Современные проблемы правового регулирования киберспорта в россии

Современные проблемы правового регулирования киберспорта в россии

В статье рассмотрены отдельные вопросы правового регулирования отношений, складывающихся в современном обществе в связи с развитием киберспорта как нового спортивного направления. Автором проанализированы правовые аспекты антидопингового контроля и вопросы регулирования деятельности киберспорта как бизнес-направления. Рассмотрены вопросы спортивного консалтинга и обозначенв его роль в киберспортивной индустрии.

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 12 (14), май ‘21

Поделиться

Во всем мире за последние десять лет наблюдается активная популяризация киберспорта. В разных точках нашей планеты проводится множество турниров по таким компьютерным играм, как: CS:GO, Dota2, Overwatch, League of Legend, Heroes of the Storm и другим играм, где кибератлеты и их команды могут соревноваться между собой за право называться лучшими. В связи с этим, вопрос разработки нормативно-правовых составляющих киберспортивной индустрии становится более чем актуален.

Информационный спорт как правовой институт является новым и для России, и для стран мира, безусловно вызывает дискуссии, возникновение противоречивых мнений, в том числе, по вопросу о том, как следует сформировать законодательство, регулирующее сферу киберспорта (компьютерного спорта) в России.

С момента официального закрепления киборспорта как спорта в России обозначилась проблема недостаточного его правового регулирования.

Основные нормативно-правовые акты в киберспорте. Несмотря на то, что киберспорт - это инновационное спортивное течение, в России его уже приняли как отдельную правовую категорию. В нашей стране основной нормативно-правовой акт, которым должны руководствоваться участники правоотношений, связанных с компьютерным спортом - это Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», нормы которого являются своего рода «ядром» отрасли спортивного права. В тоже время, многие аспекты деятельности в области киберспорта, в том числе объективно складывающиеся в связи с развитием вокруг него целой подотрасли спортивной индустрии, урегулированы нормами таких правовых отраслей как гражданское, уголовное, налоговое, трудовое, бюджетное право и т.д. Далее рассмотрим некоторые примеры применения вышеуказанных правовых норм.

Киберспорт выделяется среди многих других видов спорта своей существенной коммерческой ориентированностью и стремительно развивается как бизнес-направление. Субъекты профессионального киберспорта являются участниками различного рода рыночных отношений. Следовательно, стоит обратить внимание на то, что профессиональным киберспортивным организациям необходимо зарегистрироваться в качестве юридического лица в установленном гражданском законодательством порядке, в том числе в целях избежания ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность, которая прописана в ст. 14.1. КоАП РФ и в ст. 171 УК РФ. Так, например, Федерация компьютерного спорта России (ФКС) является главным органом управления киберспортивными событиями в нашей стране и зарегистрирована как некоммерческая общественная организация, основной целью которой является «развитие в России компьютерного спорта как части международного спортивного движения и подготовка граждан страны к жизни в информационном обществе».

Со временем в этом виде спорта появляется все больше профессиональных команд, клубов, которые не только участвуют в соревнованиях, но также являются игроками киберспортивного рынка, то есть, осуществляют коммерческую деятельность. Рыночные отношения, в свою очередь, создают спрос и на юридические услуги. Это стимулирует развитие спортивно-правового консалтинга как новой ниши для российского юридического бизнеса. В случае обращения по данным вопросам в консалтинговое агентство получателями услуг будут киберспортивные клубы или киберспортсмены.

В правовом поле это будет регулироваться Федеральным законом «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244-ФЗ, в котором, в частности, говорится: «под азартной игрой понимается «основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры».

Киберспорт представляет собой новый вид спортивных отношений, на правовое регулирование которых тем или иным образом распространяются все нормы главы 54.1 ТК РФ «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров». Также, нормам ТК РФ должно соответствовать регулирование вопросов оплаты труда спортсменов. Порядок назначения выплат киберспортсменам работодатель устанавливает самостоятельно и прописывает это в трудовом договоре с учетом положений действующего трудового законодательства. Составной частью зарплаты киберспортсмена на практике зачастую является также часть призового фонда соответствующих соревнований. В силу ч. 1 ст. 129 ТК РФ, премия, как выплата стимулирующего характера, является частью заработной платы, при чем премирование является одним из видов поощрения работников, которые добросовестно исполняют свои трудовые обязанности, что следует из ч. 1 ст. 191 ТК РФ.

Известно, что финансовый доход киберспортсмена, в том понимании, которое принято указывать в нормативно-правовых документах, подлежит обязательному обложению НДФЛ. Согласно статье 25 НК РФ перечислены цели, для которых могут быть использованы, премиальные выплаты киберспортсменам. Букмекерская деятельность на киберспортивных соревнованиях, которая упоминалась ранее, также подлежит налогообложению в соответствии с гл. 29 НК РФ.

Допинг-контроль в киберспорте. Как и в других видах спорта, в компьютерном спорте ведется активная борьба с допингом, нормативную основу которой составляют: Федеральный закон от 04.12.2007 №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», УК РФ, статья 230.1 которого устанавливает ответственность за склонение спортсмена к использованию субстанций и/или методов, запрещенных для использования в спорте, и КоАП РФ. В соответствии со статьей 6.18 последнего вводится административная ответственность за нарушение установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним. Вопросами проведения допинг-контроля занимается ФКС. Считаем целесообразным уделять особое внимание данным вопросам, так как в любом виде спорта стимуляторы, которые улучшают физические показатели спортсменов на соревнованиях, снижают ценность результатов упорных тренировок при стремлении стать лучшим в своем деле. Борьба с недобросовестными киберспортсменами, употребляющими стимулирующие вещества начала активно развиваться в 2015 году. Тогда на пятом турнире по дисциплине CS:GO ESL Katowice, один из игроков заявил, что вся их команда принимает аддерол - психотропный стимулятор, основанный на амфетаминах. Этот препарат повышает скорость реакции, обладает наркотическим эффектом и продается строго по назначению рецепта врача. После этого заявления команда не понесла никакого наказания, но меры по предотвращению подобных случаев усилились. Киберспорт на данном этапе продолжает актуализироваться и активно развиваться в двух направлениях: первое -киберспорт как предпринимательская деятельность; второе - киберспорт как спортивное направление;

Киберспорт как правовой институт существует как неотъемлемая часть для полноценного функционирования всей этой области. По сравнению с другими видами спорта, киберспорт существенно в большей степени отражает влияние процессов глобализации на спортивную деятельность, что также может сказываться на развитие законодательства в этой области. Совершенствование подходов к государственному управлению киберспортивной индустрии должно осуществляться с учетом быстро меняющейся ее внутренней и внешней среды, что обусловлено развитием информационных технологий.

В России нет единого законодательства в сфере компьютерных игр. В связи с чем авторы предлагают:

— на уровне законодательства определить понятие «киберспорт», его правовой статус, принадлежность к виду человеческой деятельности (спорт/спортивное направление);

— определить круг лиц, способных выступать субъектами в отношениях, возникающих в данной индустрии;

— регламентировать и контролировать деятельность государственных и общественных организаций, связанных с организацией и проведением соревнований по киберспорту;

— разработать профессиональные стандарты для работников данной сферы.

Без законодательного статуса киберспортивной дисциплины, а также регламентирования порядка приобретения и прекращения статуса, ее правовая защита и регулирование представляет собой правовую проблему. Данный вопрос также может быть решен посредством Международного Кодекса о киберспорте, где в отдельную главу или раздел могут быть отнесены сущность, признаки, процедура признания и прочие нормы в отношении киберспортивных дисциплин.

Список литературы

  1. Иванов, В. Д. Киберспорт: экономические и юридические аспекты развития / В. Д. Иванов, Д. А. Никифоров, А. А. Коршунов // Педагогический опыт: теория, методика, практика: материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 15 мая 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс».
  2. Сутырина, Е.В. Правовые особенности организации турнира по киберспортивной игре // Научно-методический журнал Отечественная юриспруденция. – 2019. - №2(34). – С. 9.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary