Правовое регулирование в сфере массовой информации Российской Федерации

Правовое регулирование в сфере массовой информации Российской Федерации

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

387

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (68), Июнь ‘22

Дата публикации 05.06.2022

Поделиться

Журналистика  в  глобальном  масштабе  претерпевает  значительные  изменения.  Социальные  сети, круглосуточные  новостные  ленты  и  все  возрастающая  конкуренция  изменяют  формы  потребления продукции  СМИ.  Все большее  и больше  людей  читают  и  распространяют  новости  при  помощи своих телефонов;  грань,  проходящая  между  журналистом  и  случайным  наблюдателем,  становится  почти неуловимой;  и  глобализация  журналистики  становится  нормой.  В  условиях  информационного  шума роль квалифицированного и беспристрастного журналиста становится как никогда значимой.

За  последние  несколько  лет  система  нормативных  актов,  регулирующая  работу российских   СМИ,   была   подвергнута   существенному   пересмотру,   что   привело   к   заметному ужесточению  характера  и  увеличению  количества  случаев  ограничений  свободы  прессы,  особенно применительно   к   использованию   Интернета.   Эти   законодательные   изменения   могут   оказать серьезное воздействие на условия профессиональной деятельности журналистов и работников СМИ в России.

В   России   регулирование   средств массовой   информации   осуществляется   как   на   основе   норм национального  законодательства  (его  основным  инструментом  является  Закон  No2142-1  «Закон  о средствах  массовой  информации» – Закон  о  СМИ),  так  и  норм  международного  права  (включая Международный  пакт  о  гражданских  и  политических  правах  и  Европейскую  конвенцию  по  правам человека). Важную роль играют и такие государственные органы как Федеральная служба по надзору в    сфере    связи,    информационных    технологий    и    массовых    коммуникаций    (Роскомнадзор)    и Федеральное  агентство  по  печати  и  массовым  коммуникациям  (Роспечать),  которые  также  издают регулирующие законодательные акты. Очевидной    тенденцией    в    регулировании    средств    массовой    информации    становится    все возрастающий    контроль,    в    частности,    существенное    расширение    полномочий    российских государственных  органов  (в  особенности  Роскомнадзора).  Эти  органы  могут  без  постановления  суда блокировать  доступ  к  интернет-сайтам,  которые  отказываются  удалять  определенную  информацию, или требовать от журналистов или редакций раскрытияисточников информации. Другими заметными тенденциями   являются   вступление   в   силу (в 2014г.) с последующей отменой (в 2017 г.) так   называемого   «закона   о   блогерах»  и   запрет   на использование нецензурной лексики. Многие   из   этих   нормативных   актов   являются   ответом   российского   правительства   на   развитие международной  ситуации  и  выражают  осознание  возрастающей  роли  средств  массовой  информации как орудия экстремистов и международных группировок.

Общая   методология   российского   закона   о   СМИ   базируется   на   основополагающих   принципах, провозглашенных в Конституции Российской Федерации. Главными из них являются свобода средств массовой  информации,  недопустимость  цензуры  и  гарантия  защиты  свободы  прессы – все  они усиливаются законом о СМИ. Что касается первых двух принципов, законом установлено, что они не должны  подвергаться  ограничениям,  за  исключением  случаев,  предусмотренных  законодательством Российской   Федерации.   Что   касается   гарантий   защиты   свободы   прессы,   то   существующие ограничения и/или запреты касаются распространения информации о наркотиках, контртеррористических  операций,  о  детях,  которые  стали  жертвами  преступлений,  информации, воздействующей на подсознание и касающейся деятельности экстремистов. Кроме  этого,  закон  о  СМИ  и  другие  нормативные  акты  содержат  определенные  ограничения  для средств массовой информации; цель этих ограничений состоит в защите интересов общества. Закон о традиционных семейных ценностях устанавливает ограничения на «распространение нетрадиционных   половых   отношений»   (фраза,   не   определенная   законодательством).   Равным образом,  Антитабачный закон  запрещает  рекламу  или  продвижение  табачной  продукции  и  процесса потребления  табака.  И  наконец,  Закон  о  защите  детей  требует,  чтобы  производители  информации, представляющей    вред    для    здоровья    и    развития    детей,    маркировали    такую    продукцию соответствующими  знаками  возрастной  доступности;  а  закон  о  СМИ  устанавливает  специальные правила, определяющие распространение материалов эротического содержания. Продукция   СМИ,   выпускаемая   на   территории   Российской   Федерации,   подлежит   регистрации   в Роскомнадзоре.  Для  инициирования  процедуры  регистрации  заявитель  должен  подать  формальное заявление,  включающее  обязательную  информацию,  определяемую  Приказом  Министра  связи  и массовых   коммуникаций   No362.   Согласно   закону   о   СМИ,   некоторые   виды   продукции   СМИ освобождаются   от   регистрации   (например,   продукция,   выпускаемая   органами   государственной власти).

