Рынок зарубежных морских туристических перевозок с 1990-х годов рос ежегодными темпами на 3-5%. На конец 2014 года объем рынка достиг 21,5 млн пассажиров по всему миру. Туристический рынок и его последующее успешное развитие, в том числе ежегодное строительство новых судов, портовых сооружений, ставит вопрос о перспективном старте с участием российских туристических компаний в международной индустрии туризма (путешествия).
Целью данного исследования является изучение потенциала российского рынка туристического туризма. Основное внимание в исследовании уделяется организационным и финансовым факторам, влияющим на развитие бизнеса российских судоходных компаний, выступающих в роли туроператоров по круизам. Целью исследования является выявление ключевых факторов, влияющих на продажи туристических услуг в России, выявление вызовов и угроз для развития бизнеса российских туристических компаний, решение проблем и снижение инвестиционного риска.
Проведем SWOT-анализ развития сферы круизного туризма в Санкт-Петербурге:
Сильные стороны |
Слабые стороны |
• Высокая степень гибкости к эпидемиологическим условиям благодаря строгому санитарно-гигиеническому режиму размещения пассажиров на борту; • способность отрасли морского транспорта выдерживать ограничения и быстро развиваться во время прошлых кризисов; • реализация мер государственной поддержки судоходной отрасли во время пандемии многими государствами; • большинство круизов являются круговыми, когда место отправления и прибытия совпадает; речные прогулки не требуют перемещения на большие расстояния за счет ограниченной скорости суда (18-25 км/ч); • богатство, уникальность и разнообразие природных ресурсов, таких как морские биологические ресурсы • качественные человеческие характеристики, в том числе кадровый потенциал, критические научно-технические возможности; • высокий уровень промышленного развития, уникальный рекреационный потенциал, богатая культура и история; • существующий фундамент высоких технологий, связанный с ключевыми элементами новой технологической концепции. |
• Отсутствие международного опыта по сокращению международных туристических сообщений; • потери имиджа круизных компаний из-за пандемии на многих судах и жесткие карантинные меры на этих судах; • ограничения работы и передвижения круизных судов в результате ограничений; • невозможность обеспечения социального дистанцирования: узкие внутренние коридоры, ограниченность площади общественных зон. |
Возможности |
Угрозы |
• Пересмотр бизнес-модели организации круизов; • управление предложениями круизного туризма для клиентов, пормируя устойчивый спрос; • внедрение инновационных технологий для обеспечения санитарной безопасности туристов на судах; • снижение стандартов санитарных требований и безопасности при планировании экскурсий. В том числе судоходство в связи с улучшением эпидемиологической обстановки. |
• Мировой экономический спад, рост безработицы, снижение обеспеченности населения и реальных доходов; • ограничения на международное транспортное сообщение; • условия неопределенности, неблагоприятная эпидемиологическая обстановка; • ужесточение санитарно-эпидемиологических формальностей международного туризма (например, введение «паспортов здоровья» и жестких требований по вакцинации туристов). |
По результатам SWOT-анализа развития индустрии круизного туризма и изучения работы круизов в период пандемии, некоторые характеристики роста круизной индустрии в этот период показывают высокую степень неопределенности и предпринимательского риска.
- Существенная переориентация рынка морских перевозок на внутренний рынок с меньшим количеством транспортных барьеров в порту в начале и конце круиза.
- Повышение конкуренции среди круизных компаний в выборе круизных маршрутов и их новинок с учетом высокой доли постоянных туристических направлений, лояльных к данному виду отдыха.
- Переориентация наиболее комфортабельных круизов на работу с отечественным (в ряде случаев более дешевым) туристическим сегментом (эта тенденция особенно ярко выражена в работе российских круизов) в условиях международного ограниченного движения.
- Планы многих круизных компаний по созданию новых круговых потребительских групп, чтобы полностью дифференцировать продукты круизного туризма и обеспечить более стабильную загрузку салона. Например, круизная компания «Донинтерфлот» (ранее представленная брендом «Ортодокс»), обслуживающая только иностранных туристов, начала менять название и решила изменить стратегию управления. Туроператор не проводил туристическую деятельность в 2020 году в связи с «нулевым» спросом со стороны целевой аудитории – туристов из стран дальнего зарубежья. Компания решила полностью переоборудовать некоторые из своих судов (суда 1-2) для обслуживания российских туристов и создать совместную систему путешествий для иностранных и российских туристов на других судах.
Увеличение количества круизных лайнеров в работе. Использование более комфортабельного судна на маршруте и увеличение количества судов, планируемых к утилизации из-за несоответствия стандартам, чтобы они стали наиболее современными и комфортными.
Список литературы
- Баженова Е. К. РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ //Природноресурсный потенциал, экология и устойчивое развитие регионов России. – 2021. – С. 15-20.
- Духовная Л. Л., Никольская Е. Ю., Успенская М. Е. ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ГОСТЕПРИИМСТВА В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ В ПЕРИОД ТРАНСФОРМАЦИИ ТУРИСТСКИХ ПОТОКОВ //Сервис в России и за рубежом. – 2022. – Т. 16. – №. 1 (98). – С. 116-127.
- ЛЕГОСТАЕВА Н. В. и др. ФАКТОРЫ И РИСКИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КРУИЗНЫХ СУДОХОДНЫХ КОМПАНИЙ НА ВНУТРЕННЕМ ВОДНОМ ТРАНСПОРТЕ. – 2022.
- Легостаева Н. В., Кузнецов А. С. ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КРУИЗНОГО СУДОХОДСТВА //Логистика: современные тенденции развития. – 2021. – С. 195-200.
- Сарафанова А. Г., Сарафанов А. А. ОБЗОР ВЛИЯНИЯ COVID-19 НА КРУИЗНУЮ ИНДУСТРИЮ //Современные проблемы сервиса и туризма. – 2021. – Т. 15. – №. 3. – С. 19-29.