Организация и особенности грузоперевозок на ОЭЗ "Алабуга"

Организация и особенности грузоперевозок на ОЭЗ "Алабуга"

Авторы публикации

Рубрика

Транспортные коммуникации

Просмотры

10

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 12 (14), май ‘21

Дата публикации 23.05.2021

Поделиться

В статье рассматривается организация и особенности грузоперевозок на ОЭЗ «Алабуга», проблемы качества предоставляемых услуг по грузоперевозке, а также проблемы ОЭЗ «Алабуга», связанные с качеством услуг.

ОЭЗ «Алабуга» — крупнейшая особая экономическая зона промышленно-производственного типа в России. Была создана решением правительства Российской Федерации 21 декабря 2005 года на территории Елабужского муниципального района Республики Татарстан. Площадь ОЭЗ «Алабуга» составляет 2 000 га. Целью деятельности ОЭЗ «Алабуга» является оказание содействия развитию экономики Татарстана и Российской Федерации в целом, путём создания наиболее благоприятных условий для реализации российскими и международными компаниями инвестиционных проектов в области промышленного производства[3].

В ОЭЗ «Алабуга» важной составляющей инфраструктуры является грузовой транспорт. Его главная задача заключается в обеспечении потребности предприятий ОЭЗ  в грузоперевозках. С ОЭЗ «Алабуга»  развивается инфраструктура, создаются новые предприятия, а, следовательно, необходимо обеспечение транспортным услугами новых предприятий [4].

Одна из основных проблем– государственное регулирование грузоперевозок. Государственная политика в данной отрасли не учитывает ряд эволюционных факторов, которые явились следствием серьёзного дисбаланса, образовавшегося между потребностями перевозчиков и экономическими условиями их деятельности. К примеру, создание оптимального маршрута для транспортировки негабаритного груза автопоездом зачастую невозможно из-за отсутствия универсальных дорог и мостов, которые, по своим техническим характеристикам, способны выдержать возникающие, при движении тяжёлого автопоезда, нагрузки.

Перевозчики не способны быстро сориентироваться и тем более перестроиться для эффективной работы в условиях вновь принятых правовых документов. Регулярно обновляемое законодательство срывает выполнение транспортными компаниями долгосрочных контрактов, поскольку стоимость такого рода услуг грузоперевозок постоянно меняется в зависимости от введения новых требований.

Анализ актуального состояния грузовых автоперевозок в ОЭЗ «Алабуга»  позволяет сделать однозначные выводы:

- о сильной фрагментации рынка;

- о сложности в подборе персонала. В основном профессиональные водители — люди старшего возраста, ведь данная профессия не является престижной у молодежи;

- об устаревании автопарков. Половина грузовиков не востребована, при этом большая часть из них относится к категории самортизированных, то есть должна быть списана. Тем не менее, они продолжают использоваться[5].

Такое положение вещей вызывает ряд сложностей. С одной стороны, проблемы кадрового состава, фрагментированность рынка и устаревание транспорта, а с другой — постоянно возрастающие требования грузоотправителей и грузополучателей к качеству сервиса и уровню безопасности. Как итог: увеличение спроса на логистические услуги, ужесточение требований к оформлению бухгалтерских документов.

Низкие барьеры входа на рынок приводят к недобросовестной конкуренции, снижению качества услуг и уровня безопасности. Как вариант решения проблем предлагается создать единую систему управления грузовой автотранспортной отраслью, которая сможет просчитывать влияние отрасли на экономику как страны, так и самого грузоперевозчика. Одновременно необходимо ввести регламент допуска на рынок внутренних автомобильных грузоперевозок. Предлагается обязательное включение перевозчика в Единый реестр, а также ежегодное подтверждение соответствия обязательным требованиям.

Также существенные проблемы внесли последние изменения в экономике и правовом регулировании грузопропевозок. Перевозчикам стало сложнее работать из-за отмены налога на вмененный доход, появления новых правил труда и отдыха водителей фур и других причин. Также водителей из этого сегмента активно переманивают в экспресс-доставку. Цены на услуги грузоперевозки в январе-феврале 2021 года уже выросли на 10%, и участники рынка ожидают их дальнейшего увеличения.Разнонаправленные тенденции на рынке грузоперевозок являются следствием тяжелого ковидного года, а также изменений в законодательстве и регламентах для перевозчиков. Из-за этого грузоотправители теряют своих постоянных перевозчиков и вынуждены перестраивать свои логистические схемы[7].

Цены на перевозку грузов не поднимались с 2012 года.Многие годы перевозчики компенсировали свои затраты за счет нарушения законодательства — режима труда и отдыха водителей, весогабаритных требований. Сейчас бизнес вынужден повышать цены на услуги по доставке грузов автомобильным транспортом из-за роста своих затрат — стоимости топлива, тарифов «Платона».

У малых и средних компаний устаревающий автопарк: машины ломаются, не выходят в рейсы, а обновление грузовиков требует серьезных финансовых затрат — не каждый бизнес может себе его позволить. Предотвратить дефицит грузоперевозчиков можно за счет обновления автопарка.

Ещё одним фактором, сдерживающим развитие рынка транспортно-логистических услуг в ОЭЗ «Алабуга», является недостаток удобных складов.Важно понимать, что в данном сегменте рынка терминал — это полноценный логистический комплекс, ориентированный, в первую очередь, на оперативный приём, обработку и выдачу грузов, в котором, собственно, на склад приходится зачастую небольшая часть площади.Кроме этого, на терминале должны быть в наличии: клиентская зона, места погрузки/разгрузки, стоянки и маневрирования автотранспорта и т. д. Объектов под такие требования в свободном доступе в регионах практически нет[5].

Многие существующие складские комплексы в ОЭЗ «Алабуга» не рассчитаны на обработку большегрузного автотранспорта. Их конструировали под железную дорогу и малотоннажные авто. С другой стороны, возводимые сегодня современные терминалы также не соответствуют условиям сборных перевозчиков, потому что их строят «под хранение» (3PL).В них зачастую избыточные площади и объёмы, малое число ворот на единицу площади склада, недостаточно прилегающей территории для разгрузки/погрузки и маневрирования большегрузной техники и малотоннажного транспорта.

Тот же «пулинг» — объединение грузов нескольких компаний из ОЭЗ «Алабуга»  на определённом участке доставки — позволяет не только снизить затраты, но и заходить в другие регионы, оптимизировать маршруты и решать проблему недогруза автомобилей по грузоподъёмности или полезному внутреннему объёму кузова.Перевозка сборного груза приносит большую прибыль перевозчику, поскольку для каждого из владельцев части такого груза стоимость перевозки уменьшается незначительно по сравнению с тем, как если бы его груз находился в автомобиле один.

Транспортным компаниям из ОЭЗ «Алабуга» необходимо применять справедливую модель динамического ценообразования, верифицированный перевозчик в режиме онлайн на нашем сайте может отследить этот процесс и решить, за какую сумму и в какое время забрать подходящий ему груз. Он может подождать, пока цена вырастет до комфортной для него отметки.Данная модель гарантирует отсутствие дополнительных сборов и скрытых надбавок, которые в изобилие присутствуют у традиционных перевозчиков и экспедиторов.Грузовладелец получает гарантированную доставку по минимальной стоимости, водитель — дополнительный доход.

К концу 2023 года доля транспорта на рынке цифровых технологий достигнет 39%. В сфере грузоперевозок среди IT-решений наибольшую популярность набрали системы контроля местонахождения груза и расхода топлива, интернет вещей и цифровые платформы обработки и анализа данных.Инновации в сфере транспортных перевозок должны быть направлены в основном на повышение производительности в каждом звене цепочки поставок. Основной тренд в использовании инноваций - исключение роли человека и человеческого фактора из процессов.Например, технологии компьютерного зрения вскоре позволят обойтись без мерчандайзеров: роботы будут перемещаться по торговому залу и сканировать наличие и выкладку товаров. Эти технологии вместе с машинным обучением и AI могут без участия человека снимать весогабаритные характеристики груза и производить взвешивание[5].

Также требуется решение и других задач, среди которых создание единой информационно-аналитической системы управления грузовым транспортом на территории ОЭЗ «Алабуга», наблюдение состояния транспорта, снижение вредного воздействия грузового транспорта на окружающую среду. Указанные задачи грузового транспорта необходимо решать с помощью комплексного подхода.

Также проблемой является то, что транспортная логистика ОЭЗ «Алабуга» безнадежно отстает от требований времени и потребностей развивающейся промышленности. Каждый проект, реализуемый в ОЭЗ «Алабуга», в конечном итоге ведет не только к росту объемов и расширению линейки производимой продукции и повышению налоговых отчислений, но также является и мощным стимулом для инфраструктурных перемен, без которых увеличение объемов производства и расширение линейки выпускаемой продукции теряют смысл: построить предприятия и установить мощное оборудование — только половина дела. Необходимо обеспечить производства сырьем, а также создать условия для отгрузки потребителям товарной продукции, что практически нереально при существующих транспортных проблемах[6].

Загруженность автомобильных дорог превзошла 200%, и если оставить все как есть, придется искать решения по поставке ресурсов. Эти проблемы не решаются в рамках стратегии республики. Тем более не решаются в рамках ОЭЗ «Алабуга». Для этого нужен федеральный документ, который позволит сосредоточить все возможности для преобразования инфраструктуры.

В августе 2018 года правительство России подписало распоряжение, утверждающее изменения в схему территориального планирования федерального транспорта и автомобильных дорог федерального значения. В частности, в документе согласуются и моменты, касающиеся непосредственно ОЭЗ «Алабуга».

Согласно новой концепции, в Закамье планируется построить новую высокоскоростную магистраль протяженностью около 90 км с мостом.  Появление этой трассы позволит существенно облегчить логистику грузов, что особенно важно, учитывая, какими темпами развиваются предприятия ОЭЗ «Алабуга». Кроме того, она значительно снизит нагрузку на существующую транспортную инфраструктуру.

В марте 2020 года во время визита в Татарстан заместителя председателя правительства РФ Юрия Борисова поднимался вопрос о необходимости поддержки на федеральном уровне вопроса развития в Закамье, в частности автомобильной транспортной системы, всего того, что определяет успешность закупочно-сбытовой деятельности, логистических потоков, крайне важных для развития ОЭЗ «Алабуга»[6].

Таким образом, проблемы у автотранспортных грузоперевозок в ОЭЗ «Алабуга» есть, однако современный подход к осуществлению перевозки, неустанная работа профессионалов делает незначительными, едва заметными все вышеперечисленные трудности.

Список литературы

  1. Актуальные проблемы автомобильного транспорта / под общ.ред. профессора Ю. В. Баженова. – Владимир, 2018. – 188 с.
  2. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона (на примере ОЭЗ «Алабуга») // Режим доступа: https://moluch.ru/archive/196/48669/ (дата обращения: 18.05.2021)
  3. Россия. Особые Экономические Зоны// Режим доступа: http://www.russez.ru/oez/industrial/tatarstan/alabuga (дата обращения: 20.05.2021)
  4. «Алабуга» признана лучшей промышленно-производственной ОЭЗ в России// Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/12/01/849081-alabuga-priznana(дата обращения: 20.05.2021)
  5. Ключевые проблемы в отрасли автомобильных перевозок и варианты их решения // Режим доступа: https://alabuga.ru/ru/(дата обращения: 21.05.2021)
  6. Логистика Камской агломерации нуждается в реконструкции // Режим доступа: https://realnoevremya.ru/articles/188476-uchastie-gruppy-taif-v-razvitii-logisticheskoy-sistemy-zakamya (дата обращения: 21.05.2021)
  7. Проблемы и инновации рынка грузоперевозок // Режим доступа: https://igrader.ru/gruzoperevozki/problemy-i-innovaczii-rynka-gruzoperevozok/ (дата обращения: 22.05.2021)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее