74 второочередная артиллерийская бригада была сформирована после объявления мобилизации (18 июля 1914г. – все даты по старому стилю) из кадра 37 артиллерийской бригады, расположенной под Санкт-Петербургом.
Бригада имела стандартную организационную структуру: 2 дивизиона по 3 батареи в каждом, батарея состоит из 8 орудий, объединенных в 4 взвода по два орудия. Всего 48 орудий. Бригада входила в состав 74 пехотной дивизии и подчинялась начальнику дивизии. Одновременно формировалась 74 парковая артиллерийская бригада – это передвижной обоз, который перевозил запас снарядов и ружейных патронов (так называемый «возимый запас») для дивизии и артиллерийской бригады. Парковая бригада состояла из 3 парков (в парке 2 дивизиона и рота, в дивизионе 2 взвода).
Командующим бригады был назначен старший офицер 37 бригады полковник Александр Фридрихович Иордан, 50 лет. Впоследствии георгиевский кавалер, генерал-майор, практически всю войну (до 1917г.) пройдет в должности командира 74 артбригады. Отметим, что начальником 74 пехотной дивизии был назначен артиллерист - генерал-лейтенант Иван Карлович Багговут, 1862г.р., представитель известной военной династии, внучатый племянник героя Отечественной войны ген. К.Ф. Багговута. Инспектор артиллерии Войска Донского, а затем 1-го армейского корпуса, в который входила 37 пехотная дивизия. Из кадра 37 артиллерийской бригады назначены командующие дивизионов – старшие по выслуге лет подполковники 37 бригады – Никодим Жданко (45 лет) и Евгений Патер (иногда в документах Паттер, 44 года), а также командующие батарей, старшие офицеры батарей и адъютант бригады (3 капитана, 4 штабс-капитана, 5 поручиков, 3 подпоручика). [1] Офицерский состав второочередных частей принято считать неким «вторым сортом» [2]. Однако на данном примере мы не можем указать никаких формальных признаков «второсортности» офицеров, перешедших во второочередную бригаду из кадровой.
Но это касается кадровых офицеров. Настоящей проблемой второочередных частей была непродуманная система их комплектования младшими офицерами – прапорщиками запаса. С мобилизацией в бригаду поступило 32 прапорщика. Особенностью бригады, получавшей офицеров запаса из Санкт-Петербурга и Прибалтики, было большое количество офицеров - поляков и немцев (в списках 7 лютеран и 7 католиков, т.е. почти половина из офицеров запаса) [3].
Это были еще не «прапорщики военного времени» - выслужившиеся солдаты или образованная патриотическая молодежь после ускоренных курсов. Это люди, попавшие под призыв на срочную военную службу, чье образование, позволяло им претендовать на офицерский чин. Отслужив год вольноопределяющимся, они сдавали экзамен на чин и почти сразу уходили в отставку, становясь офицерами запаса. Это были люди, изначально не получившие достаточного образования и опыта, растерявшие его за годы мирной жизни (в бригаде были прапорщики, отслужившие в 1907-1913гг., хотя были и с 1900 года). Это образованные люди, случайно оказавшиеся в армии, глубоко ей чуждые, которые стали офицерами большей частью с единственной целью – не проходить службу солдатами все 3 года.
О компетенции этих «офицеров» ген. Барсуков даст такую оценку: «Командный состав запаса артиллерии, в особенности так называемые прапорщики запаса артиллерии, был подготовлен неудовлетворительно во всех отношениях — и в тактическом и даже в стрелково-техническом» [4]. Командир одной второочередной батареи высказался инспектирующему офицеру еще проще: «не стоить Вам беспокоиться: они ровно ничего не знают. … Необходимо некоторое время для того, чтобы они могли все это вспомнить, а также усвоить и то, чего они раньше совсем не знали». [5]
Нижние чины: кадровые в количестве 46 солдат на батарею, т.е. всего 276 чел. Остальных 1441 чел, до штата 1521 строевых и 196 нестроевых, надлежало набрать из мобилизованных запасных. В бригаду поступили запасные первого - второго разряда в основном с Северо-Запада европейской части России: Новгородская, Тверская, Псковская, Вологодская, Олонецкая губернии. [6]
Вновь сформированная дивизия с арт. бригадой вошли в состав 6 «Обсервационной» армии ген. Фан-дер-Флита, задачей, которой была охрана Санкт-Петербурга, побережья Балтийского моря и Финляндии. Но едва созданные части, которые еще надо было обучить и сплотить, были тот же раздерганы на пополнение других частей.
В конце августа 1914г. (по ст. стилю) русские армии потерпели серьезное поражение в Восточной Пруссии 2 армия ген. Самсонова была полностью разгромлена, 1 армия ген. Ренненкампфа понесла тяжелые потери и отступала. Ставка приняла решение срочно доукомплектовать части 1 и 2 армий пополнениями из состава частей 6 армии. Это решение Ставки (уже не первое подобное) вызвало эффект домино – ради восполнения одной части, брали подразделения второй, затем вторую пополняли из третьей и т.д. В результате наносился ущерб боеспособности всем дивизиям, полкам и бригадам 6 армии.
7 сентября 1914г. нач. штаба Верховного главнокомандующего ген. Янушкевичем сообщил приказание Ставки: «для скорейшего укомплектования 1-й армии немедленно назначить по одному батальону в полном составе от каждого из полков всех 5-ти дивизий вверенной Вам армии, а также по одной пулеметной команде от каждой из 5-ти дивизий. Всего 20 батальонов и 5 пулеметных команд и срочным порядком … направить их в Вильно. … Равным образом должны быть выделены и срочным порядком направлены в Вильну два легких артиллерийских дивизиона из состава артиллерийских бригад вверенных вам армий 4107. 07.09.1914 Янушкевич». [7] Согласно приказанию 6 армия направила дивизионы 84-й и 74-й арт. бригад. Из 74-й был направлен 2-й дивизион подполковника Е. Патера [8].
Через две недели, 22 сентября, в 74 дивизию пришел приказ выделить пополнение для 50-й пехотной дивизии и артиллерийской бригады, которая еще 17 августа направила на фронт свой 1-й дивизион, управление и два парка парковой бригады, а теперь направлялась на фронт сама [9]. На пополнение 50-й арт.бригады 74-я направила свой 1-й дивизион (подполк. Н. Жданко), а также управление и два парка 74-й парковой бригады. Так, спустя 2 месяца после формирования, 74 артиллерийская бригада была полностью расформирована и начала формироваться повторно (остался только 1 парк в парковой бригаде и управление артиллерийской бригады) [10].
Выбытие частей и подразделений из дивизии не сопровождалось их переименованием. Какое-то время выбывшие продолжали именоваться по своим бывшим бригадам и полкам: 1-й и 2-й дивизионы 74 арт. бригады, парки 74 парковой бригады, батальоны соответствующих полков. В свою очередь 74 дивизия и арт. бригада спешно приступили к формированию новых подразделений, которым были присвоены наименования, аналогичные выбывшим. Произошло дублирование названий дивизионов и батарей 74 арт. бригады (это еще не беда – у соседей, в 84 арт. бригаде, в январе 1915г. было три «1-х дивизиона», т.е. 9 батарей с «затроенными» номерами [11]). Это порождало невероятную путаницу, в которой не могли разобраться органы военных сообщений, интендантства, почта, наградные комиссии и т.д. Вот только два примера:
«мною продолжает получаться переписка на имя Управления и двух парков бывшей 50 парковой артиллерийской бригады, перешедшей в состав 4-й Финляндской стрелковой бригады … Существование двух одного номера частей, создает огромную путаницу в переписке и особенно в отчетности», - пишет в конце ноября, командир 50-й парковой бригады; [12]
«… доношу, что из Управления Начальника Артиллерийских Снабжений вчера послана телеграмма о немедленном отпуске всего необходимого вверенному мне дивизиону без зачета уже отпущенного 16 января, но ошибочно засланного… вверенный мне дивизион может быть готов для боя, если все найдется на складе, не ранее 10-12 дней …», - пишет 13 марта 1915г. командующий 2-м дивизионом 74 бригады [13] (это тот 2-й дивизион, который был направлен в 1 армию).
Но проблемы с идентификацией частей испытывали не только исполнители, но даже и высшее руководство фронтов. Во время переброски 2 армейского корпуса (в состав которого вошли батальоны и 2-й артиллерийский дивизион из 74 дивизии) из 1-й армии Северо-Западного фронта во 2-ю армию, временно подчиненную Юго-Западному фронту [14], возникла следующая переписка: «Ставка генералу Данилову. Ген. Бонч-Бруевич запрашивает куда следует направить 74 дивизию? Так как сведений о назначении этой дивизии в состав Юго-Западного фронта не получено, то прошу сообщить куда она назначена. Алексеев. 24.09.1914г. №1919». Генерал-квартирмейстеру при штабе Верховного главнокомандующего ген. Данилову потребовались сутки, чтобы разъяснить начальнику штаба фронта, вопрос, поставленный генерал-квартирмейстером другого фронта: откуда взялась 74 дивизия и куда она должна деться. Только на следующий день была направлена телеграмма ген. Алексееву, что речь идет не о 74 дивизии, а о пополнении, которое эта дивизия направила в 1-ю армию (тлг. от 25.09.1914г. №4631) [15]
Со временем ушедшие дивизионы получили новые наименования: 1-й дивизион 74 бригады довольно скоро стал называться 1-м дивизионом 50-й артиллерийской бригады. Однако забыли переименовать парки 74 парковой бригады, что продолжало вызывать путаницу. Дальнейшая боевая судьба этого дивизиона связана с 50-й арт. бригадой [16]; со 2-м дивизионом 74-й бригады было сложнее. Он долго не входил в состав какой-либо артиллерийской бригады и не был прикреплен к определенной пехотной части. Записка нач. штаба Северо-
Западного фронта ген. Гулевича от 25 января 1915г. говорит о намерении создать из 2-го дивизиона 74 арт. бригады, 1-го дивизиона 84 арт. бригады («по счету третьего») и 54-й парковой бригады новую артиллерийскую бригаду «наименование которой еще не установлено». До этого указанные дивизионы должны были быть переименованы в 3-и дивизионы с сохранением прежнего наименования бригад [17]. Затем появился приказ Верховного главнокомандующего от 12 марта 1915г. № 172: «Включить в состав 3-й Сибирской стрелковой бригады – третьи дивизионы 74-й и 84-й артиллерийских бригад и 54-ю парковую бригаду, присвоив им соответственно наименования первого и второго дивизионов и парковой артиллерийской бригады 3-й Сибирской стрелковой артиллерийской бригады». Приказом Юго-Западного фронта от 27 апреля 1915г. №150 было утверждено формирование 3-й Стрелковой артиллерийской бригады в новом составе, т.к. входившие в ее состав мортирный, тяжелый и горный дивизионы действовали отдельно. Прежним дивизионам 3-й Сиб. стрелк. арт. бригады были присвоены новые наименования: 6-го Сибирского мортирного и 3-го Сибирского тяжелого дивизионов. Переименование не коснулось горного дивизиона, т.к. он находился в составе Юго-Западного фронта [18].
В самой же 74 артиллерийской бригаде спешно приступили к формированию новых дивизионов и парков. Сообщается, что один дивизион должен был сформироваться к 1 октября, с орудиями образца 1900 года [19]. И это было сделано. В отчете о боевом составе 6 армии на 1 октября 1914г. в 74 арт. бригаде 24 орудия, т.е. один дивизион [20]. В бригаде в наличии: 45 офицеров, 3 врача, 2 чиновника, 1423 строевых и 125 нестроевых нижних чинов. Лошадей 40 строевых, 548 артиллерийских упряжных, 28 обозных. Некомплект до полного штата: 3 офицера, 2 врача, 1 чиновник, 98 строевых и 71 нестроевой нижний чин; лошадей: 189 строевых, 499 упряжных и 46 обозных [21].
26 сентября нач.штаба 6 армии докладывал в Ставку, что: «полки 74 п.д. имеют по два готовых батальона. Остальные усиленно подготавливаются, но будут боевыми частями через месяц. Пулеметов покуда нет. Формирование батарей и парков задерживается недостатком материальной части. После формирования батареям надлежит пройти сокращенный курс стрельбы. Главнокомандующий повелел мне донести, что дивизия будет вполне готова к 1 ноября» [22].
Однако столько времени дивизии не дали: 18 ноября пришло указание об отправке 74 пех. дивизии на фронт – в отличии от других дивизий 6 армии, на Юго-Западный. В связи с тем, что в 74 арт.бригаде был только один дивизион (заново сформированный 2-й), с дивизией на фронт был отправлен дивизион (вероятно 1-й) 55 арт. бригады из Ревеля [23]. Приказом Северо-Западного фронта от 12 ноября 1914г. №200: «… артиллерийским частям 55 и 67 пехотных дивизий, которые были приданы 74 и 84 пехотным дивизиям, присвоить номера и наименования по тем дивизиям, в которые они ныне включены». [24]
Отправке подлежали также парки 55 артиллерийской бригады. Но с ними случилась задержка и в действующую армию 74 дивизия прибыла с неполным составом парков. Как минимум 3-й парк из состава 55-й парковой бригады направлялся только в последних числах ноября, причем последний взвод этого парка еще пополнялся лошадьми и мог быть отправлен только в начале декабря [25]. Заметим, дивизия вступила в свой первый (и очень тяжелый) бой уже 21 ноября, когда ее парки только готовились к погрузке в Петрограде.
74-й дивизии еще сильно повезло – она направилась на фронт раньше 55-й и успела пополнить свою артиллерию за ее счет. Уже 31 октября Ставка приказала 6-й армии подготовить к отправке свои последние две дивизии 55 из Ревеля и 67 из Гельсингфорса. Пополнять эти дивизии было уже некому и обе направились на фронт с половиной артиллерии от штата [26]. 55-ю пехотную дивизию разбили в первом же бою под Ловичем, дивизия частично погибла, частью сдалась в плен. Одной из причин поражения нач.штаба дивизии полк. А. Незнамов назвал неудачные действия артиллерии (той, что оставалась) [27]. Хотя виноват в бездействии артиллерии был командир артиллерийской бригады, но несомненно отсутствие второго дивизиона внесло свой пагубный вклад в судьбу дивизии.
Список литературы
- Список генералам, штаб и обер-офицерам и классным чиновникам 74 артиллерийской бригады к 15 августа 1914г. РГВИА.Ф.408.Оп.1.Д.1149 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022); сравни Список генералам, штаб и обер-офицерам и классным чиновникам 37 артиллерийской бригады к 1 января 1914г. РГВИА.Ф.408.Оп.1.Д.1035 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022).
- см. Симанский П.Н. "Мобилизация русской армии в 1914 г. и ее недостатки" [Электронный ресурс] // «Офицеры русской императорской армии»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022), а также Незнамов А. Стратегия темперамента. [Электронный ресурс] // «Офицеры русской императорской армии»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022).
- Список генералам, штаб и обер-офицерам и классным чиновникам 74 артиллерийской бригады к 15 августа 1914г. РГВИА.Ф.408.Оп.1.Д.1149 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022).
- Барсуков Е.З. «Артиллерия русской армии (1900–1917 гг.)» т. IV, гл. II [Электронный ресурс] // «Военная литература. Милитера»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022).
- Веверн Б.В. «6-я батарея 1914-1917 гг.», Париж, 1938г., стр.20.
- поиск по картотеке потерь 74 артиллерийской бригады за 1914г. [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022). При анализе списка потерь необходимо учесть, что 3 из 4 дивизионов, числившихся как дивизионы 74-й бригады, были сформированы в Петроградском военном округе, а 1 дивизион, переведенный из 55 бригады, формировался в Московском военном округе – отсюда значительное количество раненых «в Карпатах» и «под Краковом» из центра Европейской части России.
- РГВИА.Ф.№2003,Оп.2.Д.471,л.д.3. [[Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022).
- РГВИАФ.2003.Оп.1Д.635.л.д.66-67 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022).
- Гусев Е.Х. «Дневник-воспоминания унтер-офицера Евгения Гусева»//Вологодский лад, 2007г.,№2, стр.87 [Электронный ресурс]: журнал // «Вологодский лад»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022).
- см. запись разговора по аппарату ЮЗА полк. Трухачева и ш-капитана Мишковецкого от 25.09.1914г. РГВИА.Ф.2003.Оп.1.Д.324.л.д.406 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022).
- РГВИА.Ф.2019.Оп.1Д.12.л.д.26-27 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022).
- РГВИА.Ф.2019.Оп.1Д.38.л.д.22 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022).
- РГВИА.Ф.2019.Оп.1.Д.39.л.д.411 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022).
- Стратегический очерк войны 1914-1918гг.;Ч.2, сост. Г.Корольков / М.: Книга по требованию, 2018г. – 226с, стр. 28, 35.
- РГВИА.Ф.2003.Оп.1.Д.324.л.д.402 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022); там же л.д.400-401 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022).
- О переименовании дивизиона см. тлг. ген. Данилова от 18 октября 1914г №5320. РГВИА.Ф.2003.Оп.1.Д.638.л.д.195 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022); о переименовании парком 74 парковой бригады см. выше ссылка 12; бывший 1-й дивизион 50-й арт.юригады бригады был переименован в 4-й Финляндский стрелковый дивизион см. приказ Северо-Западного фронта от 12.11.1914г. №199. РГВИА.Ф.2019.Оп.1.Д.1.л.д.336 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022).
- РГВИА.Ф.2019.Оп.1Д.12.л.д.26-27 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022).
- РГВИА.Ф.2048.Оп.1.Д.19.л.д.138 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022); см. также справку в штаб 74 п.д. командующего 74 арт. бригадой от 13.11.1915г. №4479 РГВИА.Ф.2031.Оп.2.Д.519.л.д.720 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022).
- РГВИА.Ф.2019.Оп.1.Д.142.л.д.663 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022).
- РГВИА.Ф.2003.Оп.1.Д.324.л.д.406 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 21.05.2022).
- РГВИА.Ф.2003.Оп.2.Д.358.л.д.55-56 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 22.05.2022).
- РГВИА.Ф.2003.Оп.2.Д.358.л.д.85 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 22.05.2022).
- РГВИА.Ф.2003.Оп.2.Д.358.л.д.30-31 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 22.05.2022).
- РГВИА.Ф.2019.Оп.1.Д.1.л.д.337 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 22.05.2022).
- РГВИА.Ф.2067.Оп.1Д.354.л.д.212, 214, 226, 190 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 22.05.2022).
- РГВИА.Ф.2003.Оп.2.Д.358.л.д.87-88 и 95-96 [Электронный ресурс] // «Памяти героев Великой войны 1914/1918»: [сайт]. – режим доступа (дата обращения 22.05.2022).
- Незнамов А. Стратегия темперамента. [Электронный ресурс] // «Военная литература. Милитера» [сайт]. – режим доступа (дата обращения 22.05.2022).