити, как объект современного уличного искусства, выполняет роль презентации визуально шрифтовой композиции в городской среде, и до настоящего времени не достаточно изучен. Проблема, шрифтового граффити, написанное спиртовым маркером или аэрозольным баллончиком заключается в посыле политического, вандального «искусства». Шрифт, сообщение, текст негативно проявляется на эстетическом облике города и объектов классической архитектуры и сооружений.
Современное развитие уличного искусства предлагает решение данной проблемы в виде использование классических и авторских шрифтов в контексте с природным материалом (например, мха). Эко – граффити, на рисунок 2– это альтернативное озеленение городского ландшафта «живыми картинка». Несущее в себе эмоционально-позитивный, тактильный аспект в городскую среду [4].
В связи с вышеизложенным, целью данной работы является изучение шрифта, как эффективной формы визуальной выразительности граффити. Для чего решаются следующие задачи:
- продемонстрировать на примере эко-граффити легализованность шрифтового
граффити;
- рассмотреть передачу вербальной и визуальной информации посредством
шрифта;
- конкретизировать шрифты для граффити, посредством трафаретного метода.
Теоретические исследования представлены в виде исторического анализа композиционного применения шрифта в работах английских и французских художников.
Англия. В 80-годах XIX века, Уильям Моррис, основатель Движения искусства и ремесел организовал издательство «Келмскотт-пресс», в котором будучи вдохновленным эстетикой XV века [1], выпустил свою книгу с детализированными полями и декором (рисунок 3) с особенными набранными шрифтами.
|
|
Рисунок 3. Уильям Моррис, титульный лист «Сочинение Джеффри Чосера», 1896 Figure 3. William Morris, title page of "The Work of Geoffrey Chaucer", 1896
|
Рисунок 4. Жюль Шере, плакат Palass de Glace, 1891 Figure 4. Jules Cher, poster of the Palass de Glace, 1891
|
Франция. Париж XIX века - расцвет плакатного искусства. Жюль Шере использовал в своих плакатах ассиметричную простоту и тусклые цвета японских ксилографии (рисунок 4).
Ж. Шере создал собственный характерный стиль с использованием женских фигур и шрифтов, написанных от руки. За ним последовали такие художники, как француз Анри де Тулуз-Лотрек (рисунок 5) и итальянец Леонетто Каппьелло. Альфон Муха (рисунок 6), работая в Париже стал воплощением движения ар-нуво. Он стал использовать в своем творчестве тусклые цвета, интересные шрифты и стилизованные органические формы [1];
|
|
Рисунок 5. Анри де Тулуз-Лотрек, плакат, 1892 Figure 5. Henri de Toulouse-Lautrec, poster |
Рисунок 6. Альфонс Муха, плакат, 1896 Figure 6. Alphonse the Fly, poster, 1896
|
Англия. XIX век иллюстратор Обри Бёрдслей (рисунок 7) стал известен своими черно-белыми изображениями, тяжелыми абрисами и искаженными формами тел. Бёрдслей отделял изображение от текста, располагая буквы в разных сегментах изображения. Следовательно шрифты переходной антиквы XIX века в новом стиле ХХ века аккуратны, не такие естественные [1].
Франция. В 1954 году французский типограф Максимильен Воск разработал первую и самую подробную новую классификацию шрифтов – Vox-ATypl (рисунок 8). В эту классификацию входили следующие категории шрифтов: гуманистическая антика, антиква старого стиля, переходная антиква, гротеск, антиква-гротеск, рукописный шрифт (формальный, неформальный, каллиграфический), декоративный шрифт, готический шрифт [2].
|
|
Рисунок 7. Обри Бёрдслей, плакат, 1894 Figure 7. Aubrey Beardsley, poster, 1894
|
Рисунок 8. Максимильен Воск, классификация шрифтов, 1954 Figure 8. Maximilien Wax, classification of fonts, 1954
|
Практический метод заключается в использовании трафарета (Stencil) для шрифтового граффити. Авторский шрифт в трафаретном варианте представлен в следующей классификации авторских шрифтов: Paper, TrobleSide, Tratags, Silafejira, Bahisy, Street Letters Demo, Agathiqy, Urban Rebek, Yugitoy (рисунок 9); и классических шрифтов: Геометрический гротеск, Каролинский минускус, готический шрифт, шрифты Новарезе [5].
|
|
|
|
Рисунок 9. Авторские шрифты граффити Figure 9. Author's graffiti fonts |
В основе трафарета используется следующий материал: картон или плотная 200гр/м2 бумага, органическое стекло, основанное на акриловой смоле, синтетическом термопластичном виниловолом полимерном метилметакрилате. Трафаретный метод используют в своих работах такие граффитисты как Бэнкси (рисунок 10) , Блек ле Рат (рисунок 11).
|
|
Рисунок 10. Бенкси, трафаретный рисунок Figure 10. Banksy, stencil drawing
|
Рисунок 11. Блек ле Рат, трафаретный рисунок Figure 11. Black le Rat, stencil drawing |
Современный Российский райтер Ломпас Покрас (рисунок 12) в своих работах демнстрирует орнаментальный вид, используя метод «вращения букв». При повторении нескольких орнаментов из вращающихся букв образуются более сложные композиции [9].
Результат исследования заключатся в легализации современного шрифтового граффити в контексте современной экологичной реализации природного материала. Эко-граффити может быть продемонстрирован как временный рисунок или рисунок на постоянной основе.
Обсуждение результатов. В результате исследования были выделены стили шрифта, используемые в методике трафаретного граффити, а так же метод метаморфического искажения буквенной композиции «по кругу». Следовательно данное исследование на основе стилей шрифтов для трафарета граффити не было рассмотрено раннее, только заимствование системы классификации шрифтов Vox-ATypl в 1967 году Международной типографской ассоциации по стандарту классификации шрифтов (BS 2961:1967) [2].
|
|
Рисунок 12. Покрас, шрифтовое граффити Figure 12. Pokras, font graffiti |
Заключение. Граффити дает возможность уличным художникам выразить свои фантазии не только в рисунках, но и в словах. Каждый элемент графического дизайна, в том числе и шрифт обладает потенциалом, чтобы рассказать о конкретных вещах. Шрифт – одна из самых эффективных форм визуальной коммуникации. Сочетая его с изображениями, цветом и прочими элементами граффити, в него можно вложить запоминающейся и нестареющее послание, которое будет ассоциироваться с конкретными человеческими эмоциями
Список литературы
- Виды и стили граффити. – Текст электронный // Crossarea.ru : [сайт]. – 2018. - URL.: https://crossarea.ru/graffiti/vidy-i-stili-graffiti/ (дата обращения 30.03.2022)
- Демпси Э. Стили, школы. Направления. Путеводитель по современному искусству. - М.: Искусство – XXI век, 2017.-312 с. - Текст: непосредственный.
- Клиффорд Д. Иконы графического дизайна / Клиффорд Джон; [перевод с английского А. Захарова]. – Москва: Эксмо, 2022. – 240 с.: ил. - Текст: непосредственный.
- Ломпас Покрас: [сайт] - URL.: https://pokraslampas.com/(дата обращения 30.03.2022) - Текст. Изображение : электронные.
- Маккуайр С. Медийный город. Медиа, архитектура и городское пространство. The Media City: Media, Arhitecture and Urban Space. - М., 2014. – 392 с. - Текст: непосредственный.
- Пулин Р. Школа дизайна: шрифт. Практическое руководство для студентов и дизайнеров / Ричард Пулин: пер. с англ. Е. Петровой; [науч. Ред. Д. Семенова]. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 240 с.: ил. - Текст: непосредственный.
- Словарь граффити терминов [сайт] - URL.: https://crossarea.ru/graffiti/graffiti-sleng/ (дата обращения 30.03.2022) - Текст. Изображение : электронные.
- Техническая эстетика и дизайн: словарь. – М.: Академ. проект; Культура, 2012. – 356 с. - Текст: непосредственный.
- Фитодизайн: зеленая стена на грунте и гидропонике [сайт] - URL.: http://domiofis.ru/2017/07/28/fitodizain-zelenaya-stena/ (дата обращения 30.03.2022) - Текст. Изображение : электронные.
- Эко – граффити [сайт] - URL: https://vivacity.ru/news/eko-graffiti-iz-mxa/(дата обращения 30.03.2022) - Текст. Изображение : электронные.
Предоставляем бесплатную справку о публикации, препринт статьи — сразу после оплаты.