Полное и быстрое раскрытие преступного деяния, привлечение лиц, которые виновны в его совершении к ответственности, предусмотренной российским уголовным законодательством, становится невозможным при отсутствии слаженной и совместной работы органов предварительного следствия и дознания.
Потребность в таком взаимодействии связана с тем, что для реализации поставленных перед органами дознания и следователем задач, у них имеются различные полномочия, применяются разные методы и средства для раскрытия и расследования преступлений. В деятельность следователя входит, прежде всего, применение процессуальных средств в расследовании, в то время как органы дознания используют в своей работе оперативные розыскные, процессуальные и административные правовые средства. Оперативная розыскная деятельность, проводимая органами дознания, обладает существенным значением в раскрытии и выявлении преступлений, которые являются неочевидными, в разоблачении изощренный способов осуществления преступной деятельности. Важное значение также отводится обстоятельству, согласно которому следователь и органы дознания относятся к самостоятельным органам расследования и поэтому не обязаны подчиняться друг другу. Такие обстоятельства требуют урегулирования отношений между ними, которые являются правовыми и организационными, а также четкой согласованности их действий и решений [5, с. 192].
В практической деятельности органы дознания и следователь взаимодействуют при расследовании не каждого уголовного дела, а только при наличии обусловленности такой необходимости определенными обстоятельствами в каждом конкретном случае. Как правило, наиболее часто данные органы взаимодействуют при следующих условиях:
- при расследовании уголовного дела, в котором для обнаружения замаскированного преступления предварительно использовались оперативные розыскные меры;
- в ситуации, когда уголовное дело возбуждается органами дознания и для этого дела обязательным является предварительное следствие;
- при расследовании дела, в котором не обнаружено лицо, которое совершило преступное деяние;
- в ситуации, когда неизвестным является место нахождения лица, которое имеет статус обвиняемого;
- в ситуации, когда следователь затрудняется в отыскании доказательств;
- в ситуации, когда неизвестным является местонахождение имущества, которое подлежит аресту для обеспечения гражданского иска либо конфискации имущества [4, с. 231].
Взаимодействие следователя и органа дознания осуществляется на законных основаниях. Так, в УПК РФ содержатся нормы, в которых установлен порядок такого взаимодействия, в частности, это ст.ст. 140-141, 144-145, 149, 157 и другие [1]. Помимо этого, необходимо отметить, что оперативная розыскная деятельность, которую осуществляют органы дознания, регламентирована Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» [2].
Взаимодействие органов дознания и следователей основано на наличии у сторон взаимной заинтересованности к такому сотрудничеству. В некоторых случаях материалы следствия могут быть исходным условием для осуществления оперативной розыскной деятельности, которая необходимо для расследования дела, производством которого занимается следователь. В других случаях, напротив, результаты, полученные при проведении оперативных розыскных мероприятий, выступают правовой и фактической основой в возбуждении дела, а также определяют основные направления в процессуальном расследовании.
Для осуществления успешного взаимодействия не только орган дознания должен оказывать помощь следователю во время предварительного расследования, но и следователь должен оказать содействие органу дознания в выполнении розыскных мер. Так, в обязанности следователя входит информирование органа дознания об обстоятельствах и фактах, которые стали ему известны и обладают значением для оперативной розыскной деятельности, а при необходимости предоставить дознавателю возможность ознакомиться с материалами дела, версиями следствия, планом расследования и пр. [7, с. 66].
На основании изложенного, взаимодействие органов дознания и предварительного следствия при расследовании уголовных дел представляет собой законное сотрудничество не подчиняющихся друг другу органов государства, действующих согласованно и целесообразно, по определенному заранее плану, сочетая различные непроцессуальные и процессуальные методы, способы и средства для раскрытия, пресечения, предупреждения преступлений, привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, розыска лиц, которые обвиняются в совершении деяния, обеспечения возмещения причиненного данным деянием ущерба.
Общими условиями взаимодействия являются требования, которые установлены в законе, оперативно-розыскной и следственной практике и являются обязательными к соблюдению следователем и органами дознания во время осуществления сотрудничества в уголовном процессе. Общими условиями взаимодействия являются:
- соблюдение законности в строгом порядке;
- четкость в разграничении компетенции следователя и органов дознания;
- выполнение следователем организующей роли во время взаимодействия с органом дознания;
- неразглашение информации о методах и средствах, которые используются в оперативной розыскной работе;
- самостоятельность органов дознания при выборе методов и средств, которые применяются в процессе выполнения розыскных мероприятий [3, с. 18].
Необходимо также различать организационные и процессуальные формы взаимодействия. Процессуальными формами взаимодействия являются законные способы сотрудничества органа дознания и следователя, которые обеспечивают согласованность в деятельности данных органов и целесообразность в сочетании их возможностей. К процессуальным формам взаимодействия органов дознания и следователя относятся:
- рассмотрение дознавателем сообщений заявлений о преступлении, проверка наличия основания для возбуждения дела;
- уведомление дознавателем следователя о преступлении, которое обнаружено, принятие мер, связанных с охраной лица, которое задержано и подозревается в деянии, места происшествия;
- принятие дознавателем мер для пресечения либо предотвращения преступления, для закрепления следов его осуществления;
- осуществление дознавателем поручений от следователя, связанным с проверкой данных, которые обладают значение для разрешения вопроса о возбуждении дела;
- возбуждение дознавателем дела, в котором обязательным является предварительное следствие и производство неотложных следственных действий, передача данного дела следователю;
- принятие дознавателем оперативных розыскных мер по делу, переданному им следователю в случае, когда лицо, которое совершило деяние, не установлено;
- производство дознавателем следственных действий в соответствии с поручениями следователя;
- содействие следователю органом дознания при выполнении некоторых следственных действий;
- обмен сведениями между органом дознания и следователем [8, с. 448].
К организационным формам взаимодействия относятся конкретные способы сотрудничества связи между органом дознания и следователем, которые обеспечивают их согласованное и эффективное участие в расследовании дела. Таковыми являются следующие формы взаимодействия:
- совместный выезд в иные районы – по месту нахождения похищенного, следов деяния, самого преступника и пр.;
- совместный выезд на место происшествия;
- согласованное планирование оперативных розыскных мер и следственных действий;
- создание следственно-оперативных совместных групп для расследования определенного преступного деяния [6, с. 331].
Организационные формы не обладают правовым характером и не установлены в законодательстве, однако, они обладают чрезвычайно важным практическим значением, так как при их правильной организации они способствуют обеспечению максимально результативной и согласованной деятельности органов дознания и следователя по расследованию дела.
Правовые и организационные формы взаимодействия между органом дознания и следователем конкретизируются для каждого этапа уголовного процесса, в том числе они обладают специфическими особенностями на стадии возбуждения, расследования дела либо при розыске и установлении лиц, которые подлежат привлечению к уголовной ответственности.
Таким образом, многие преступления не могут быть расследованы без взаимодействия следователя с органами дознания, которые обладают правом осуществления оперативной розыскной деятельности. Необходимость взаимодействия данных субъектов обусловлена, тем, что они обладают особенными, присущими только им средствами, позволяющими раскрыть преступление.
Список литературы
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: по сост. на 19 апреля 2022 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 1. Ст. 69.
- Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ: по сост. 1 апреля 2022 г. // Собрание законодательства РФ. 2022. № 14. Ст. 2190.
- Абрамова Л.Л. Формы взаимодействия следователя с органом дознания / Л.Л. Абрамова, Н.Г. Логинова // Взаимодействие следователя с органом дознания: законодательное регулирование и правоприменительная практика. Красноярск. 2021. С. 18-26.
- Журтов А.Б. Особенности взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений / А.Б. Журтов // Успехи современной науки. 2017. Т. 6. № 4. С. 231-233.
- Кругликов А.П. О понятии и системе форм взаимодействия следователей и органов дознания в процессе расследования и раскрытия преступлений / А.П. Кругликов // Успехи современной науки. 2017. Т. 7. № 3. С. 192-194.
- Малыхина Н.И. К вопросу о формах взаимодействия следователя и органов дознания по уголовным делам / Н.И. Малыхина, А.А. Давлетова // Молодой ученый. 2020. № 47. С. 331-333.
- Умаров М.К. Проблемы осуществления взаимодействия следователя и органа дознания при производстве по уголовным делам / М.К. Умаров // The Scientific Heritage. 2019. № 41-3. С. 66-67.
- Шумский А. Ю. Правовые основы взаимодействия следователя с органами дознания / А.Ю. Шумский // Актуальные вопросы производства предварительного следствия. Москва. 2019. С. 448-452.