Ассортимент (с франц. «подбор продукции различных классов и исполнения») — это перечень предлагаемых организацией товаров или услуг для удовлетворения конкретных потребностей человека. По – другому, можно сказать, что под понятием «ассортимент» понимается набор товаров, который формируется по определённым признакам. Эти товары удовлетворяют разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности [1].
Под торговым ассортиментом понимается номенклатура товаров, которые реализуются торговыми предприятиями. Торговый ассортимент можно классифицировать по двум отраслям: продовольственный и непродовольственный [3].
Ассортиментная политика – это комплекс мероприятий, направленных на определение набора товарных групп, которые будут наиболее предпочтительными для осуществления успешного производства и реализации товаров на рынке [2].
Основные функции в области управления ассортиментом предприятия:
- Первая функция - планирование ассортимента. Реализация данной функции заключается в процесс определения программы действий по формированию ассортимента, который будет основан на анализ рынка и всех видов ресурсов предприятия.
 - Вторая функция заключается в организации ассортимента. Реализуя данную функцию, предприятие распределяет задачи между отдельными подразделениями или работниками в области формирования ассортимента и установления взаимодействий между ними.
 - Третья функция заключается в координации ассортимента. В процессе реализации данной функции предприятие занимается обеспечением согласованных принципов в области управления ассортиментом совместно со стратегическими целями предприятия.
 - Под четвертой функцией подразумевается реализации функции контроля ассортимента. Под контролем понимается реализация управленческой деятельности, которая связана с формированием информации о состоянии и функционировании ассортимента (учет), изучения данных об ассортименте (его анализ), работа по диагностике и оценке процессов разработки и достижения целей. В процессе реализации данной функции осуществляется оценка эффективности ассортиментных стратегий. Оценивается или успех, или просчет при использовании средств и методов управления ассортиментом [1].
 
ООО «Хлебокомбинат «Лысьвенский» производит широкий ассортимент хлебобулочной продукции и кондитерских изделий.
Основные группы производимой продукции: хлеб, батоны, слоеные изделия, сдоба, кондитерские изделия, продукция с длительным сроком хранения, торты (табл.1).
Таблица 1 – Структура товарной продукции, 2018-2020гг.
| 
			 Показатели  | 
			
			 2018 год  | 
			
			 2019 год  | 
			
			 2020 год  | 
		|||
| 
			 тыс.руб.  | 
			
			 %  | 
			
			 тыс.руб.  | 
			
			 %  | 
			
			 тыс.руб.  | 
			
			 %  | 
		|
| 
			 Хлеб  | 
			
			 9266  | 
			
			 29,4  | 
			
			 11704  | 
			
			 28,5  | 
			
			 31002  | 
			
			 28,4  | 
		
| 
			 Батоны  | 
			
			 5831  | 
			
			 18,5  | 
			
			 7064  | 
			
			 17,2  | 
			
			 17794  | 
			
			 16,3  | 
		
| 
			 Слоеные изделия  | 
			
			 4791  | 
			
			 15,2  | 
			
			 6653  | 
			
			 16,2  | 
			
			 17575  | 
			
			 16,1  | 
		
| 
			 Сдоба  | 
			
			 3530  | 
			
			 11,2  | 
			
			 4476  | 
			
			 10,9  | 
			
			 12335  | 
			
			 11,3  | 
		
| 
			 Кондитерские изделия  | 
			
			 3309  | 
			
			 10,5  | 
			
			 4559  | 
			
			 11,1  | 
			
			 11899  | 
			
			 10,9  | 
		
| 
			 Продукция с длительным сроком хранения  | 
			
			 2679  | 
			
			 8,5  | 
			
			 3409  | 
			
			 8,3  | 
			
			 9388  | 
			
			 8,6  | 
		
| 
			 Торты  | 
			
			 2112  | 
			
			 6,7  | 
			
			 3203  | 
			
			 7,8  | 
			
			 9170  | 
			
			 8,4  | 
		
| 
			 Итого  | 
			
			 31518  | 
			
			 100  | 
			
			 41068  | 
			
			 100  | 
			
			 109163  | 
			
			 100  | 
		
Наибольшая доля в структуре товарной продукции приходится на хлеб и батоны. Однако за анализируемый период удельный вес хлеба в структуре товарной продукции уменьшается с 29,4% в 2018 году до 28,4% в 2020 году, удельный вес батонов также уменьшается с 18,5% в 2018 году до 16,3% в 2020 году.
Для более тщательного анализа ассортимента ООО «Хлебокомбинат «Лысьвенский» воспользуемся методом ABC (табл. 2).
Таблица 2 – АВС – анализ
| 
			 Вид товарной продукции  | 
			
			 Выручка  | 
			
			 Доля в выручке  | 
			
			 Группа  | 
		
| 
			 Хлеб  | 
			
			 38629  | 
			
			 36,0  | 
			
			 А  | 
		
| 
			 Батоны  | 
			
			 16095  | 
			
			 15,0  | 
			
			 В  | 
		
| 
			 Слоеные изделия  | 
			
			 13627  | 
			
			 12,7  | 
			
			 В  | 
		
| 
			 Сдоба  | 
			
			 11803  | 
			
			 11,0  | 
			
			 B  | 
		
| 
			 Кондитерские изделия  | 
			
			 10194  | 
			
			 9,5  | 
			
			 С  | 
		
| 
			 Продукция с длительным сроком хранения  | 
			
			 9228  | 
			
			 8,6  | 
			
			 С  | 
		
| 
			 Торты  | 
			
			 7726  | 
			
			 7,2  | 
			
			 С  | 
		
Таблица 3 – Результаты ABC – анализ ассортимента
| 
			 Группа товаров  | 
			
			 Выручка, %  | 
		
| 
			 Группа А  | 
			
			 36,0  | 
		
| 
			 Группа В  | 
			
			 38,7  | 
		
| 
			 Группа С  | 
			
			 25,3  | 
		
Товары группы А являются важными для предприятия и обеспечивают 36% выручки. Эти товары всегда должны присутствовать в ассортименте предприятия. В эту группу входит хлеб различных сортов. Группа B представлены товарами, которые представляют собой среднюю степень важности.
Торговый ассортимент должен содержать не только высокодоходные товары, приносящие максимум прибыли, но и товары с меньшими показателями прибыльности группа С, для того, чтобы достичь максимального результата по привлечению покупателей и наиболее полному удовлетворению их спроса.
Среди перспективных направлений совершенствования ассортиментной политики можно предложить следующие мероприятия:
- Расширить торговую сеть.
 - 2.Предлагать покупателям широкий ассортимент хлебобулочных изделий. Можно выпекать более 20 сортов хлеба, от классики до царского хлеба с черносливом и курагой, а также фитнес-хлебцы, бородинский хлеб, мацу, лаваш и т.д.
 - 3.Выстраивать торговую сеть совместно с производителями других товаров. В каждой торговой точке увеличивайте долю товара на прилавке. Боритесь с конкурентами за каждый квадратный сантиметр витрины.
 - 4.Создавать разветвленную сеть кафе-пекарен-кондитерских.
 - 5.Организовывать дегустации в местах продаж новых сортов своей продукции. Не жалеть средств на рекламу в средствах массовой информации, проводить различные акции, скидки различным категориям граждан и т.п.
 
Список литературы
- Кузнецова, Л. В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Л. В. Кузнецова, Ю. Ю. Черкасова. – Москва : Вузовский учебник, 2018. – 256 c.
 - Егоров, Ю. Н. Основы маркетинга: Учебник / Ю. Н. Егоров. – Москва : Инфра-М, 2019. – 216 c.
 - Секерин, В. Д. Основы маркетинга / В. Д. Секерин. – Москва : КноРус, 2018. – 288 c.
 
