По мнению А.Н. Захарова, конкурентоспособность организации – это наличие таких свойств, которые позволят создать определенные преимущества этой организации для участи в экономическом соревновании [1].
Другой исследователь, Л.М. Калашникова считает, что конкурентоспособность организации можно признать комплексным понятием, которое обуславливают система и качество управления, качество продукции, ее ассортимент, стабильное финансовое состояние, эффективное использование ресурсов и т.д. [2]
Конкуренция является ключевым звеном функционирования современного рынка. Конкуренция выступает основой в современном товарном производстве. Именно она стимулирует своих производителей совершенствовать производство товаров и услуг, повышать качество товаров и услуг, совершенствовать их, создавать новые товары, услуги и предлагать их своим потребителям.
Отличительными особенностями организаций-конкурентов выступают конкурентные преимущества. Наличие конкурентных преимуществ дает возможность организации утвердить свое превосходство над другими организациями [3].
Таким образом, конкурентоспособность является свойством экономического субъекта, представляет собой определенную характеристику, обеспечивающую достойный уровень его конкурентоспособности. При помощи конкурентоспособности у организации появляется способность для дальнейшего саморазвития и развития, собственно, организации.
Наиболее известным хлебопекарным предприятием г. Лысьва является «Хлебокомбинат «Лысьвенский». Для оценки ключевых факторов конкурентоспособности данного предприятия используем факторный анализ. Данный метод анализа позволяет оценить предприятие по различным критериям в сравнении с выбранными конкурентами.
Для сравнения проанализируем конкурентов ООО «Хлебокомбинат «Лысьвенский»: ООО «Добрянка-хлеб» - предприятие, подобное ООО «Хлебокомбинат «Лысьвенский» по объемам и стоимости имущества, а также Пекарня «Новая Мельница» (таблица 1).
Таблица 1 – Факторный анализ конкурентов ООО «Хлебокомбинат «Лысьвенский»
№ |
Наименование |
Вес, коэф-т |
ООО «Хлебокомбинат «Лысьвенский» |
ООО «Добрянка-хлеб» |
Пекарня «Новая мельница» |
|||
1 |
Ассортимент |
0,25 |
4 |
1 |
4 |
1 |
4 |
1 |
2 |
Качество продукции и услуг |
0,25 |
5 |
1,25 |
5 |
1,25 |
4 |
1 |
3 |
Уровень цен |
0,20 |
4 |
0,6 |
5 |
1 |
3 |
0,6 |
4 |
Продвижение |
0,15 |
2 |
0,3 |
4 |
0,6 |
2 |
0,3 |
5 |
Качество обслуживания клиентов |
0,15 |
3 |
0,6 |
4 |
0,6 |
3 |
0,45 |
6 |
Общая оценка |
1,00 |
20 |
3,75 |
22 |
4,45 |
18 |
3,35 |
На основании представленных данных можно сделать вывод, что ООО «Хлебокомбинат «Лысьвенский», безусловно, уступает ООО «Добрянка-хлеб» практически по всем параметрам, однако по сравнению с Пекарней «Новая Мельница» предприятие «Хлебокомбинат «Лысьвенский» получило больше баллов.
ООО «Хлебокомбинат «Лысьвенский» занимает устойчивое положение на рынке производства хлебобулочной продукции в Пермском крае. Для оценки эффективности работы предприятия проведем анализ показателей рентабельности (таблица 2).
Таблица 2 – Показатели рентабельности, 2018-2020 гг., %
Показатели |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
Изменение 2019 г. / 2018 г. |
Изменение 2020 г. / 2019 г. |
Рентабельность продаж, % |
2,6 |
16,9 |
1,7 |
14,4 |
-15,2 |
Рентабельность имущества, % |
0,5 |
11,9 |
0,7 |
11,4 |
-11,2 |
Рентабельность собственного капитала, % |
-5,7 |
220,4 |
11,3 |
226,1 |
-209,1 |
Рентабельности оборотных активов, % |
0,5 |
12,1 |
0,8 |
11,6 |
-11,4 |
Рентабельность производства, % |
2,6 |
20,4 |
1,7 |
17,8 |
-18,7 |
Все показатели рентабельности в 2019 г. относительно 2018 г. показывают значительный рост, а в 2020 г., наоборот, значительное снижение, что обусловлено снижением показателей прибыли. Так, в 2020 г. относительно 2019 г. показатель рентабельности имущества уменьшился на 11,2% и составил всего 0,7%, что свидетельствует о низкой эффективности использования имущества предприятия. аналогичная ситуация складывается и по показателю рентабельности оборотных средств. Данный показатель составил в 2020 г. всего 0,8% прости показателя 2019 г., равного 12,1%. Показатель рентабельности производства в 2020 г. относительно 2019 г. стал меньше на 18,7% и составил всего 1,7%.
В целом можно отметить снижение эффективности деятельности предприятия относительно 2019 г. и небольшое увеличение относительно показателей 2018 г. Работу предприятия следует признать нестабильной.
Следует отметить, что продукция предприятия конкурентоспособна, но значительных преимуществ не имеет.
Для повышения конкурентоспособности предприятия ООО «Хлебокомбинат «Лысьвенский» целесообразно предложить ряд мероприятий:
- открытие небольшой кулинарии на базе предприятия;
- улучшение условий доставки продукции;
- отказ от таких категорий товаров как «кондитерские изделия» и внедрение в производство категории товаров «здоровый хлеб».
Предложенные мероприятия позволят привлечь большее количество клиентов и повысить конкурентоспособность данного предприятия.
Список литературы
- Захаров, А. Н. Конкурентоспособность предприятия : сущность, методы, оценки и механизмы увеличения / А. Н. Захаров // Бизнес и банки. – 2019. – №1–2 – С. 89 – 101.
- Калашникова Л. М. Конкурентоспособность предприятий и их продукции // Машиностроитель. – 2018. – № 11.
- Головачев, А. С. Конкурентоспособность организации : учебное пособие / А. С. Головачев. – Минск : Высшая школа, 2018. – 319 с.