Личностно-ориентированный подход является основным способом организации методической работы в ДОО, определяющий основную стратегию обучения и выбор метода деятельности [2, с. 225].
В роли установки методической работы личностно-ориентированный подход выступает как единство компонентов деятельностного и личностного, И. А Зимняя обозначает, что «личностный компонент соотносится с личностно-ориентированным подходом или личностным. Подчеркивается, что может обусловливаться как личностно-деятельностный подход. Подобная трактовка позволяет подвергать анализу личностно-ориентированный подход как методико-мировоззренческую категорию, на роли участников педагогического взаимодействия выступают педагоги, производящие новые социальные взгляды в рамках базисного, личностно-деятельностного подхода» [3, с. 77].
Можно сделать вывод, что данное понятие можно определить как «индивидуализированный подход как к особой личности, который получил распространение в современной методике в рамках личностно-деятельностного подхода» [2, с. 141].
В ДОО задача методической деятельности состоит оптимизации автономной и коллективной работы педагогов в ДОО для межличностных контактов и создать условия работы» [4, с. 141].
Были сформулированы также общие особенности личностно-ориентированных технологий:
- предоставление субъекту свободы выбора ряда элементов процесса
обучения;
- формирование адекватной самооценки;
- использование всевозможных средств индивидуализации, в том
числе и компьютеров» [5, с. 141].
Одной из важнейших задач личностно-деятельностного подхода является, в процессе реализации методической работы, развитие личности. Идея развития личного потонцевлв и структуры личности постоянно выступает в роли постоянство большинства личностных черт, за исключением интеллекта
Соотношение социально-воспитанного, генетически заданного и самостоятельно достигнутого результата в различных видах деятельности и в разных ситуациях приводит к обращению индивида из объекта в социальной деятельности, в субъект стимулирования саморазвития личности.
Наличие данных способностей личности приводит к усилению выразительности аспектов личностно – ориентированного подхода, тем не менее не существует таких исследований практически, где положения данного подхода принципиально были бы изложены исчерпывающе и полностью.
Идеи этого данного направления в развитии личностно - деятельностного подхода наиболее четко были сформулированы А. А. Леонтьевым, который разграничил принципы нового подхода, как связанные деятельностным и личностным характером.
Таким образом, в качестве основополагающих положений личностно-ориентированного подхода рассматриваются такие базовые принципы личностно-деятельностного подхода, как принцип обучения в деятельности и принцип коммуникативности.
«В качестве основных принципов личностно - ориентированного подхода в реализации методической деятельности в ДОО выделяются следующие:
– принцип индивидуализации, включающий в себя принцип адаптивности во всевозможных выражениях, и принцип психологической комфортности, т.к. индивидуализация выступает в достижении высокого уровня психологического комфорта в педагогической деятельности,
– принцип опоры на предшествующее развитие и принцип развития, а также принцип креативности, которые можно выразить как принцип цельности и формирования личности педагога, т.к. воспитатель способен к творческому развитию и саморазвитию творческих навыков,
– принцип перехода от совместной педагогической деятельности к самостоятельной деятельности, который может быть выражен как принцип увеличения в процессе методической работы автономности педагога,
– принцип оценивания, который в частности, принимает различные формы самооценивания, играющий в личностно-ориентированном подходе особую роль,
– принцип учета мотивационных процессов» [6, с. 141].
Также можно отметить, что реализация всех вышеназванных принципов обусловливает необходимость разработки личностно – ориентированных технологий методической деятельности в ДОО, направленных на повышение самосаморазвитие и самосовершенствование педагогов.
При реализации личностно-ориентированного подхода в методической работы в ДОО используются следующие методы:
- индивидуальные консультации,
- семинары,
- проектирование,
- экспертиза и анализ учебнометодических разработок,
- посещение учебных занятий других педагогов [1, с. 33].
Личностно-ориентированный подход как способ организвции методической работы в ДОО, по мнению В. А. Деркунской, «способствует решению трудностей у конкретного педагога в той или иной области. Личностно-ориентированный подход организуется педагогами, ведущими специалистами районных отделов образования, методистами районных методических служб. При этом воздействие осуществляется не индивидуально, а в процессе коллективной работы педагогов нескольких дошкольных организаций» .
Наиболее важным является, в организации личностно-ориентированного подхода, способность воспитателей дифференцировать свою деятельность.
Проблемы, возникающие у педагогов в работе, зависят от уровня знаний педагогов, профессиональной компетентности педагога, методического обеспечения детского сада. О
Организация личностно-ориентированного подхода способствует подготовке воспитатей к управлению методической деятельностью, так как обогащается опыт сопровождения, позволяющие выбрать наиболее актуальные методы и приемы для взаимодействия с педагогами.
«Выделяются такие виды организации личностно-ориентированного подхода в методической работе в ДОО как:
- психологическое сопровождение, направленное на оказание
психологической помощи и поддержки детям, педагогам и родителям;
- социально-педагогическое сопровождение, способствующее
осуществлению помощи и поддержки особым детям в ходе их социализации;
- научно-методическое сопровождение, осуществляющее помощь и
поддержку в условиях учебной деятельности субъектам образовательного процесса;
- индивидуальноориентированное сопровождение, направленное на
оказание дифференцированной помощи человеку;
- системно-ориентированное сопровождение, способствующее
оказанию помощи группе людей, испытывающих трудности в одной и той же области».
Итак, как способ организации методической работы в ДОО личностно-ориентированный подход основан на обеспечении более полного раскрытия способностей и возможностей каждого педагога, и в целом коллектива, направленности на развитие личностных и профессиональных качеств педагогов. Формы организации личностно-ориентированного подхода в методической работе в ДОО доказывют свою эффективность на практики.
Индивидуальные образовательные маршруты, различные виды сопровождения педагогов, поддержка и помощь педагогов более ярко способствуют организации методической деятельности в ДОО.
Список литературы
- Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы / К.Ю. Белая. – М. : ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
- Елжова, Н.В. Формы работы в дошкольном образовательном учреждении / Н.В. Елжова. – 2-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2010. – 247 с.
- Кучергина, О.В. Планирование методической работы в ДОУ / О.В. Кучергина // Управление ДОУ. – 2007. – № 8. – С. 37-47.
- Леонтьев, А. А. Деятельный ум (Деятельность. Знак. Личность) [Текст] / А. А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2014. – 485 с.
- Савченко, В. И. «Анализируем результаты методической работы по сопровождению введения ФГОС ДО» [Текст] / В. И. Савченко // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2016. – № 5. – с. 4–12.
- Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении : пособие для руководителей ДОУ / Л. И. Фалюшина. – М. : Аркти, 2009. – 261 с.