За последние несколько лет система нормативных актов, регулирующая работу российских СМИ, была подвергнута существенному пересмотру, что привело к заметному ужесточению характера и увеличению количества случаев ограничений свободы прессы, особенно применительно к использованию Интернета. Эти законодательные изменения могут оказать серьезное воздействие на условия профессиональной деятельности журналистов и работников СМИ в России.
В России регулирование средств массовой информации осуществляется как на основе норм национального законодательства (его основным инструментом является Закон No2142-1 «Закон о средствах массовой информации» – Закон о СМИ), так и норм международного права (включая Международный пакт о гражданских и политических правах и Европейскую конвенцию по правам человека). Важную роль играют и такие государственные органы как Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) и Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать), которые также издают регулирующие законодательные акты. Очевидной тенденцией в регулировании средств массовой информации становится все возрастающий контроль, в частности, существенное расширение полномочий российских государственных органов (в особенности Роскомнадзора). Эти органы могут без постановления суда блокировать доступ к интернет-сайтам, которые отказываются удалять определенную информацию, или требовать от журналистов или редакций раскрытияисточников информации. Другими заметными тенденциями являются вступление в силу (в 2014г.) с последующей отменой (в 2017 г.) так называемого «закона о блогерах» и запрет на использование нецензурной лексики. Многие из этих нормативных актов являются ответом российского правительства на развитие международной ситуации и выражают осознание возрастающей роли средств массовой информации как орудия экстремистов и международных группировок.
Общая методология российского закона о СМИ базируется на основополагающих принципах, провозглашенных в Конституции Российской Федерации. Главными из них являются свобода средств массовой информации, недопустимость цензуры и гарантия защиты свободы прессы – все они усиливаются законом о СМИ. Что касается первых двух принципов, законом установлено, что они не должны подвергаться ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Что касается гарантий защиты свободы прессы, то существующие ограничения и/или запреты касаются распространения информации о наркотиках, контртеррористических операций, о детях, которые стали жертвами преступлений, информации, воздействующей на подсознание и касающейся деятельности экстремистов. Кроме этого, закон о СМИ и другие нормативные акты содержат определенные ограничения для средств массовой информации; цель этих ограничений состоит в защите интересов общества. Закон о традиционных семейных ценностях устанавливает ограничения на «распространение нетрадиционных половых отношений» (фраза, не определенная законодательством). Равным образом, Антитабачный закон запрещает рекламу или продвижение табачной продукции и процесса потребления табака. И наконец, Закон о защите детей требует, чтобы производители информации, представляющей вред для здоровья и развития детей, маркировали такую продукцию соответствующими знаками возрастной доступности; а закон о СМИ устанавливает специальные правила, определяющие распространение материалов эротического содержания. Продукция СМИ, выпускаемая на территории Российской Федерации, подлежит регистрации в Роскомнадзоре. Для инициирования процедуры регистрации заявитель должен подать формальное заявление, включающее обязательную информацию, определяемую Приказом Министра связи и массовых коммуникаций No362. Согласно закону о СМИ, некоторые виды продукции СМИ освобождаются от регистрации (например, продукция, выпускаемая органами государственной власти).
В течение ряда последних лет степень регулирования российского законодательства в области СМИ значительно возросла. Усиление роли правительства в части контроля над СМИ действительно сформировало новую правовую тенденцию в России. Роль финансовых регуляторов также выросла в рамках новой общей тенденции. Все публикации на темы экономики и бизнеса, которые могут оказать потенциальное воздействие на работу финансовых рынков, находятся подпристальным вниманием Центрального Банка Российской Федерации. Новый финансовый мегарегулятор получил широкие полномочия по предотвращению операций на основе инсайдерской информации и манипуляции рынков, включая право нарушать правила конфиденциальности итребовать от журналистов и редакций раскрытия источников информации. Вместе с тем, новым законам и нормативным актам часто не хватает четкости, особенно при определении самых непростых тем в области регулирования СМИ (таких как освещение экстремистской деятельности или защита прав несовершеннолетних). В условиях отсутствия достаточно развитой и последовательной практики выполнения судебных решений и соблюдения требований нормативных актов, роль государственных органов в толковании законов становится всеобъемлющей. Это приводит к существенному росту риска произвола применения законодательства судами и регулятивными органами, на которые также воздействует текущая политическая ситуация.
Еще раз стоит отметить, беря во внимание вышесказанное, что правовое регулирование отношений в сфере массовой информации имеет принципиальное значение для обеспечения оптимального функционирования средств массовой информации (СМИ) как важнейшего демократического института, с помощью которого реализуются конституционные права граждан на свободу мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, свободу экономической деятельности, свободу творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и т.д. Именно через СМИ в первую очередь современное общество способно контролировать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, политических партий и иных субъектов публичного права. При этом сама деятельность СМИ нуждается в комплексном правовом регулировании, способном обеспечить баланс интересов личности, общества и государства.
В современных условиях вопрос оптимального правового регулирования СМИ приобретает особое значение в связи с общемировыми процессами глобализации, формирования глобального информационного общества, становления экономики, основанной на знании, и прогрессирующей гармонизацией общеевропейского правового пространства. В таком контексте проблемы правового регулирования СМИ приобретают стратегическое значение.
Одной из ключевых проблем, связанных с регулированием отношений в сфере массовой информации, является построение эффективной системы правового регулирования данных отношений. Здесь прежде всего многими специалистами отмечается необходимость совершенствования как самого Закона о СМИ (или принятие нового закона), так и развитие всего законодательства в сфере деятельности СМИ. Закон о СМИ по многим положениям является рамочным, закладывающим общие ориентиры правового регулирования отношений в сфере массовой информации. В связи с этим сегодня есть необходимость построения концепции развития законодательства в этой сфере.
Проблема правового регулирования деятельности средств массовой информации (СМИ) весьма актуальна, так как в настоящее время продолжается формирование и развитие основных институтов демократии, которые являются базой для закрепления новых для Российского общества функций и форм государства. В Российской Федерации возникли проблемы, из-за отсутствия четко закрепленных рамок свободы массовой информации и свободы слова, которые связаны с воспитанием психологического состояния общества, защиты нравственности, а также из-за отсутствия несоответствующей защиты вышеперечисленных прав, которые обязаны осуществляться со стороны государства и общества.
Деятельность средств массовой информации, издательств и лиц, которые размещают массовую информация в сети Интернет, а также информации представляемая ими, не отвечают интересам укрепления и сохранения жизнеспособности государства. В Российском законодательстве существуют пробелы, которые приводят к злоупотреблению служебных полномочий. Актуальность диссертационного исследования предопределяется также наличием объективных предпосылок для обновления российского законодательства о средствах массовой информации. С одной стороны, очевидны радикальные изменения, произошедшие в сфере массовой информации за последние 15-20 лет, в результате чего - и в значительной степени благодаря именно законодательству о СМИ - сформировалась принципиально иная ситуация в медийной сфере, предопределившая ломку привычных стереотипов и зарождение новых - может быть, не всегда оптимальных и позитивных - отношений по учреждению СМИ и организации их функционирования, по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и т.д. На тот же период времени приходится и радикальное изменение всей российской правовой системы, что не может не влиять на законодательство о СМИ. Одновременно прогрессирует международно-правовой инструментарий в данной сфере: обновляется и дополняется нормативный арсенал Совета Европы, ОБСЕ и ЮНЕСКО в области обеспечения информационного плюрализма и транспарентности, предотвращения монополизации, совершенствуется правоприменительная практика Европейского суда по правам человека по статье 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С другой стороны, научное осмысление процессов, происходящих в сфере права массовой информации, с позиций современного правоведения несколько запаздывает. Особенно это касается комплексных исследований, имеющих непосредственный выход на практику правотворчества и правоприменения. Потребность в таких работах весьма велика, поскольку общество объективно нуждается в научно выверенных рекомендациях по совершенствованию законодательства о СМИ и практики его применения.
Следует подчеркнуть, что Президент и Правительство Российской Федерации неоднократно поднимали вопросы, требующие для своего решения внимательного изучения и учета общеевропейского опыта. Речь идет, прежде всего, о присоединении к Европейской конвенции о трансграничном телевидении, а также о переходе на цифровое телерадиовещание и о формировании общественного телевидения, что предполагает использование соответствующих рекомендаций Совета Европы (Rec (96)10, Rec (99)1, Rec (2000)23, Rec (2003)9 и др.). Вот почему изучение и освоение европейского опыта правового регулирования в сфере СМИ является в настоящее время особенно актуальным.
Список литературы
- Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021)
- Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей".
- Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
- Карпухин С.В.«Регулирование СМИ в России. Анализ Правового Поля и тенденций» 2019 г.
- Шарипов Л.З. «Проблемы правового регулирования средств массовой информации в России»// Научный журнал «Novaum». Выпуск № 25 16.05.2020.