В течение ряда последних лет степень регулирования российского законодательства в области СМИ значительно возросла. Усиление роли правительства в части контроля над СМИ действительно сформировало новую правовую тенденцию в России. Роль  финансовых  регуляторов  также  выросла  в  рамках  новой  общей  тенденции.  Все  публикации  на темы экономики и бизнеса, которые могут оказать потенциальное воздействие на работу финансовых рынков,  находятся  подпристальным  вниманием  Центрального  Банка  Российской  Федерации.  Новый финансовый  мегарегулятор  получил  широкие  полномочия  по  предотвращению  операций  на  основе инсайдерской     информации     и     манипуляции     рынков,     включая     право     нарушать     правила конфиденциальности итребовать от журналистов и редакций раскрытия источников информации. Вместе  с  тем,  новым  законам  и  нормативным  актам  часто  не  хватает  четкости,  особенно  при определении   самых   непростых   тем   в   области   регулирования   СМИ   (таких   как   освещение экстремистской   деятельности   или   защита   прав   несовершеннолетних).   В   условиях   отсутствия достаточно  развитой  и  последовательной  практики  выполнения  судебных  решений  и  соблюдения требований  нормативных  актов,  роль  государственных  органов  в  толковании  законов  становится всеобъемлющей.     Это     приводит     к     существенному     росту     риска     произвола     применения законодательства   судами   и   регулятивными   органами,   на   которые   также   воздействует   текущая политическая ситуация.

Еще раз стоит отметить, беря во внимание вышесказанное, что правовое регулирование отношений в сфере массовой информации имеет принципиальное значение для обеспечения оптимального функционирования средств массовой информации (СМИ) как важнейшего демократического института, с помощью которого реализуются конституционные права граждан на свободу мысли и слова, право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию, свободу экономической деятельности, свободу творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и т.д. Именно через СМИ в первую очередь современное общество способно контролировать деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, политических партий и иных субъектов публичного права. При этом сама деятельность СМИ нуждается в комплексном правовом регулировании, способном обеспечить баланс интересов личности, общества и государства.

В современных условиях вопрос оптимального правового регулирования СМИ приобретает особое значение в связи с общемировыми процессами глобализации, формирования глобального информационного общества, становления экономики, основанной на знании, и прогрессирующей гармонизацией общеевропейского правового пространства. В таком контексте проблемы правового регулирования СМИ приобретают стратегическое значение.

Одной из ключевых проблем, связанных с регулированием отношений в сфере массовой информации, является построение эффективной системы правового регулирования данных отношений. Здесь прежде всего многими специалистами отмечается необходимость совершенствования как самого Закона о СМИ (или принятие нового закона), так и развитие всего законодательства в сфере деятельности СМИ. Закон о СМИ по многим положениям является рамочным, закладывающим общие ориентиры правового регулирования отношений в сфере массовой информации. В связи с этим сегодня есть необходимость построения концепции развития законодательства в этой сфере.

Проблема правового регулирования деятельности средств массовой информации (СМИ) весьма актуальна, так как в настоящее время продолжается формирование и развитие основных институтов демократии, которые являются базой для закрепления новых для Российского общества функций и форм государства. В Российской Федерации возникли проблемы, из-за отсутствия четко закрепленных рамок свободы массовой информации и свободы слова, которые связаны с воспитанием психологического состояния общества, защиты нравственности, а также из-за отсутствия несоответствующей защиты вышеперечисленных прав, которые обязаны осуществляться со стороны государства и общества.

Деятельность средств массовой информации, издательств и лиц, которые размещают массовую информация в сети Интернет, а также информации представляемая ими, не отвечают интересам укрепления и сохранения жизнеспособности государства. В Российском законодательстве существуют пробелы, которые приводят к злоупотреблению служебных полномочий. Актуальность диссертационного исследования предопределяется также наличием объективных предпосылок для обновления российского законодательства о средствах массовой информации. С одной стороны, очевидны радикальные изменения, произошедшие в сфере массовой информации за последние 15-20 лет, в результате чего - и в значительной степени благодаря именно законодательству о СМИ - сформировалась принципиально иная ситуация в медийной сфере, предопределившая ломку привычных стереотипов и зарождение новых - может быть, не всегда оптимальных и позитивных - отношений по учреждению СМИ и организации их функционирования, по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и т.д. На тот же период времени приходится и радикальное изменение всей российской правовой системы, что не может не влиять на законодательство о СМИ. Одновременно прогрессирует международно-правовой инструментарий в данной сфере: обновляется и дополняется нормативный арсенал Совета Европы, ОБСЕ и ЮНЕСКО в области обеспечения информационного плюрализма и транспарентности, предотвращения монополизации, совершенствуется правоприменительная практика Европейского суда по правам человека по статье 10 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

С другой стороны, научное осмысление процессов, происходящих в сфере права массовой информации, с позиций современного правоведения несколько запаздывает. Особенно это касается комплексных исследований, имеющих непосредственный выход на практику правотворчества и правоприменения. Потребность в таких работах весьма велика, поскольку общество объективно нуждается в научно выверенных рекомендациях по совершенствованию законодательства о СМИ и практики его применения.

Следует подчеркнуть, что Президент и Правительство Российской Федерации неоднократно поднимали вопросы, требующие для своего решения внимательного изучения и учета общеевропейского опыта. Речь идет, прежде всего, о присоединении к Европейской конвенции о трансграничном телевидении, а также о переходе на цифровое телерадиовещание и о формировании общественного телевидения, что предполагает использование соответствующих рекомендаций Совета Европы (Rec (96)10, Rec (99)1, Rec (2000)23, Rec (2003)9 и др.). Вот почему изучение и освоение европейского опыта правового регулирования в сфере СМИ является в настоящее время особенно актуальным.

Список литературы

  1. Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 01.07.2021) "О средствах массовой информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2021)
  2. Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей".
  3. Федеральный закон от 29.07.2017 г. № 276-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
  4. Карпухин С.В.«Регулирование СМИ в России. Анализ Правового Поля и тенденций» 2019 г.
  5. Шарипов Л.З. «Проблемы правового регулирования средств массовой информации в России»// Научный журнал «Novaum». Выпуск № 25 16.05.2020.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее