ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВИДЫ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

11

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (67), май ‘22

Дата публикации 30.05.2022

Поделиться

В статье рассматриваются виды нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов российской федерации, их сущность и видовое разнообразие. 

Нормативный правовой акт мы воспринимаем как официальный письменный документ. При этом под документом, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов», принято понимать определенный материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и (или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения [2; ст. 1].

Большое количество   нормативных актов требует их классификацию

по определенным критериям. Критериями классификации правовых актов может выступать их юридическое содержание, порядок принятия, форма внешнего выражения.

По своему юридическому содержанию правовые акты принято различать на нормативные и ненормативные (индивидуальные).

Первые   принимаются с целью регулирования однородных общественных отношений и рассчитаны на их многократное применение.

А вторые, ненормативные, т.е. индивидуальные правовые акты не содержат правовых норм. Содержание таких актов - это разрешение конкретного, носящего индивидуальный характер, юридически значимого вопроса.

Из названных последние более многочисленны в правоприменительной практике.

Могут иметь место и правовые акты смешанного характера, которые содержат наряду с нормативными предписаниями, так и персональные и обязательные юридические предписания. Такие акты с нормативными и правоприменительными нормами встречаются на практике так же не мало.

В качестве примера можно привести утверждаемый законодательными органами ежегодно региональный закон о бюджете на предстоящий год, в котором одновременно закрепляются нормативные и индивидуальные предписания. Как утверждает Т.В. Кивленок «правовая природа таких правовых актов в юридической литературе до конца не исследована» [9; 21].

Система правовых актов в субъектах Российской Федерации образуется из актов законодательного органа и исполнительных органов государственной власти данного субъекта. Принимаются они соответствующими органами со своей определенной компетенции.

В этой системе правовых актов большое место занимают акты его государственных органов исполнительной власти. От их качества, эффективности и целесообразности во многом зависит состояние правового поля данного субъекта Российской Федерации. Такое заключение можно сделать в виду того, что, органы исполнительной власти играют в правовом регулировании общественных отношений весомую роль, при этом являясь наиболее многочисленным видом правовых актов.

Можно утверждать с одной стороны, они сопровождают всю систему законодательных актов субъекта, а с другой, такие акты осуществляют правовое регулирование вопросов общественной безопасности и правопорядка, обеспечения прав, законных интересов людей, организацию деятельности органов исполнительной власти.

В Республике Ингушетия данные вопросы подробно регулируются Законом Республики Ингушетия «О нормативных правовых актах Республики Ингушетия» [7]. В статье 2 названного Закона приведена дефиниция нормативного правового акта: «Нормативный правовой акт Республики Ингушетия - письменный официальный документ установленной формы, изданный Главой Республики Ингушетия, иным полномочным на то органом государственной власти Республики Ингушетия в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть общеобязательных предписаний (правил) постоянного или временного характера, рассчитанных на многократное применение и использование органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями и учреждениями, должностными лицами, гражданами и их объединениями на всей территории Республики Ингушетия» [7; ст. 2].  Комментарий содержания этой дефиниции позволяет сделать вывод, что за основу определения нормативного правового акта Республики Ингушетия взято определение нормативного акта из теории права.

В этой же статье приводится виды нормативных актов Республики Ингушетия, которые могут применяться органами государственной власти республики, а именно:

Конституция Республики Ингушетия;

- законы Республики Ингушетия о поправках к Конституции РИ;

- конституционные законы Республики Ингушетия;

- законы Республики Ингушетия;

- постановления Народного Собрания Республики Ингушетия, имеющие нормативный характер;

- указы Главы Республики Ингушетия, имеющие нормативный характер;

- постановления Правительства Республики Ингушетия, имеющие нормативный характер;

- постановления, приказы и инструкции органов исполнительной власти Республики Ингушетия, а также положения, указания, правила и другие акты, утвержденные ими, имеющие нормативный характер.

Тем не менее, не во всех субъектах Российской Федерации приняты специальные законы о нормотворчестве, устанавливающие виды правовых актов, статус участников правотворческой деятельности и их компетенции, закрепляющие принципы правотворческого процесса, стадии и правила юридической техники.

Важное значение для классификации таких актов имеют признаки.

Д.Н. Бахрах выделяет следующие признаки правовых актов управления в субъектах Российской Федерации:

- правовой акт управления законен (подзаконен);

- правовой акт управления юридически-властное волеизъявление органа публичного управления, в котором проявляются его государственно-властные полномочия;

- правовой акт представляет собой управленческое решение, подготовленное и принятое по установленным правилам управленческого процесса для решения конкретных задач управления и реализации управленческих функций;

- правовой акт управления принимается уполномоченным субъектом публичного управления (органом государственного управления, органом местного самоуправления, должностными лицами) в пределах предоставленной законом и иными нормативными актами компетенции;

- принятие правового акта управления имеет односторонний характер;

- правовой акт управления устанавливает обязательные правила поведения, нормы права в сфере публичного управления либо регламентирует конкретные (единичные) управленческие отношения;

- правовой акт управления создает юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений либо служит юридическим фактом [8; 132].

Среди массива нормативных актов можно выделить акты исполнительной власти. К актам государственных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации относятся:

- акты главы исполнительной власти - указы и распоряжения главы субъекта Российской Федерации;

- постановления и распоряжения правительства данного субъекта;

- акты органов исполнительной власти специальной компетенции - приказы, постановления, распоряжения, указания министерств, служб и иных

установленных в данном субъекте органов исполнительной власти;

- внутриорганизационные акты руководителей иных государственных органов - приказы и распоряжения председателя контрольно-счетной палаты, председателя избирательной комиссии, уполномоченного по правам человека в субъекте.

Акты главы субъекта Российской Федерации как органа публичной власти различаются  на нормативно-правовые  и индивидуальные.

К примеру, статья 10 Закона  Республики Ингушетия «О нормативных правовых актах Республики Ингушетия» определяет, что Глава республики издает указы и распоряжения, являющиеся нормативными и индивидуальными правовыми актами, по вопросам, отнесенным к компетенции главы Республики Ингушетия, а также издает распоряжения  по вопросам внутренней организации работы своей администрации [7; ст. 10].

В тоже время в разных субъектах Российской Федерации нормативные и индивидуальные акты могут иметь различную форму и наименование. При этом указы глав республик являются в своем большинстве ненормативными, они содержат решения оперативно-распорядительного характера, т.е. о назначении на должность, о применении мер награждения и поощрения, мер дисциплинарного воздействия.

Акты главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, затрагивающие права, законные интересы и обязанности граждан, вступают в силу со дня их официального опубликования, а в Республике Ингушетия - на следующий день после опубликования, за исключением, когда в самом акте не предусмотрен иной срок. Остальные правовые  акты вступают в силу со дня их подписания. Одновременно с  подписанием правовые  акты проходят стадию официальной регистрации в данном органе, незарегистрированные акты юридической силы не имеют и на практике не допустимо.

Анализ принимаемых актов органов исполнительной власти  в субъектах Российской Федерации показывает, что они обладают теми же признаки, что и акты федерального правительства.

Анализ региональных законов о нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации свидетельствует, что отчасти они одинаковы, зачастую во многом  дублируют один другого.

Постановления высшего органа исполнительной власти, например, Правительства Республики Ингушетия - это акты имеющие общее значение в жизнедеятельности данного субъекта,  они, как правило, в большинстве имеют нормативный характер и принимаются по наиболее важным вопросам, обязательно  в коллегиальном порядке  и на заседаниях соответствующего органа. Постановления подписываются Председателем Правительства или  заместителем по его поручению.

Текущие решения по оперативным или другим служебным вопросам издаются в форме распоряжений. Распоряжения подписываются Председателем Правительства, могут первыми заместителями и заместителями председателя правительства по курируемым им по компетенции вопросам в этом случае полномочия по подписям должны быть предусмотрены в соответствующем нормативном акте.

В Федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации» [3] закреплено, что правительственные акты могут быть отменены или приостановлены главой соответствующего  субъекта в случае их противоречия федеральным законам, законам субъекта Российской Федерации и иным правовым актам, имеющим большую юридическую силу по отношению к ним. Такое же предписано и в новом Федерально законе «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [4; ст. 26].

Более того, нужно иметь ввиду, что  акты органов и должностных лиц, также как и акты глав исполнительной власти субъектов Российской Федерации, могут быть приостановлены Президентом Российской Федерации до вынесения решения соответствующим судом в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения ими прав и свобод человека и гражданина [4; ст. 24].

Тем не менее, как выше было отмечено, акты органов исполнительной власти специальной компетенции могут быть приостановлены главой субъекта Российской Федерации или правительством данного субъекта Российской Федерации.

Правовые акты управления в субъектах Российской Федерации имеют большое значение для регламентации общественных отношений, возникающих в сфере деятельности органов публичной власти в субъекте Российской Федерации, а также во всей общественной и государственной жизни региона любого конституционного вида. Название органы публичной власти субъектов Российской Федерации пришло взамен названию органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации после внесения поправок в Конституцию Российской Федерации в 2020 году [4].

В. А. Томин  считает, что «Акты субъектов Российской Федерации по предъявляемым к ним требованиям, юридическому значению и роли в процессе регулирования общественных отношений, аналогичны актам управления, принимаемыми на уровне органов федеральной государственной исполнительной власти, так как цель и назначение института правовых актов управления, как на уровне Российской Федерации, так и на уровне её субъектов практически одинаковы» [10; 34].

По юридическому предписанию соответствующей статьи Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» [4; ст. 20],  акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Наряду с этим действует и такое предписание, согласно Федерального закона «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» акты высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства  Российской Федерации, конституции (уставу) и законам самого субъекта Российской Федерации [4; ст. 25]. Согласно статьи 65 Федерального  закона  «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» с 1 января 2023 года данный закон вступает в силу в полной мере и одновременно теряет силу 184-ФЗ [4; ст. 65].

Таким образом,  можно из рассмотренного сделать вывод о том, что правовые акты управления субъектов Российской Федерации, в том числе и аналогичные акты Республики Ингушетия, направлены в первую очередь на установление порядка осуществления управленческих действий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Более того, данные правовые акты управления должны соответствовать и конкретизировать федеральное законодательство и законы, принимаемые законодательными (представительными) органами государственной власти (тоже органы публичной власти) соответствующего субъекта Российской Федерации.

Вывод из сказанного, основная роль региональных нормативных правовых актов, в том числе актов Республики Ингушетия, заключается в обеспечении всестороннего и эффективного государственного управления на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993: (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ, от 14.03. 2020 № 1-ФКЗ) // Российская газета. -2020.- № 55-16 марта.
  2. Об обязательном экземпляре документов: федер. закон 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ (в ред. от 25 февраля 2022 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995 г. № 1. Ст. 1.
  3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ (в ред. от 11 июня 2021 г., утрачивает силу с 1 января 2023 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999 г. № 42. Ст. 5005.
  4. Об общих принципах организации органов публичной власти субъектов Российской Федерации: федер. закон от декабря 2021 г. № 414-ФЗ //Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2021. – № 52 (ч.1). Ст. 8973.
  5. О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации: указ Президента РФ от 10 августа 2000 г. № 1486 (в ред. от 26 декабря 2016 г.) // СЗ РФ. - 2000. - № 33. Ст. 3356.
  6. Об утверждении Рекомендаций по проведению юридической экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации: Приказ Минюста РФ от 31мая 2012г. № 87 // Система «Гарант».
  7. О нормативных правовых актах Республики Ингушетия: закон Республики Ингушетия от 7.12.1999 № 29-РЗ (в ред. от 30.12.2020г.) // «Ингушетия. 2000. №
  8. Бахрах Д. Н. Административное право России./ Бахрах Д. Н. // Норма-Инфра - М.:, 2003 - 622 с.
  9. Кивленок Т.В. Смешанные правовые акты как вид атипичных правовых актов / Кивленок Т.В. // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2009. №.1. – С. 260-263
  10. Томин В. А. Правотворческая деятельность субъектов Российской Федерации: учебное пособие / Томин В. А. // - СПб., 2017. – 448 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее