Влияние антироссийских санкций на автомобильную промышленность россии

Влияние антироссийских санкций на автомобильную промышленность россии

В работе рассмотрено основное влияние ограничительных мер (санкций) на экономику России, выявлены главные инициаторы по созданию ограничительных мер, проведен анализ положительных и отрицательных последствий санкций, а также представлены перспективы развития экономики в дальнейшем на фоне вводимых санкций.

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 24 (69), июнь ‘22

Дата публицакии 07.06.2022

Поделиться

Влияние зарубежных ограничительных мер (санкций) на экономику невозможно недооценить, так как влияние санкций распространилось на всю Россию и до сих пор вопрос по поводу отмены санкций остается открытым, именно поэтому данная тема является актуальной и на данный момент времени.

 

4 февраля 2022 года Россия начала военную операцию в Украине. В ответ на нее ряд государств в отношении нашей страны запустил экономические санкции, которые в той или иной степени влияют на российский автопром и авторынок.

Первые санкции против России были введены США весной 2013 года. США по сей день наиболее активно вводит санкции против России и является главным инициатором создания ограничительных мер. Причинами стали проведение спецоперации на территории Украины ,  строительство газопроводов, вмешательство в выборы в США, поставки оружия в Сирию, КНДР, кибератаки, дело Навального, нарушения прав человека и т.д. Санкции введены разными странами: США, Евросоюзом, Канадой, Швейцарией, Японией, Австралией, Новой Зеландией (рис. 1).

 

 

 

Перечень санкций против России:

  1. В отношении российских политиков, чиновников и олигархов:
  • Иностранные активы президента Владимира Путина в ЕС, США, Великобритании, Швейцарии, Японии и Канаде заморожены, но ему по-прежнему разрешён въезд в эти страны;
  • Активы министра иностранных дел России Сергея Лаврова заморожены в ЕС, Великобритании, США, Швейцарии, Японии и Канаде;
  • Сергею Шойгу, министру обороны России, и Александру Бортникову, главе российской службы безопасности (ФСБ) запрещено въезжать в ЕС, США, Швейцарию и Канаду;
  • И т.д.
  1. В отношении российских банков и финансовых служб:
  • Центральный банк России: ЕС уже запрещает «прямую или косвенную торговлю инвестиционными услугами в отношении ценных бумаг и инструментов финансового рынка, выпущенных после 12 апреля 2022 года»;
  • Сбербанк: США отключили крупнейший российский банк и 25 его дочерних компаний от финансовой системы США. Санкции ограничивают доступ Сбербанка к операциям в долларах США;
  • Банк ВТБ: США, Великобритания и Канада заморозили активы второго по величине банка России, который серьёзно зависит от западных финансовых систем;
  • И т.д.
  1. Компании, попавшие под санкции:
  • «Ростех» — крупнейшая оборонная компания России;
  • «Уралвагонзавод» — крупнейший в мире производитель ж/д резервуаров;
  • «Объединённая авиастроительная корпорация» — российский холдинг-поставщик военных самолетов, в который входят все крупнейшие российские авиапроизводители;
  • И т.д.
  1. Другие меры:
  • Замораживание активов всех российских финансовых учреждений;
  • Запрет на продажу, поставку, передачу или экспорт в Россию технологий нефтепереработки и ограничения на сопутствующие услуги;
  • Ограничения на экспорт высокотехнологичных американских технологий в Россию, направленные против российских оборонного, аэрокосмического и морского секторов, в попытке лишить её вооруженные силы доступа к западным технологиям;
  • И т.д.

 

Автомобильные предприятия — значительный сегмент промышленности и один из основных драйверов экономики. Легковые автомобили составляют важную статью экспорта ряда государств, компоненты для автосборки представляют объемный сектор торговли между государствами.

Торговля автомобилями на внутренних рынках ряда развитых стран достигает больших объемов и в середине текущего десятилетия развивалась ускоренными темпами. Никто не станет спорить о том, что автомобильная промышленность играет большую роль в российской экономике и является одним из самых крупных источников рабочих мест.

Несложно предположить, что в стране автопром должен иметь немаловажное значение. По объему производства легковых автомобилей Россия занимает второе место в Европе, уступая лишь Германии.

Пик производства легковых автомобилей в России пришелся на 2015 г., когда было выпущено 1,97 млн штук. Однако в последние несколько лет вследствие спада производства российские СМИ довольно энергично обсуждают малоприятный для автопромышленности факт. Незначительное падение российского авторынка, которое началось в 2016 г., после наложения санкций продолжилось в 2017 г., и его темпы усилились в 2018 г. Так, в 2015 г. продажи легковых автомобилей в России составили немногим более 1,6 млн единиц — на 35% меньше аналогичного показателя в 2014 г. 

Подскочивший курс иностранной валюты на фоне введения экономических санкций против России существенно осложнил работу во всех промышленных сферах, особенно в автопроме.

После введения санкций экспертами на различных площадках многократно обсуждались последствия их введения для экономики России. Наиболее уязвимыми отраслями, чья деятельность зависима от импорта из недружественных стран, назывались , автомобиле- и авиастроение.

Продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в 2018 году обрушились на 35,7% по сравнению с 2017-м до 1,6 млн машин. По прогнозу, продажи в 2022 году составят 1 млн машин, сообщала Ассоциация европейского бизнеса.

Около 75% продаж автомобилей в России приходится на вторичный рынок, а география экспорта пока ограничивается странами Центральной Азии

Доля импортных запчастей в автопроме составляет от 50 до 70%, и после девальвации рубля стоимость компонентов и, соответственно, цены на автомобили росли. Производственные мощности в российском автопроме загружены на 45%. Сократился объем инвестиций из-за персональных санкций, которые затронули руководителей и инвесторов, например владельца группы ГАЗ Олега Дерипаску. ГАЗ является лидером российского рынка коммерческих машин, на его долю в сентябре, по данным «Автостат», пришлось более 45% от общего месячного объема продаж.

Поставки автозапчастей в Россию прекратили большинство производителей .   Складские запасы распродают в два раза дороже. Участники отрасли прогнозируют начало дефицита
Проблему с прекращением поставок запчастей еще и со стороны автобрендов подтвердили, в свою очередь, официальные дилеры в России. По оценкам участников рынка, запасов запчастей хватит на 1-2 недели, после чего в стране возникнет дефицит.

Собственного производства автозапчастей у нас практически нет. Больше всего поставщиков есть у АвтоВАЗа, есть свои производства запчастей у Kia, Hyundai, Toyota. В Калуге мелкие компании-поставщики также локализовали производство запчастей. Но это не касается крупных технологических операций. При этом все запчасти идут не на продажу, а на сборочные конвейеры.

В целом санкции оказываются невыгодны как России, так и Западной стороне. Они усложняют жизнь, препятствуют хорошим и эффективным отношения между Россией и Западными странами, негативно влияют на экономику всех стран и т.д. На данный момент ряд западных стран выступает за смягчение санкций и отмену некоторых ограничительных мер вовсе.

Анализируя санкции, введенные ранее, и их последствия, создается вывод, что все негативные последствия несут положительный эффект, из этого следует, что стоит ожидать укрепления экономики России и развитие внутренней экономической среды.


Конечно, хочется верить, что все санкции против России будут сняты. Но на данный момент времени Россия должна аняться заменой импортируемых товаров. Правительство Российской Федерации уже выступило с объявлением о том, что разрабатываются для скорой реализации проекты по импортозамещению иностранных товаров.

Список литературы

  1. «Восемь лет санкций против России». URL: https://www.rbc.ru/politics/ (дата обращения 16.04.2022).
  2. «В посольстве РФ охарактеризовали новый пакет санкций США против России». URL: https://www.gazeta.ru/politics/news/ (дата обращения 16.04.2022).
  3. «Кремль оценил влияние санкций на экономику России». URL: https://lenta.ru/news/2022/03/14/sank/ (дата обращения 16.04.2022).
  4. «Перспективы развития российской экономики в условиях санкций». URL: https://www.imemo.ru/publications/info/ (дата обращения 16.03.2022).
  5. «Россия: каково реальное влияние санкций на экономику?». URL: https://russian.eurasianet.org/ (дата обращения 14.04.2022).
  6. «САНКЦИИ ПРОТИВ РОССИИ». URL: (дата обращения 14.04.2022).
  7. «Санкции: потери и приобретения». URL: https://tass.ru/politika/ (дата обращения 16.04.2022).

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary