Шрифт, как эффективная форма визуальной выразительности граффити

Шрифт, как эффективная форма визуальной выразительности граффити

В общей терминологии под словом «шрифт» понимают форму литер, букв, цифр и знаков препинания, из которых складываются слова, предложения и тексты.

Шрифт является уникальным инструментом графического дизайнера, райтера (художника граффити). На простейшем уровне шрифт служит основным элементом композиции в виде точки, строки, некой формы или текстуры.

Главная задача шрифта заключается в передаче вербальной и визуальной информации. Когда шрифт выполняет только вербальную функцию, его знаки утрачивают визуальную выразительность. Если же особенности шрифта подчеркивают его словесную и визуальную значимость, он воспринимается сразу на нескольких уровнях, как на интеллектуальном, так и на чувствительном – эмоциональном.

   Средства самовыражения в графическом дизайне, а именно в рисунках граффити опираются не только на письменную речь. Любым элементом графического дизайна, в том числе шрифтом, можно выразить некую конкретную идею.

Авторы публикации

Рубрика

Архитектура, дизайн, строительство

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (69), июнь ‘22

Дата публицакии 08.06.2022

Поделиться

Известно, что одним из эффективных способов общения производителей товаров и услуг с потребителями на улицах городов является плакат. В современном городе место плаката всё чаще занимает информационно-составляющий шрифтовой рисунок - граффити (рисунок 1).

pastedGraphic.png

pastedGraphic_1.png

Рисунок 1.Шрифтовое граффити

Figure 1.Font graffiti

 

Рисунок 2. Шрифтовое эко-граффити

Figure 2. Font eco-graffiti

 

 

Граффити, как объект современного уличного искусства, выполняет роль презентации визуально шрифтовой композиции в городской среде, и до настоящего времени не достаточно изучен. Проблема, шрифтового граффити, написанное спиртовым маркером или аэрозольным баллончиком заключается в посыле политического, вандального «искусства». Шрифт, сообщение, текст негативно проявляется на эстетическом облике города и объектов классической архитектуры и сооружений.

Современное развитие уличного искусства  предлагает решение данной проблемы в виде использование классических и авторских шрифтов в контексте с природным материалом (например, мха). Эко – граффити, на рисунок 2– это альтернативное озеленение  городского ландшафта «живыми картинка».  Несущее в себе эмоционально-позитивный, тактильный аспект в городскую среду [4].

В связи с вышеизложенным, целью данной работы является изучение шрифта, как эффективной формы визуальной выразительности граффити. Для чего решаются следующие задачи:

- продемонстрировать на примере эко-граффити легализованность шрифтового

граффити;

- рассмотреть передачу вербальной и визуальной информации посредством

шрифта;

- конкретизировать шрифты  для граффити, посредством трафаретного метода.

 

Теоретические исследования представлены в виде исторического анализа  композиционного применения шрифта в работах английских и французских художников.

Англия. В 80-годах XIX века, Уильям Моррис, основатель Движения искусства и ремесел организовал издательство «Келмскотт-пресс», в котором будучи вдохновленным эстетикой XV века [1], выпустил свою книгу с детализированными полями и декором (рисунок 3) с особенными набранными шрифтами.

pastedGraphic.png

pastedGraphic_1.png

Рисунок 3.  Уильям Моррис, титульный лист «Сочинение Джеффри Чосера», 1896 

Figure 3. William Morris, title page of "The Work of Geoffrey Chaucer", 1896

 

Рисунок 4. Жюль Шере, плакат Palass de Glace, 1891

Figure 4. Jules Cher, poster of the Palass de Glace, 1891

 

 

Франция. Париж XIX века - расцвет плакатного искусства.  Жюль Шере использовал в своих плакатах ассиметричную простоту и тусклые цвета японских ксилографии (рисунок 4).

Ж. Шере создал собственный характерный стиль с использованием женских фигур и шрифтов, написанных от руки. За ним последовали такие художники, как француз Анри де Тулуз-Лотрек (рисунок 5) и итальянец Леонетто Каппьелло. Альфон Муха (рисунок 6), работая в Париже стал воплощением движения ар-нуво. Он стал использовать в своем творчестве тусклые цвета, интересные шрифты и стилизованные органические формы [1];

pastedGraphic.png

pastedGraphic_1.png

Рисунок 5. Анри де Тулуз-Лотрек, плакат, 1892

Figure 5. Henri de Toulouse-Lautrec, poster 

Рисунок 6. Альфонс Муха, плакат, 1896

Figure 6. Alphonse the Fly, poster, 1896

 

 

Англия. XIX век иллюстратор Обри Бёрдслей (рисунок 7) стал известен своими черно-белыми изображениями, тяжелыми абрисами и искаженными формами тел. Бёрдслей отделял изображение от текста, располагая буквы в разных сегментах изображения. Следовательно шрифты переходной антиквы XIX века в новом стиле ХХ века аккуратны, не такие естественные [1].

 

Франция. В 1954 году французский типограф Максимильен Воск разработал первую и самую подробную новую классификацию шрифтов – Vox-ATypl (рисунок 8). В эту классификацию входили следующие категории шрифтов: гуманистическая антика, антиква старого стиля, переходная антиква, гротеск, антиква-гротеск, рукописный шрифт (формальный, неформальный, каллиграфический), декоративный шрифт, готический шрифт [2].

pastedGraphic.png

pastedGraphic_1.png

Рисунок 7. Обри Бёрдслей, плакат, 1894

Figure 7. Aubrey Beardsley, poster, 1894

 

Рисунок 8. Максимильен Воск, классификация шрифтов, 1954

Figure 8. Maximilien Wax, classification of fonts, 1954

 

 

Практический метод заключается в использовании трафарета (Stencil) для шрифтового граффити. Авторский шрифт в трафаретном варианте представлен в следующей классификации авторских шрифтов: Paper, TrobleSide, Tratags, Silafejira, Bahisy, Street Letters Demo, Agathiqy, Urban Rebek, Yugitoy (рисунок 9); и классических шрифтов: Геометрический гротеск, Каролинский минускус, готический шрифт,  шрифты Новарезе [5].

pastedGraphic.png

pastedGraphic_1.png

pastedGraphic_2.png

pastedGraphic_3.png

Рисунок 9. Авторские шрифты граффити

Figure 9. Author's graffiti fonts

В основе трафарета используется следующий материал: картон или плотная 200гр/м2 бумага, органическое стекло, основанное на акриловой смоле, синтетическом термопластичном виниловолом полимерном метилметакрилате. Трафаретный метод используют в своих работах такие граффитисты как Бэнкси (рисунок 10) , Блек ле Рат (рисунок 11).

pastedGraphic.png

pastedGraphic_1.png

Рисунок 10. Бенкси, трафаретный рисунок

Figure 10. Banksy, stencil drawing

 

Рисунок 11. Блек ле Рат, трафаретный рисунок

Figure 11. Black le Rat, stencil drawing

 

Современный Российский райтер Ломпас Покрас (рисунок 12) в своих работах демнстрирует орнаментальный вид, используя метод «вращения букв». При повторении нескольких орнаментов  из вращающихся букв образуются более сложные композиции [9].

Результат исследования заключатся в легализации современного шрифтового граффити в контексте современной экологичной реализации природного материала. Эко-граффити может быть продемонстрирован как временный рисунок или рисунок на постоянной основе.

Обсуждение результатов. В результате исследования были выделены стили шрифта, используемые в методике трафаретного граффити, а так же метод метаморфического искажения буквенной композиции «по кругу».  Следовательно данное исследование на основе стилей шрифтов для трафарета граффити не было рассмотрено раннее, только заимствование  системы классификации  шрифтов Vox-ATypl в 1967 году Международной типографской ассоциации по стандарту классификации шрифтов (BS 2961:1967) [2].

pastedGraphic.png

pastedGraphic_1.png

Рисунок 12. Покрас, шрифтовое граффити

Figure 12. Pokras, font graffiti

 

Заключение. Граффити дает возможность уличным художникам выразить свои фантазии не только в рисунках, но и в словах. Каждый элемент графического дизайна, в том числе и шрифт обладает потенциалом, чтобы рассказать о конкретных вещах. Шрифт – одна из самых эффективных форм визуальной коммуникации. Сочетая его с изображениями, цветом и прочими элементами граффити, в него можно вложить запоминающейся и нестареющее послание, которое будет ассоциироваться с конкретными человеческими эмоциями

Список литературы

  1. Виды и стили граффити. – Текст электронный // Crossarea.ru : [сайт]. – 2018. - URL.: https://crossarea.ru/graffiti/vidy-i-stili-graffiti/ (дата обращения 30.03.2022)
  2. Демпси Э. Стили, школы. Направления. Путеводитель по современному искусству. - М.: Искусство – XXI век, 2017.-312 с. - Текст: непосредственный.
  3. Клиффорд Д. Иконы графического дизайна / Клиффорд Джон; [перевод с английского А. Захарова]. – Москва: Эксмо, 2022. – 240 с.: ил. - Текст: непосредственный.
  4. Ломпас Покрас: [сайт] - URL.: https://pokraslampas.com/(дата обращения 30.03.2022) - Текст. Изображение : электронные.
  5. Маккуайр С. Медийный город. Медиа, архитектура и городское пространство. The Media City: Media, Arhitecture and Urban Space. - М., 2014. – 392 с. - Текст: непосредственный.
  6. Пулин Р. Школа дизайна: шрифт. Практическое руководство для студентов и дизайнеров / Ричард Пулин: пер. с англ. Е. Петровой; [науч. Ред. Д. Семенова]. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2020. – 240 с.: ил. - Текст: непосредственный.
  7. Словарь граффити терминов [сайт] - URL.: https://crossarea.ru/graffiti/graffiti-sleng/ (дата обращения 30.03.2022) - Текст. Изображение : электронные.
  8. Техническая эстетика и дизайн: словарь. – М.: Академ. проект; Культура, 2012. – 356 с. - Текст: непосредственный.
  9. Фитодизайн: зеленая стена на грунте и гидропонике [сайт] - URL.: http://domiofis.ru/2017/07/28/fitodizain-zelenaya-stena/ (дата обращения 30.03.2022) - Текст. Изображение : электронные.
  10. Эко – граффити [сайт] - URL: https://vivacity.ru/news/eko-graffiti-iz-mxa/(дата обращения 30.03.2022) - Текст. Изображение : электронные.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Остался последний день
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary