Взаимодействие следователя и органа дознания в уголовном процессе

Взаимодействие следователя и органа дознания в уголовном процессе

В статье рассмотрены теоретические аспекты взаимодействия следователя и органа дознания в уголовном процессе: раскрывается понятие взаимодействия органов дознания и следователя, рассмотрены основания и условия для организации их взаимодействия, определены формы организации взаимодействия данных субъектов.

Авторы публикации

Рубрика

Уголовное право

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 23 (68), Июнь ‘22

Дата публицакии 02.06.2022

Поделиться

Полное и быстрое раскрытие преступного деяния, привлечение лиц, которые виновны в его совершении к ответственности, предусмотренной российским уголовным законодательством, становится невозможным при отсутствии слаженной и совместной работы органов предварительного следствия и дознания.

Потребность в таком взаимодействии связана с тем, что для реализации поставленных перед органами дознания и следователем задач, у них имеются различные полномочия, применяются разные методы и средства для раскрытия и расследования преступлений. В деятельность следователя входит, прежде всего, применение процессуальных средств в расследовании, в то время как органы дознания используют в своей работе оперативные розыскные, процессуальные и административные правовые средства. Оперативная розыскная деятельность, проводимая органами дознания, обладает существенным значением в раскрытии и выявлении преступлений, которые являются неочевидными, в разоблачении изощренный способов осуществления преступной деятельности. Важное значение также отводится обстоятельству, согласно которому следователь и органы дознания относятся к самостоятельным органам расследования и поэтому не обязаны подчиняться друг другу. Такие обстоятельства требуют урегулирования отношений между ними, которые являются правовыми и организационными, а также четкой согласованности их действий и решений [5, с. 192].

В практической деятельности органы дознания и следователь взаимодействуют при расследовании не каждого уголовного дела, а только при наличии обусловленности такой необходимости определенными обстоятельствами в каждом конкретном случае. Как правило, наиболее часто данные органы взаимодействуют при следующих условиях:

- при расследовании уголовного дела, в котором для обнаружения замаскированного преступления предварительно использовались оперативные розыскные меры;

- в ситуации, когда уголовное дело возбуждается органами дознания и для этого дела обязательным является предварительное следствие;

- при расследовании дела, в котором не обнаружено лицо, которое совершило преступное деяние;

- в ситуации, когда неизвестным является место нахождения лица, которое  имеет статус обвиняемого;

- в ситуации, когда следователь затрудняется в отыскании доказательств;

- в ситуации, когда неизвестным является местонахождение имущества, которое подлежит аресту для обеспечения гражданского иска либо конфискации имущества [4, с. 231].

Взаимодействие следователя и органа дознания осуществляется на законных основаниях. Так, в УПК РФ содержатся нормы, в которых установлен порядок такого взаимодействия, в частности, это ст.ст. 140-141, 144-145, 149, 157 и другие [1]. Помимо этого, необходимо отметить, что оперативная розыскная деятельность, которую осуществляют органы дознания, регламентирована Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» [2].

Взаимодействие органов дознания и следователей основано на наличии у сторон взаимной заинтересованности к такому сотрудничеству. В некоторых случаях материалы следствия могут быть исходным условием для осуществления оперативной розыскной деятельности, которая необходимо для расследования дела, производством которого занимается следователь. В других случаях, напротив, результаты, полученные при проведении оперативных розыскных мероприятий, выступают правовой и фактической основой в возбуждении дела, а также определяют основные направления в процессуальном расследовании.

Для осуществления успешного взаимодействия не только орган дознания должен оказывать помощь следователю во время предварительного расследования, но и следователь должен оказать содействие органу дознания в выполнении розыскных мер. Так, в обязанности следователя входит информирование органа дознания об обстоятельствах и фактах, которые стали ему известны и обладают значением для оперативной розыскной деятельности, а при необходимости предоставить дознавателю возможность ознакомиться с материалами дела, версиями следствия, планом расследования и пр. [7, с. 66].

На основании изложенного, взаимодействие органов дознания и предварительного следствия при расследовании уголовных дел представляет собой законное сотрудничество не подчиняющихся друг другу органов государства, действующих согласованно и целесообразно, по определенному заранее плану, сочетая различные непроцессуальные и процессуальные методы, способы и средства для раскрытия, пресечения, предупреждения преступлений, привлечения виновных лиц к уголовной ответственности, розыска лиц, которые обвиняются в совершении деяния, обеспечения возмещения причиненного данным деянием ущерба.

Общими условиями взаимодействия являются требования, которые установлены в законе, оперативно-розыскной и следственной практике и являются обязательными к соблюдению следователем и органами дознания во время осуществления сотрудничества в уголовном процессе. Общими условиями взаимодействия являются:

- соблюдение законности в строгом порядке;

- четкость в разграничении компетенции следователя и органов дознания;

- выполнение следователем организующей роли во время взаимодействия с органом дознания;

- неразглашение информации о методах и средствах, которые используются в оперативной розыскной работе;

- самостоятельность органов дознания при выборе методов и средств, которые применяются в процессе выполнения розыскных мероприятий [3, с. 18].

Необходимо также различать организационные и процессуальные формы взаимодействия. Процессуальными формами взаимодействия являются законные способы сотрудничества органа дознания и следователя, которые обеспечивают согласованность в деятельности данных органов и целесообразность в сочетании их возможностей. К процессуальным формам взаимодействия органов дознания и следователя относятся:

- рассмотрение дознавателем сообщений заявлений о преступлении, проверка наличия основания для возбуждения дела;

- уведомление дознавателем следователя о преступлении, которое обнаружено, принятие мер, связанных с охраной лица, которое задержано и подозревается в деянии, места происшествия;

- принятие дознавателем мер для пресечения либо предотвращения преступления, для закрепления следов его осуществления;

- осуществление дознавателем поручений от следователя, связанным с проверкой данных, которые обладают значение для разрешения вопроса о возбуждении дела;

- возбуждение дознавателем дела, в котором обязательным является предварительное следствие и производство неотложных следственных действий, передача данного дела следователю;

- принятие дознавателем оперативных розыскных мер по делу, переданному им следователю в случае, когда лицо, которое совершило деяние, не установлено;

- производство дознавателем следственных действий в соответствии с поручениями следователя;

- содействие следователю органом дознания при выполнении некоторых следственных действий;

- обмен сведениями между органом дознания и следователем [8, с. 448].

К организационным формам взаимодействия относятся конкретные способы сотрудничества связи между органом дознания и следователем, которые обеспечивают их согласованное и эффективное участие в расследовании дела. Таковыми являются следующие формы взаимодействия:

- совместный выезд в иные районы – по месту нахождения похищенного, следов деяния, самого преступника и пр.;

- совместный выезд на место происшествия;

- согласованное планирование оперативных розыскных мер и следственных действий;

- создание следственно-оперативных совместных групп для расследования определенного преступного деяния [6, с. 331].

Организационные формы не обладают правовым характером и не установлены в законодательстве, однако, они обладают чрезвычайно важным практическим значением, так как при их правильной организации они способствуют обеспечению максимально результативной и согласованной деятельности органов дознания и следователя по расследованию дела.

Правовые и организационные формы взаимодействия между органом дознания и следователем конкретизируются для каждого этапа уголовного процесса, в том числе они обладают специфическими особенностями на стадии возбуждения, расследования дела либо при розыске и установлении лиц, которые подлежат привлечению к уголовной ответственности.

Таким образом, многие преступления не могут быть расследованы без взаимодействия следователя с органами дознания, которые обладают правом осуществления оперативной розыскной деятельности. Необходимость взаимодействия данных субъектов обусловлена, тем, что они обладают особенными, присущими только им средствами, позволяющими раскрыть преступление.

Список литературы

  1. Шумский А. Ю. Правовые основы взаимодействия следователя с органами дознания / А.Ю. Шумский // Актуальные вопросы производства предварительного следствия. Москва. 2019. С. 448-452.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ: по сост. на 19 апреля 2022 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2022. № 1. Ст. 69.
  3. Об оперативно-розыскной деятельности: федеральный закон Российской Федерации от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ: по сост. 1 апреля 2022 г. // Собрание законодательства РФ. 2022. № 14. Ст. 2190.
  4. Абрамова Л.Л. Формы взаимодействия следователя с органом дознания / Л.Л. Абрамова, Н.Г. Логинова // Взаимодействие следователя с органом дознания: законодательное регулирование и правоприменительная практика. Красноярск. 2021. С. 18-26.
  5. Журтов А.Б. Особенности взаимодействия следователя и органа дознания при расследовании преступлений / А.Б. Журтов // Успехи современной науки. 2017. Т. 6. № 4. С. 231-233.
  6. Кругликов А.П. О понятии и системе форм взаимодействия следователей и органов дознания в процессе расследования и раскрытия преступлений / А.П. Кругликов // Успехи современной науки. 2017. Т. 7. № 3. С. 192-194.
  7. Малыхина Н.И. К вопросу о формах взаимодействия следователя и органов дознания по уголовным делам / Н.И. Малыхина, А.А. Давлетова // Молодой ученый. 2020. № 47. С. 331-333.
  8. Умаров М.К. Проблемы осуществления взаимодействия следователя и органа дознания при производстве по уголовным делам / М.К. Умаров // The Scientific Heritage. 2019. № 41-3. С. 66-67.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary