Ассортимент (с франц. «подбор продукции различных классов и исполнения») — это перечень предлагаемых организацией товаров или услуг для удовлетворения конкретных потребностей человека. По – другому, можно сказать, что под понятием «ассортимент» понимается набор товаров, который формируется по определённым признакам. Эти товары удовлетворяют разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности [1].
Под торговым ассортиментом понимается номенклатура товаров, которые реализуются торговыми предприятиями. Торговый ассортимент можно классифицировать по двум отраслям: продовольственный и непродовольственный [3].
Ассортиментная политика – это комплекс мероприятий, направленных на определение набора товарных групп, которые будут наиболее предпочтительными для осуществления успешного производства и реализации товаров на рынке [2].
Основные функции в области управления ассортиментом предприятия:
- Первая функция - планирование ассортимента. Реализация данной функции заключается в процесс определения программы действий по формированию ассортимента, который будет основан на анализ рынка и всех видов ресурсов предприятия.
- Вторая функция заключается в организации ассортимента. Реализуя данную функцию, предприятие распределяет задачи между отдельными подразделениями или работниками в области формирования ассортимента и установления взаимодействий между ними.
- Третья функция заключается в координации ассортимента. В процессе реализации данной функции предприятие занимается обеспечением согласованных принципов в области управления ассортиментом совместно со стратегическими целями предприятия.
- Под четвертой функцией подразумевается реализации функции контроля ассортимента. Под контролем понимается реализация управленческой деятельности, которая связана с формированием информации о состоянии и функционировании ассортимента (учет), изучения данных об ассортименте (его анализ), работа по диагностике и оценке процессов разработки и достижения целей. В процессе реализации данной функции осуществляется оценка эффективности ассортиментных стратегий. Оценивается или успех, или просчет при использовании средств и методов управления ассортиментом [1].
ООО «Хлебокомбинат «Лысьвенский» производит широкий ассортимент хлебобулочной продукции и кондитерских изделий.
Основные группы производимой продукции: хлеб, батоны, слоеные изделия, сдоба, кондитерские изделия, продукция с длительным сроком хранения, торты (табл.1).
Таблица 1 – Структура товарной продукции, 2018-2020гг.
Показатели |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
|||
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
тыс.руб. |
% |
|
Хлеб |
9266 |
29,4 |
11704 |
28,5 |
31002 |
28,4 |
Батоны |
5831 |
18,5 |
7064 |
17,2 |
17794 |
16,3 |
Слоеные изделия |
4791 |
15,2 |
6653 |
16,2 |
17575 |
16,1 |
Сдоба |
3530 |
11,2 |
4476 |
10,9 |
12335 |
11,3 |
Кондитерские изделия |
3309 |
10,5 |
4559 |
11,1 |
11899 |
10,9 |
Продукция с длительным сроком хранения |
2679 |
8,5 |
3409 |
8,3 |
9388 |
8,6 |
Торты |
2112 |
6,7 |
3203 |
7,8 |
9170 |
8,4 |
Итого |
31518 |
100 |
41068 |
100 |
109163 |
100 |
Наибольшая доля в структуре товарной продукции приходится на хлеб и батоны. Однако за анализируемый период удельный вес хлеба в структуре товарной продукции уменьшается с 29,4% в 2018 году до 28,4% в 2020 году, удельный вес батонов также уменьшается с 18,5% в 2018 году до 16,3% в 2020 году.
Для более тщательного анализа ассортимента ООО «Хлебокомбинат «Лысьвенский» воспользуемся методом ABC (табл. 2).
Таблица 2 – АВС – анализ
Вид товарной продукции |
Выручка |
Доля в выручке |
Группа |
Хлеб |
38629 |
36,0 |
А |
Батоны |
16095 |
15,0 |
В |
Слоеные изделия |
13627 |
12,7 |
В |
Сдоба |
11803 |
11,0 |
B |
Кондитерские изделия |
10194 |
9,5 |
С |
Продукция с длительным сроком хранения |
9228 |
8,6 |
С |
Торты |
7726 |
7,2 |
С |
Таблица 3 – Результаты ABC – анализ ассортимента
Группа товаров |
Выручка, % |
Группа А |
36,0 |
Группа В |
38,7 |
Группа С |
25,3 |
Товары группы А являются важными для предприятия и обеспечивают 36% выручки. Эти товары всегда должны присутствовать в ассортименте предприятия. В эту группу входит хлеб различных сортов. Группа B представлены товарами, которые представляют собой среднюю степень важности.
Торговый ассортимент должен содержать не только высокодоходные товары, приносящие максимум прибыли, но и товары с меньшими показателями прибыльности группа С, для того, чтобы достичь максимального результата по привлечению покупателей и наиболее полному удовлетворению их спроса.
Среди перспективных направлений совершенствования ассортиментной политики можно предложить следующие мероприятия:
- Расширить торговую сеть.
- 2.Предлагать покупателям широкий ассортимент хлебобулочных изделий. Можно выпекать более 20 сортов хлеба, от классики до царского хлеба с черносливом и курагой, а также фитнес-хлебцы, бородинский хлеб, мацу, лаваш и т.д.
- 3.Выстраивать торговую сеть совместно с производителями других товаров. В каждой торговой точке увеличивайте долю товара на прилавке. Боритесь с конкурентами за каждый квадратный сантиметр витрины.
- 4.Создавать разветвленную сеть кафе-пекарен-кондитерских.
- 5.Организовывать дегустации в местах продаж новых сортов своей продукции. Не жалеть средств на рекламу в средствах массовой информации, проводить различные акции, скидки различным категориям граждан и т.п.
Список литературы
- Кузнецова, Л. В. Основы маркетинга: Учебное пособие / Л. В. Кузнецова, Ю. Ю. Черкасова. – Москва : Вузовский учебник, 2018. – 256 c.
- Егоров, Ю. Н. Основы маркетинга: Учебник / Ю. Н. Егоров. – Москва : Инфра-М, 2019. – 216 c.
- Секерин, В. Д. Основы маркетинга / В. Д. Секерин. – Москва : КноРус, 2018. – 288 c.