Личностно-ориентированный подход – способ организации методической работы в дошкольном учреждении

Личностно-ориентированный подход – способ организации методической работы в дошкольном учреждении

В статье рассматривается понятие «личностно-ориентированный подход» как способ организации методической работы, а также выделяются виды, формы и принципы организации личностно-ориентированного подхода в методической работе в ДОО.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (67), май ‘22

Дата публицакии 30.05.2022

Поделиться

Личностно-ориентированный подход является основным способом организации методической работы в ДОО, определяющий основную стратегию обучения и выбор метода деятельности [2, с. 225].

В роли установки методической работы личностно-ориентированный подход выступает как единство компонентов деятельностного и личностного, И. А Зимняя обозначает, что «личностный компонент соотносится с личностно-ориентированным подходом или личностным. Подчеркивается, что может обусловливаться как личностно-деятельностный подход. Подобная трактовка позволяет подвергать анализу личностно-ориентированный подход как методико-мировоззренческую категорию, на роли участников педагогического взаимодействия выступают педагоги, производящие новые социальные взгляды в рамках базисного, личностно-деятельностного подхода» [3, с. 77].

Можно сделать вывод, что данное понятие можно определить как «индивидуализированный подход как к особой личности, который получил распространение в современной методике в рамках личностно-деятельностного подхода» [2, с. 141].

В ДОО задача методической деятельности состоит оптимизации автономной и коллективной работы педагогов в ДОО для межличностных контактов и создать условия работы» [4, с. 141].

Были сформулированы также общие особенности личностно-ориентированных технологий:

  • предоставление субъекту свободы выбора ряда элементов процесса

обучения;

  • формирование адекватной самооценки;
  • использование всевозможных средств индивидуализации, в том

числе и компьютеров» [5, с. 141].

Одной из важнейших задач личностно-деятельностного подхода является, в процессе реализации методической работы, развитие личности. Идея развития личного потонцевлв и структуры личности постоянно выступает в роли постоянство большинства личностных черт, за исключением интеллекта

Соотношение социально-воспитанного, генетически заданного и самостоятельно достигнутого результата в различных видах деятельности и в разных ситуациях приводит к обращению индивида из объекта в социальной деятельности, в субъект стимулирования саморазвития личности.

Наличие данных способностей личности приводит к усилению выразительности аспектов личностно – ориентированного подхода, тем не менее не существует таких исследований практически, где положения данного подхода принципиально были бы изложены исчерпывающе и полностью.

Идеи этого данного направления в развитии личностно - деятельностного подхода наиболее четко были сформулированы А. А. Леонтьевым, который разграничил принципы нового подхода, как связанные деятельностным и личностным характером.

Таким образом, в качестве основополагающих положений личностно-ориентированного подхода рассматриваются такие базовые принципы личностно-деятельностного подхода, как принцип обучения в деятельности и принцип коммуникативности.

«В качестве основных принципов личностно - ориентированного подхода в реализации методической деятельности в ДОО выделяются следующие:

– принцип индивидуализации, включающий в себя принцип адаптивности во всевозможных выражениях, и принцип психологической комфортности, т.к. индивидуализация выступает в достижении высокого уровня психологического комфорта в педагогической деятельности,

– принцип опоры на предшествующее развитие и принцип развития, а также принцип креативности, которые можно выразить как принцип цельности и формирования личности педагога, т.к. воспитатель способен к творческому развитию и саморазвитию творческих навыков,

– принцип перехода от совместной педагогической деятельности к самостоятельной деятельности, который может быть выражен как принцип увеличения в процессе методической работы автономности педагога,

– принцип оценивания, который в частности, принимает различные формы самооценивания, играющий в личностно-ориентированном подходе особую роль,

– принцип учета мотивационных процессов» [6, с. 141].

Также можно отметить, что реализация всех вышеназванных принципов обусловливает необходимость разработки личностно – ориентированных технологий методической деятельности в ДОО, направленных на повышение самосаморазвитие и самосовершенствование педагогов.

При реализации личностно-ориентированного подхода в методической работы в ДОО используются следующие методы:

  • индивидуальные консультации,
  • семинары,
  • проектирование,
  • экспертиза и анализ учебнометодических разработок,
  • посещение учебных занятий других педагогов [1, с. 33].

Личностно-ориентированный подход как способ организвции методической работы в ДОО, по мнению В. А. Деркунской, «способствует решению трудностей у конкретного педагога в той или иной области. Личностно-ориентированный подход организуется педагогами, ведущими специалистами районных отделов образования, методистами районных методических служб. При этом воздействие осуществляется не индивидуально, а в процессе коллективной работы педагогов нескольких дошкольных организаций» .

Наиболее важным является, в организации личностно-ориентированного подхода, способность воспитателей дифференцировать свою деятельность.

Проблемы, возникающие у педагогов в работе, зависят от уровня знаний педагогов, профессиональной компетентности педагога, методического обеспечения детского сада. О

Организация личностно-ориентированного подхода способствует подготовке воспитатей к управлению методической деятельностью, так как обогащается опыт сопровождения, позволяющие выбрать наиболее актуальные методы и приемы для взаимодействия с педагогами.

«Выделяются такие виды организации личностно-ориентированного подхода в методической работе в ДОО как:

  • психологическое сопровождение, направленное на оказание

психологической помощи и поддержки детям, педагогам и родителям;

  • социально-педагогическое сопровождение, способствующее

осуществлению помощи и поддержки особым детям в ходе их социализации;

  • научно-методическое сопровождение, осуществляющее помощь и

поддержку в условиях учебной деятельности субъектам образовательного процесса;

  • индивидуальноориентированное сопровождение, направленное на

оказание дифференцированной помощи человеку;

  • системно-ориентированное сопровождение, способствующее

оказанию помощи группе людей, испытывающих трудности в одной и той же области».

Итак, как способ организации методической работы в ДОО личностно-ориентированный подход основан на обеспечении более полного раскрытия способностей и возможностей каждого педагога, и в целом коллектива, направленности на развитие личностных и профессиональных качеств педагогов. Формы организации личностно-ориентированного подхода в методической работе в ДОО доказывют свою эффективность на практики.

Индивидуальные образовательные маршруты, различные виды сопровождения педагогов, поддержка и помощь педагогов более ярко способствуют организации методической деятельности в ДОО.

Список литературы

  1. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
  2. Елжова, Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении / Н.В. Елжова. – 2-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 247 с.
  3. Кучергина, О.В. Планирование методической работы в ДОУ / О.В. Кучергина // Управление ДОУ. – 2007. – № 8. – С. 37-47.
  4. Леонтьев, А. А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность) [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2014. – 485 с.
  5. Савченко, В. И. «Анализируем результаты методической работы по сопровождению введения ФГОС ДО» [Текст] / В. И. Савченко // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2016. – № 5. – с. 4–12.
  6. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении : пособие для руководителей ДОУ / Л. И. Фалюшина. – М. : Аркти, 2009. – 261 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary