МАТЕРИНСКИЙ КОМПЛЕКС ИОКАСТЫ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

МАТЕРИНСКИЙ КОМПЛЕКС ИОКАСТЫ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 22 (67), май ‘22

Дата публикации 26.05.2022

Поделиться

Автор в своей работе рассматривает комплекс Иокасты, который поможет объяснить многое во взаимоотношениях матери и сына. Данная статья поможет объяснить патологическое влечение матери к сыну. Раскрыты причина и факторы возникновения данного комплекса. Определена роль материнского комплекса в психическом развитии ребенка.

Введение. Понятие «комплекс» происходит от латинского complexus – связь, сочетание. В настоящее время «комплекс» рассматривается как устойчивое образование, которое проявляется мыслями, желаниями и действиями, сформированное вокруг значимого эмоционального переживания.

Понятие психологического комплекса имеет конкретное определение, однако, оно изменяется в зависимости от исследователя, который принадлежит к тому или иному психологическому направлению.

Исследователи выделяли большую роль изучения сексуальных комплексов. Они разделены на мужские, женские и смешанные. На данный момент описано около пятидесяти патологических отклонений от нормальной сексуальной жизни.

Знания о таких материнских комплексах, как: комплекс Медеи [1], комплекс Евы [3] и комплекс Иокасты [4], позволят лучше осветить проблему воспитания подрастающего поколения и влияния комплексов на их психическое развитие.

Изложение основного материала статьи. Как известно, люди дольше других животных остаются у груди матери, что определяет постоянные характеристики человеческой души. Человек рождается хрупким, уязвимым и беззащитным, не готовым встретиться лицом к лицу с окружающим его миром. Именно мать оберегает ребенка от опасностей, хранит его покой, что сравнимо с периодом его внутриутробного развития. Они составляют единое целое, пережив травму рождения не только физически, но и психологически. Если младенец остается в одиночестве, он переживает страх, из чего развивается импульс агрессии: если мать запрещает ему что-либо, это вызывает агрессию. В итоге, первый объект ненависти и первый объект любви ребенка – это один и тот же человек, в дальнейшем – идеал. Именно он станет бессознательной основой образов истины, блаженства и красоты - отражается сущность Богоматери и Младенца.

Интересно, что именно в младенческом возрасте закладываются представления о смерти (танатос: деструдо) и любви (эрос: либидо), что закладывает основу Эдипова комплекса. По мнению Зигмунда Фрейда, именно Эдипов комплекс отвечает за незрелое поведение взрослых людей, родителей. Он пишет: «Царь Эдип, убивший своего отца Лая и женившийся на своей матери Иокасте, представляет собой лишь осуществление желаний нашего детства…» и «Таким образом, в каждом зафиксированном отклонении нормальной сексуальной жизни мы должны увидеть задержку в развитии и инфантилизм».

Термин «Комплекс Иокасты» ввел Раймонд де Соссюр в 1920 году. Комплекс Иокасты позволяет выделить скрытый мотив во взаимоотношении матери и сына.

Начало комплекса Иокасты положено в первобытном обществе, так как в этот период не было запрета на инцест. З. Фрейдом данный комплекс описывается как латентное сексуальное влечение матери к сыну. Это патологическая страсть, маниакальное желание оградить сына и удовлетворить его любую прихоть.

Теодор Рейк видел «мать Иокасту» с невыполненными взрослыми родственными отношениями и чрезмерной заботой о своем ребенке, что являлось основным источником невроза.

Иокаста – фиванская царица, широко известна, как персонаж мифа Древней Греции об Эдипе. Дочь Менойкея, жена Лая, мать и жена Эдипа.  Миф гласит, что Эдип не знал о своих родителях. В силу предсказаний, он покидает своих усыновителей. В чужой стране он убивает Царя и женится на его супруге, которая в дальнейшем родит ему детей. Впоследствии выяснится, что его супруга – Иокаста – его родная мать, а убитый Царь, – его родной отец.

Комплекс Иокасты похож на комплекс Эдипа, в котором ребенок имеет сексуальное желание по отношению к своему родителю, однако, он является экстраполяцией. Комплекс Иокасты связан с гиперболизированной материнской опекой над своим ребенком, часто с бессознательным влечением к собственному сыну. Мотивом такого поведения может служить танатос. Танатос – олицетворение смерти. Мать вредит ребенку с целью отомстить его отцу. Такая мать способна сформировать чувство неполноценности, ограничить своего сына в выборе любимого человека для того, чтобы сохранить в нем психологического супруга [4].

Термин «психологический супруг» описывает желание матери компенсировать любовь супруга отношением с сыном. У нее развивается ревность и отрицание женщин, находящихся рядом с ним. Из ее поведения вытесняется позиции матери. Комплекс Иокасты, несомненно, приводит к гиперопеке над своим ребенком, что ведет к невозможности выстраивания романтических отношений и продолжению рода [2].

Выделяют следующие факторы возникновения комплекса Иокасты:

- Озабоченность женщины собственной привлекательность;

- Неудачные романтические отношения;

- Неудовлетворенность сексуальных потребностей;

- Патриархальные гендерные установки.

Таким образом, комплекс Иокасты представляет собой навязчивую фиксацию внимания матери к сыну. Это незрелая позиция во взаимоотношениях с ребенком, которую необходимо устранять. Серьезные формы данного материнского комплекса необходимо включать в психокоррекционную работу во избежание нанесения психологического вреда ребенку.

Список литературы

  1. Кольцова И.В., Матюнина М.И., Колтунцова Е.А. «Комплекс Медеи» как отражение негативного материнского комплекса у женщины // Аллея науки. - 2018. - Т. 2. - № 9 (25). - С. 190-194.
  2. Кольцова И.В., Хилько (Швецова) О.В. Гендерные психологические комплексы, влияющие на взаимоотношения полов и на материнство // Педагогика и психология родительства и семейного воспитания: учебнoе пoсoбие / С.В. Бобрышов, Л.В. Суменко, И.В. Кольцова [и др.]; под общ. ред. С.В. Бобрышова. - М.: Знание — М, 2020. — С. 186-222 с.
  3. Кольцова И.В., Швецова О.В. Психологический комплекс Евы: перспективы разработки понятия и применения в половом воспитании населения // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - № 66-3. - С. 357-361.
  4. Кольцова И.В., Попова Т.В. Комплекс Иокасты как форма взаимоотношения матери и сына // Приоритеты педагогики и современного образования: сборник статей IV Международной научно-практической конференции / отв. ред. Г.Ю. Гуляев. - Пенза: Издательство МЦНС "Наука и Просвещение", 2018. - С. 298-300.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее