РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ СРЕДСТВАМИ ИЗОТЕРАПИИ

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ СРЕДСТВАМИ ИЗОТЕРАПИИ

Авторы публикации

Рубрика

Психология

Просмотры

7

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (68), Июнь ‘22

Дата публикации 06.06.2022

Поделиться

В статье рассматривается проблема развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с ДЦП. Дается характеристика детей младшего школьного возраста с ДЦП. Изотерапия рассматривается, как эффективный метод повышения коммуникативных навыков у детей  с ДЦП.

 

Развитие коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста с детским церебральным параличом (далее – ДЦП) остается одной из наиболее актуальных проблем современного общества, так как рост численности детей с ограниченными возможностями выступает в качестве устойчивой тенденции социального развития.

ДЦП занимает особое место в структуре заболеваемости и инвалидности детского населения. Частота его появления имеет постоянную тенденцию к увеличению, занимая первое место среди заболеваний центральной нервной системы.

ДЦП – это тяжелое заболевание, которое возникает у ребенка в результате поражения головного и спинного мозга на ранних этапах его формирования. Основным клиническим симптомом при ДЦП является нарушение двигательных функций, кроме этого, у детей с ДЦП имеют место нарушения зрения, слуха, речи, интеллекта.

Нарушения коммуникативных возможностей и способности к приему и переработке информации являются доминирующими в социальном развитии ребенка младшего школьного возраста с ДЦП. В связи с этим дети испытывают трудности при обучении, освоении родного языка, чтении, что негативно отражается на дальнейшей социализации ребенка.

Социализация – это процесс становления личности, усвоения определенной системы обучения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

Важнейшим условием вхождения ребенка младшего школьного возраста с ДЦП в мир взрослых людей и сверстников является развитие коммуникативных навыков. Коммуникативные навыки представляют собой способность одного человека взаимодействовать с другими, при этом правильно интерпретируя получаемую информацию и передавая ее, это знание правил и норм общения, владение технологией общения [4].

Эффективным методом развития коммуникативных навыков является изотерапия – один из наиболее распространенных и широко применяемых видов арт-терапии, заключающийся в использовании изобразительного искусства. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе [3].

Использование творческих методов в развитии коммуникативных  навыков и, как следствие, навыков успешной социализации у детей с детским церебральным параличом приобретает большую популярность.

Изотерапия – одно из наиболее популярных и широко применяемых направлений арт-терапии, которое заключается в использовании художественных техник.

Одной из основных функций изотерапии является социально-адаптивная, она направлена на преодоление сложностей коммуникации, осознание своих переживаний, формирование позитивной Я-концепции, уверенности в себе, самооценки через эмоционально-практическую форму выражения в продуктах художественной деятельности, созданных ребенком с ДЦП [2].

Методы изотерапии широко используются в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья при коррекции эмоционально-волевой и коммуникативной сферы. Изотерапия затрагивает творческие способности ребенка, поощряя их развитие, что, в свою очередь, ведет к развитию внутренних самоисцеляющих ресурсов человека, тесно связанных с творческой, созидательной деятельностью [5]. Поэтому, так важно разрабатывать и внедрять новые методы в работу с детьми с ДЦП, основанные на творческом подходе. Арт-терапевтические методики, прежде всего, предоставляют неограниченные возможности для самовыражения и самореализации своего «Я» в продуктах творчества, так как создаваемые ребенком с особенностями развития образы, объектируя его аффективное отношение к миру, облегчают процесс коммуникации, инкультурации и установления отношений с окружающим миром [1].

Искусство оказывает благоприятное влияние на повышение коммуникативных навыков, позволяет развить социальные компетенции и способности, повышает уверенность в себе и снижает раздражительность и агрессивность ребенка с ДЦП.

Проведение интегрированных коррекционно-развивающих занятий, основанных на изотерапии, наиболее эффективно, так как у ребенка с ДЦП появляется возможность реализовать свои творческие способности и фантазию, у детей обогащается словарный запас, развиваются коммуникативные умения.

Арт-терапевтическая среда психологически безопасна, безоценочна, свободна. Продукт творчества ребенка дает возможность проследить динамику развития. Изобразительная деятельность способствует не только эстетическому и нравственному воспитанию, расширению кругозора, но и коммуникативному и эмоциональному развитию. Занятия рисованием активизируют сенсорное развитие ребенка, моторику, пространственное восприятие, положительно воздействуют на формирование речи. Изотерапия создает возможности осознания собственной ценности. Облегчает процесс реабилитации и социализации детей с ДЦП.

Список литературы

  1. Белозерова, Г. М. Художественная культура как фактор инкультурации и социализации особых детей /Г.М. Белозерова. – М.: Книголюб, 2012. – 116 с.
  2. Бережная, М. С. Педагогическая система социокультурной адаптации молодежи в процессе художественно-творческой деятельности / М.С. Бережная. – М.: ВЛАДОС, 2008. – С. 24
  3. Мамайчук, И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии: учебное пособие для вузов / И.И. Мамайчук. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2019. – 318 с.
  4. Свистовская, Е.Е. Арт-терапия детей и подростков/ Е.Е. Свистовская. – М.: Когито-Центр, 2017. – 197 с.
  5. Шипицына, Л.М. Детский церебральный паралич / Л.М.Шипицина. – СПб.: Дидактика Плюс, 2001. – 272 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее