ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ ИЛИ СВИДЕТЕЛЕЙ С УЧАСТИЕМ ПСИХОЛОГА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ПОТЕРПЕВШИХ ИЛИ СВИДЕТЕЛЕЙ С УЧАСТИЕМ ПСИХОЛОГА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

3

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (67), май ‘22

Дата публикации 26.05.2022

Поделиться

В статье рассматриваются актуальные вопросы допроса несовершеннолетних потерпевших или свидетелей с участием психолога в уголовном процессе.

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее – УПК РФ) закрепляет отличительную особенность процедуры проведения допроса несовершеннолетнего лица.

 

Учет возрастных и социально-психологических особенностей несовершеннолетних в ходе осуществления уголовного судопроизводства обусловлен обеспечением их прав и законных интересов, а также соблюдением Конвенции о правах ребенка (одобрен Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.).

 

В соответствии со статьей 3 Конвенции о правах ребенка во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка.

 

Так, согласно положениям статьи 191 УПК РФ при проведении допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно.

 

При проведении допроса несовершеннолетнего, достигшего возраста шестнадцати лет, педагог или психолог приглашается по усмотрению следователя.

 

Вместе с тем часть 4 статьи 191 УПК РФ устанавливает обязательное участие психолога при проведении допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, по уголовным делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.

 

Смыслом участия педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля  является создание благоприятной психологической атмосферы в ходе официального диалога, в результате чего возможно получение следственными органами полных, правдивых и достоверных показаний.

 

Во избежание опасности жизни и здоровью допрашиваемого несовершеннолетнего рассматриваемая статья УПК РФ дифференцирует продолжительность допроса в зависимости от его возраста.

 

Так, данное следственное действие с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля:

- в возрасте до семи лет не могут продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более одного часа;

- в возрасте от семи до четырнадцати лет не могут продолжаться более одного часа, а в общей сложности - более двух часов;

- в возрасте старше четырнадцати лет не могут продолжаться более двух часов, а в общей сложности - более четырех часов в день.

Эти нормы сформулированы исходя из многочисленных исследований в области детской психологии и если их попросту игнорировать, то в результате следственные действия будут малоэффективны. В связи с этим предлагается участие в следственных действиях психолога, имеющего образование в области детской психологии.

 

При обнаружении признаков усталости у несовершеннолетнего психолог обратит внимание следователя на данное обстоятельство, на что он обязан незамедлительно отреагировать и прекратить проведение следственного действия, поскольку оказываемое на несовершеннолетнего воздействие скорее усугубит ситуацию, связанную с погружением в психотравматичную обстановку (совершенное преступление) при воспроизведении образов, вызывающих у ребенка страх или тревогу.

Для устранения возможных проявлений необходимо точно знать психическое состояние потерпевшего или свидетеля на настоящий момент, с уточнением у его законных представителей его поведенческих реакций с момента участия его в совершенном преступлении в качестве потерпевшего или свидетеля. Для эффективности проведения допроса с несовершеннолетним психологу и следователю (дознавателю) необходимо с учетом индивидуальных особенностях несовершеннолетнего (заранее установленных) подготовить ряд вопросов, которые важны для получения более точной информации по расследуемому делу [1, с. 233].

На предварительной беседе для получения более полной информации по расследуемому делу при участии несовершеннолетних свидетелей или потерпевших в возрасте 10-13 лет целесообразно использовать методику – «полуструктурированное интервью», предназначенную для оценки травматических переживаний детей [2, с. 92-93]. Проводится интервьюирование исключительно психологом и служит «инструментом» для выявления наличия фактов по расследуемому делу и образов, запечатленных в памяти ребенка. Общение строится на взаимном доверии психолога и несовершеннолетнего и оказывает на свидетеля или потерпевшего терапевтический эффект.

Список литературы

  1. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М., 2003. – Кн. 1. Общие основы психологии. – С. 233.
  2. Чернова С.С. Допрос несовершеннолетнего потерпевшего: процессуальные аспекты / С.С. Чернова // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2019. - № 2 (48). - С. 92-93.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее