Уровень правового просвещения граждан является важнейшим показателем в развитии страны, так как оно даёт понимание гражданам о законности их действий, защите прав, а также подчёркивает важность законопослушного поведения. А.С. Доценко отмечает, что термин «правовое просвещение» наиболее часто используется в значении «целенаправленной и систематической деятельности государства и общества по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры в целях противодействия правовому нигилизму и обеспечения процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства» [1, с. 183].
Во многом уровень правового просвещения граждан зависит от знаний, полученных в школе. Знакомство с различного рода документами, регулирующими межличностные, международные и другие виды отношений происходит по большей части на занятиях по обществознанию и правоведению. Введение элементов правового просвещения на занятия по другим школьным предметам обеспечит закрепление знаний и умений, полученных на уроках обществоведческого цикла, а также расширение знаний в рассматриваемой области. В частности, введение заданий по этому направлению на уроки по русскому языку сформируют навыки более точного понимания текстов нормативно-правовых актов, а также умение создавать документы, необходимые для правового регулирования в разных сферах взаимодействия гражданина с другими гражданами, организациями, государством.
Рассмотрим возможность введения заданий, решающих попутно задачи правового просвещения, на примере изучения темы «Официально-деловой стиль речи». М.Н. Кожина определяет официально-деловой стиль речи как «функциональную разновидность современного литературного языка, обслуживающая сферу права, власти, администрации, коммерции внутри- и межгосударственных отношений. Официально-деловой стиль относится к социально значимым функциональным разновидностям, т.к. формирование, развитие и совершенствование деловой речи составляет жизненно важную для каждого общества потребность в эффективном управлении и регулировании» [3, с. 273].
Рассматриваемый стиль речи по УМК Т.Н. Ладыженской начинает изучаться в шестом классе. Цель урока по этой теме следующая: знакомство с особенностями официально-делового стиля речи; развитие речевых умений в создании текстов официально-делового стиля речи. В учебнике даётся небольшой теоретический материал по основным особенностям официально-делового стиля речи: говорится о сфере употребления, о формах и особенностях оформления и содержания речи [2, с. 49-50]. Далее предлагаются следующие упражнения:
1. На выявление особенностей оформления и содержания текста заявления на примере заявления матери о зачислении сына в шестой класс; на создание текста заявления учащимся самостоятельно;
2. На выявление особенностей оформления и содержания текста объяснительной на примере, приведённом в учебнике; на написание объяснительной учащимся самостоятельно.
3. На знакомство с лексическими особенностями текстов официально-делового стиля [2, с. 49-50].
Кроме того, можно вводить задания на определение стилей речи конкретных текстов, этот вид упражнений помогает увидеть различия стилей наглядно.
Задание: Прочитайте приведённые тексты. Определите, к какому стилю они принадлежат: 1) художественному; 2) научному 3) публицистическому; 4) официально-деловому; 5) разговорному.
В старших классах, когда учащиеся уже знакомы с основными регулирующими отношения документами, можно включать отрывки из них в задания в качестве повторения и углубления знаний по теме «Официально-деловой стиль речи», а также для попутного расширения знаний в области правоведения.
В качестве примера рассмотрим возможность введения отрывков текста Конституции РФ в упражнения:
Задание: Прочитайте текст. Из какого нормативного документа взят приведённый отрывок? Чем этот документ отличается от других нормативно-правовых актов?
Определите стиль речи. Докажите правильность своего суждения.
Пользуясь словарём, найдите значения слов гражданин, государство, право, закон, суд. Выпишите определения. Значения каких слов вам еще не знакомы? Найдите их в словаре.
Ответьте на вопрос: Почему важно знать Конституцию?
На наш взгляд, уместным является и работа с текстом устава школы.
Задание: На сайте вашей школы найдите устав, раздел «Общие положения», прочитайте его. Как оформлен документ? Какая информация представлена в этом разделе? Определите стиль речи этого текста. Докажите своё суждение? Какие речевые обороты, характерные для этого стиля речи использованы в этом документе? Назовите их.
Задание в группах: Создайте «Устав класса», прописав в нём ваши права и обязанности (например, порядок назначение дежурного, старосты и т.д.)
В формировании правосознания у учащихся школ должны участвовать не только уроки обществоведческой направленности, их необходимо включать и при изучении других предметов. Это способствует повторению уже полученных знаний и их расширению, что приведёт к более полному освоению знаний и формированию новых умений. Изучение на уроках русского языка официально-делового стиля даёт знания об особенностях языка нормативно-правовых актов, формирует умения создавать тексты в этом стиле, необходимых для гражданина страны в организации различного рода отношений с гражданами, организациями.
Список литературы
- Доценко А.С. О понятии правового просвещения [Электронный ресурс] // Актуальные проблемы российского права. − 2020. − №1 (110). − URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-pravovogo-prosvescheniya (дата обращения: 25.05.2022).
- Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. [и др]. В 2 ч. Ч.1. − М.: Просвещение, 2015. − С. 175.
- Стилистический энциклопедический словарь русского язык / под ред. М.Н. Кожиной. 2-е изд., стереотип. − М.: Флинта, 2011:, − 696 с.